Ш. Байменов: «Мы всегда на передовой, работаем 24/7»

7 Окт 2020 15:14
Количество просмотров: 1663

40 лет в этом году отмечает городская клиническая больница № 1

Ее история началась с медсанчасти при свинцовом заводе.

Затем она стала больницей скорой медицинской помощи, а сегодня это самая крупная клиника на 520 коек, обслуживающая миллионный Шымкент. Как и прежде, кареты скорой везут сюда экстренных пациентов с травмами, инсультами и другими диагнозами, требующими незамедлительной врачебной помощи.

Тяжелый для всей медицины год к празднованию юбилейной даты не располагает, поэтому все связанные с этим приятные события отложены на неопределенный срок. Больница готовится к возможной второй атаке коронавируса и мобилизует все силы. Тем не менее проведение операций по трансплантации, остановившееся в период карантина, возобновлено. Пациентов, нуждающихся в пересадке органов, с каждым годом все больше.

О настоящем и будущем городской клинической больницы № 1 корреспондент «ЮК» побеседовал с главным врачом, доцентом, кандидатом медицинских наук, главным внештатным урологом Шымкента Ш. Байменовым, который возглавил больницу в ноябре прошлого года, в один из самых непростых периодов ее существования.

— Шынгыс Болатович, горожане по привычке называют больницу БСМП, а ведь она стала уже клинической. О чем это свидетельствует?

— Это означает, что на базе нашего медучреждения проходят обучение будущие медики — студенты Южно-Казахстанской медицинской академии и МКТУ имени Ясави. Помимо этого, у нас тесное взаимодействие с преподавателями кафедр этих вузов. Они участвуют в консилиумах. К примеру, на днях к нам поступила беременная женщина с кровоизлиянием в мозг, в ее анамнезе — эпилепсия. Тут же привлекли к консультации доцента медакадемии, эпилептолога. Еще один немаловажный плюс: у нас есть возможность отбирать лучших выпускников и приглашать их на работу. Поэтому дефицита кадров не испытываем.

В начале года улучшили наш инсультный центр, объединив на первом этаже одного из корпусов нейрореанимацию на 12 коек, палаты интенсивной терапии и обычные, отделение ранней реабилитации для инсультных больных. Каждого пациента обязательно обследуют нейрохирург и эндоваскулярный хирург. Известно, что чем раньше начнется реабилитация после перенесенного инсульта, тем эффективнее она будет. У нас для этого есть и специалисты, и оборудование. По нормативам, таких центров в Шымкенте должно быть как минимум четыре — по одному на каждые 250 тысяч жителей. Это в идеале. А в реальности — на миллион жителей один инсультный центр нашей больницы.

Отделение травматологии и ортопедии, наоборот, разделили на отделение политравмы и ортопедии. Как правило, бытовые травмы, полученные в результате ДТП, — множественные. Поэтому в отделении политравмы, куда поступают только экстренные пациенты, круглосуточно дежурят травматологи, хирурги, нейрохирурги, абдоминальный и торакальный хирурги. В отделении ортопедии проводят реконструктивные операции, такие как замена суставов, а также сложнейшие операции на тазовом кольце. Возглавляет отделение Нуржан Естемесов, профессионал высокого уровня. Нам удалось его переманить из столицы.

— Лишь в сентябре отделение трансплантологии после длительного перерыва возобновило работу. Были проведены первые в этом году операции по родственной пересадке почек. Как сегодня развивается это направление, ведь ваша больница по-прежнему единственная на юге Казахстана, где проводят трансплантации?

— Мы продолжаем работать, потому как нуждающихся в пересадке почек все больше. В основном это, к сожалению, молодые люди, которых можно спасти только таким образом. Поэтому трансплантологию нужно развивать на государственном уровне, это одно из приоритетных направлений медицины. К слову, я был в числе первых врачей, кого основатель трансплантологии в Шымкенте Мади Бигалиев отправил в Минск перенимать опыт у белорусских коллег. Там давно и успешно спасают жизни с помощью пересадки органов. Когда мы вернулись из Беларуси, начали подготовку к внедрению таких операций у нас. 4 марта 2013 года впервые в нашей больнице мы пересадили почку. Эта дата вошла в историю.

Наставником в Беларуси был известнейший врач-трансплантолог Олег Руммо, удостоенный звания национального героя. Стоит отметить, что там на государственном уровне поддерживают не только врачей, но и развитие трансплантологии в целом. Всего один факт из моего белорусского опыта, который говорит о многом. В одной из больниц Бреста от тяжелой черепно-мозговой травмы, полученной в ДТП, скончался молодой парень. Энцефалограмма подтвердила смерть мозга. Но другие жизненно важные органы были здоровыми, а значит, пригодными для пересадки. Разрешение на их изъятие подписывает в том числе и прокурор. На вертолете МЧС из Минска мы вылетели в Брест на забор органов. Чтобы не терять драгоценного времени, вертолет приземлился прямо на школьной площадке, неподалеку от больницы. Оперативно все доставили в специальных контейнерах. Почки, печень, сердце и легкие — с помощью органов одного погибшего спасли пятерых человек! В нашей больнице лишь однажды был такой случай. Единственный. Несколько лет назад молодая женщина попала в ДТП, была госпитализирована к нам с открытой черепно-мозговой травмой в тяжелом состоянии. Спасти ее было невозможно. Лично говорил с ее отцом, он понял и дал согласие на изъятие органов. Специалисты из Национального центра кардиохирургии приехали за сердцем, Национальный научный центр хирургии имени Сызганова забрал печень, а мы пересадили почки двоим реципиентам — молодым людям. Пересадка органов — это реальный шанс не просто продлить жизнь, но и качественно ее улучшить.

В момент беседы о настоящем и будущем трансплантологии Шынгыса Болатовича вызвали на операцию по пересадке почки. Конечно, напросилась в операционную. Сменив обычную одежду на медицинский камуфляж, смогла попасть в самое сердце больницы. Шла четвертая в этом году операция по пересадке почки. Оперировали молодого мужчину с хронической почечной недостаточностью. Брат решил спасти брата, отдав ему почку. Отработанная до мельчайших нюансов сложнейшая шестичасовая операция прошла успешно. Сейчас и донор, и реципиент готовятся к выписке.

Оперирует Ш. Байменов со своей командой.

— Шынгыс Болатович, как пережила больница тяжелое лето 2020-го? И как готовитесь ко второй волне коронавируса?

— Это был невероятно тяжелый и напряженный период, настоящая проверка на прочность. Врачи, медсестры, санитарки — все работали на пределе своих возможностей. Благодарен каждому сотруднику больницы, кто выдержал это испытание, работал, не жалея сил. К нам везли самых тяжелых больных с сатурацией ниже 50-ти. Для пациентов с коронавирусом мы выделили новый корпус, самый большой, с оснащенной реанимацией, палатами с централизованной подачей кислорода. За рекордные двое суток кислородный цех отремонтировали и привели в рабочее состояние. 40 коек, потом еще столько же… А больных, задыхающихся, в тяжелейшем состоянии, было все больше с каждым часом. Не хватало ни мест, ни рук, ни сил. Как на войне. Люди падали от усталости. Многие не выдерживали не только физической, но и психологической нагрузки. Плакали даже мужчины.

Пандемия самым жестоким образом оголила и показала все проблемы здравоохранения. Выявила все недостатки, над которыми мы должны работать в первую очередь. Ко второй волне готовимся до мелочей, исходя из нашего опыта и ошибок. Сформировали необходимый запас лекарств на три месяца. Антибиотики, антикоагулянты, гормоны и жаропонижающие. СИЗы в достаточном количестве, кстати, у нас их и летом хватало благодаря запасам, сделанным в феврале. Проверяем оборудование, готовим дополнительно 70 кислородных точек. Одним словом, настраиваемся на работу по самому худшему сценарию. Нам не привыкать работать 24/7. Совместно с доцентом кафедры реанимации медакадемии Алмасом Альдешевым разработали памятку для реаниматологов с четким алгоритмом действий. Все врачи прошли обучение, освоив тактику ведения больных с коронавирусной инфекцией. Одним словом, полная боевая готовность.

— Одна из проблем в нашей медицине, которую также оголила пандемия, это качество лечения. Как работаете над его повышением, есть ли у недовольных пациентов возможность лично пожаловаться главврачу?

— Качество лечения зависит от многих факторов, разумеется. В том числе и от внутреннего контроля. Мы сами выявляем наши недостатки и работаем над их устранением. С помощью мобильного приложения это стало проще. В нем полная информация о каждом пациенте с момента его поступления к нам, результаты анализов, лечения, обследования и состояния. Приложение беспристрастно фиксирует все: и действия, и бездействие лечащего врача. А оцениваю его не только я, как главврач, но и пять независимых экспертов. Вся информация как на ладони, ничего не утаишь — все объективно. Регулярно проводим внеплановые аттестации персонала, что позволяет держать сотрудников в тонусе. Что касается жалоб, то у меня есть отдельный сотовый телефон, номер которого висит в каждом отделении. Пациенты могут обращаться с любой жалобой. Телефон всегда со мной, я его не выключаю даже ночью. К слову, звонит он все реже.

Алиса Масалева
фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *