Шаг к свободе и бескрайнее счастье полета

25 Янв 2024 10:00
Количество просмотров: 1752

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела» — эти слова произносит Катерина, героиня пьесы Островского «Гроза».

Еще с глубокой древности начались попытки полетов человеком, хотя большей частью тщетные. По преданию, Беллерофонт (в древнегреческой мифологии сын Посейдона и Евриномы), летая, поднялся до вершины Олимпа, а философ-пифагореец Архип Тарентский изготовил голубя, который носился в воздухе с помощью механического приспособления.

Прошли столетия, и человек теперь может подняться в небо не только до уровня полета птиц, но и гораздо выше. Более того, для некоторых полеты — это уже не просто хобби, а образ жизни. И желающих прыгнуть с парашютом становится все больше.

Получить взрыв адреналина от прыжка с парашютом и бескрайнее счастье от полета может любой желающий. О развитии этого вида спорта и планах на будущее мы поговорили с президентом Федерации парашютного спорта в Шымкенте Ю. Савченко.

— Юрий Анатольевич, когда началось развитие парашютного спорта в Шымкенте?

— Аэроклуб в Шымкенте начал свою работу в 1963 году. Основал его Владимир Николаевич Козлов — начальник парашютно-десантной подготовки. В этом году Владимир Николаевич отметит юбилей — 80 лет. Он до сих пор в строю и готовит инструкторов. Владимир Николаевич очень основательный, надежный и щепетильный в работе человек. Профессионал с большой буквы и огромным опытом.

Советское государство старалось заинтересовать как можно большее количество молодежи, особенно призывного возраста, заниматься именно военно-прикладными видами спорта с целью дальнейшего качественного улучшения Вооруженных сил, а также резервов запаса. Поэтому с начала своего появления и до распада СССР парашютный спорт находился под патронажем и контролем Министерства обороны.

Но после распада СССР распались и все аэроклубы, в том числе в Шымкенте. Спустя 16 лет я решил возобновить парашютный спорт в нашем городе и открыл федерацию.

— Надо было начинать практически с ноля?

— Да. Все — от самолета до парашютов — брал в кредит.

— Государственной поддержки вы не получаете?

— Нет. Мы работаем на своем ресурсе. Я за поддержкой обращался во многие инстанции, но особой помощи не получил. Обращался также в центральный аппарат партии «Нур Отан», который дал распоряжение бывшему нашему акиму Аскару Мырзахметову. И тогда по линии спорта руководитель управления Полат Кырыкбаев частично перекрывал расходы на соревнования. Но в целом состязания, которые мы организовывали, проводились за счет боевых взносов наших спортсменов и моих средств. Чтобы зарабатывать деньги на развитие парашютного спорта и выплачивать кредит за самолет, мы стали в сезон удобрять поля риса в Кызылорде.

— Расскажите о вашей военно-спортивной базе. Где она находится?

— Мы арендуем базу в жилом массиве Сайрам. В начале 2000-х она была заброшенной, постройки практически разрушились. Сердце кровью обливалось, когда я видел это, ведь здесь прошла моя молодость. В 2007 году создали федерацию парашютного спорта и получили лицензию. За шестнадцать лет существования мы все полностью обновили. Каждый год на развитие базы тратили три-четыре миллиона тенге. Восстановили казарму, столовую, парашютку построили и многое другое. Сейчас базу не узнать. Я сам по-хорошему болею этим видом спорта. Начинал прыгать в 1978 году.

— Я знаю, что вы увлекаетесь и единоборствами, а также принимали участие в съемках фильма?

— Да, я активно занимался карате и другими видами, и режиссер Журабек Мусабаев предложил мне работу каскадера на «Казахфильме». Снимался в фильме «Горькая дорога» и других кинокартинах. В 2001 году как-то вывез каскадеров на тренировку на аэродром. Вот тогда и увидел, в каком плачевном состоянии находится база.

— Желающих заниматься этим видом спорта много?

— Очень много. Много приходит именно казахской молодежи, а еще много девушек. Отмечу, что девчонки отчаяннее парней. И мы идем на такую хитрость: в самолет всегда подсаживаем девчонок, чтобы мотивировать ребят. К слову, такую тактику применяли еще во времена Союза.

В 2014 году в Шымкенте на нашей базе собрались все инструкторы Казахстана и разработали руководство по прыжкам с парашютом.

— Сколько в Казахстане федераций парашютного спорта?

— В Астане, Караганде, Алматы, Уральске и Шымкенте.

— Каков уровень подготовки шымкентской команды по сравнению с другими?

— Раньше, когда проводились соревнования, мы занимали призовые места. А потом перестали организовывать соревнования: с выездами начались проблемы, потому что финансирования не было. Дело в том, что далеко не каждый может позволить себе ездить на соревнования за свой счет. У нас есть команда, но состав постоянно меняется. Девушки, например, выходят замуж.

— Сколько времени занимает процесс подготовки к полету и прыжку?

— Пять часов с 9:00 до 14:00. Если погода позволяет, надевают парашюты и прыгают. При Советском Союзе подготовка шла месяц. Почему? Потому что в то время спортсменов еще учили укладывать парашют. Теперь же такой необходимости нет, так как этим занимается риггер — специалист, прошедший специальный курс обучения по укладке, обслуживанию и ремонту парашютной техники.

У каждого парашюта есть свой паспорт, в котором фиксируется, кто и когда укладывал, кто проверял и кто спускался на парашюте.

Прыжки осуществляются с самолета АН-2. Высота покидания самолета — 900-950 метров. Парашют — десантный Д-6 со стабилизацией. Еще используется парашют Арбалет-2 (крыло) со стабилизацией автоматического раскрытия. Высота покидания самолета — 1 200 метров.

— Я прочитала информацию, что ваша база находится на балансе Министерства обороны РК.

— Да. Мы находимся на территории запасного военного аэродрома, являемся собственниками строений. Авиабазе №55652, которой принадлежит участок, выгодно, что мы там находимся. Во-первых, охраняем территорию от «захвата» местных жителей: от посевов и выпаса скота. Во-вторых, тесно сотрудничаем с парашютно-десантной службой. Летчики проходят на этом аэродроме подготовку: они обязаны делать три прыжка с парашютом в год. Мы предоставляем для этого все необходимое.

На нашем аэродроме можно тренироваться девять месяцев в году, так как позволяют погодные условия. На юге мы единственные.

— Благодаря нашему климату в городе можно смело развивать этот вид спорта?

— Безусловно. К нам приезжают из Жамбылской, Кызылординской, Туркестанской, Актюбинской областей, три года подряд у нас бывают парашютисты из Ташкента. Можно смело сказать, что мы помогаем еще развивать туризм. Как я уже отмечал ранее, желающих совершить прыжок с парашютом с каждым годом становится все больше.

— Чем привлекает высота?

— Знаете, до сих пор помню свой первый прыжок, который совершил в феврале 1978 года. Перед прыжком я не спал всю ночь. Не мог представить, как я выйду в бездну. Потом многих спрашивал, кто прыгал, у них были точно такие же ощущения перед первым прыжком.

А когда уже на высоте покидал самолет и сделал шаг, мне показалось, что сердце вверх поднялось. Но когда парашют открылся, наступила эйфория. Ты наслаждаешься высотой и видами.

Людей притягивает это состояние души и парение над землей. Счастье полета невозможно описать в двух словах. У меня был большой перерыв в парашютном спорте. Однако часто снилось, что я снова прыгаю. А когда просыпался, у меня были слезы на глазах. Жалко было, что это всего лишь сон.

К нам часто приходят люди, чтобы побороть страх высоты. Многие переживают, что парашют не откроется. У парашютистов свой черный юмор, и мы обычно отвечаем: «Не откроется, придете — другой дадим». Шутка, конечно. А вообще, я вам так скажу, каждый человек может прыгнуть с парашютом и любой может побороть свой страх. Но каждый это делает по-своему.

— Как вы считаете, если развивать туризм и в этом направлении, то мы сможем больше привлечь гостей в наш город?

— Конечно. Согласно статистике разных стран, один аэроклуб может позволить себе 25 тысяч прыжков в год. Мы делаем три тысячи, считаю, что для нашей инфраструктуры это хорошие показатели. Но могут быть в разы выше. Например, в Дубае, чтобы прыгнуть в тандеме, записываются за три-четыре месяца и ждут своей очереди.

— Три года назад вашу базу посетил бывший аким Шымкента Мурат Айтенов и отметил, что необходимо рассмотреть возможность преобразования военно-спортивной базы «Беркут» в уникальный туристический объект. С того момента что-то изменилось?

— К сожалению, нет. Аким обещал нам помочь с дорогой и поручил рассмотреть этот вопрос. Подъездная дорога находится в плачевном состоянии. Это убитая гравийка. Еще необходимо поменять трансформатор. Мы питаемся от аграрного колледжа в Сайраме. Нам бы хотелось свой трансформатор. У нас есть программа приводнения на воду. Стараемся ежегодно выполнить ее на Михайловском водохранилище. Лет десять назад я обращался в акимат, где есть служба ЧС. Предлагал им патрулирование на самолете в пожароопасный период. У нас есть поисково-спасательная подготовка, поэтому мы могли бы оказывать помощь в этом направлении.

Я уже семь лет вынашиваю идею строительства аэродинамической трубы в промышленной зоне «Онтустик». В самом городе нельзя из-за сильного шума при запуске. Я даже обращался на завод в Самаре, специалисты которого были готовы приехать и построить у нас аэротрубу. Конечно, это недешево, но вполне окупаемо. Но сами мы не потянем. Хотелось бы получить государственную поддержку на взаимовыгодных условиях. Это будет приносить хорошее пополнение городскому бюджету.

Справка «ЮК» Аэродинамическая труба – это тренажер свободного падения. Механизм аэротрубы простыми словами можно описать как работу гигантского вентилятора, который нагнетает снизу воздух, за счет чего человек может подниматься вверх и ощущать свободный полет. Первоначально конструкция задумывалась для тренировок парашютистов и военных. Однако аттракцион приобрел огромную популярность среди людей, профессионально не связанных с небом, так как никакой специальной физической подготовки для полетов в ней не требуется.

Аэродинамическая труба — развлечение не только для взрослых, но и для детей. В ней можно летать с двух лет. Естественно, с инструктором. Уверен, родители и сами бы с удовольствием летали, и детишек своих приводили. И к нам приезжали бы из разных уголков не только южного региона. Рядом можно было бы разместить гостиницы, кафе и другое. Можно продумать все это в комплексе.

Аэротруба может работать практически круглосуточно: днем — аттракцион, а вечером — тренировочный тренажер для спортсменов. Есть два варианта трубы — на дизеле или электричестве. Можно выбрать наиболее подходящий для наших условий вариант.

Хочу особо подчеркнуть, что в Средней Азии пока еще нет аэротрубы. Ни в Казахстане, ни в Узбекистане, ни в Таджикистане. Мы в Шымкенте можем стать первыми, у кого будет аэродинамическая труба. И к нам непременно будут приезжать туристы.

Очень хочется, чтобы акимат обратил внимание на наше предложение и поддержал нас в начинании. Еще раз подчеркну, что это очень выгодно. Расчеты все есть.

— Когда у вас будет открытие сезона?

— Открываем сезон в марте. И, пользуясь случаем, приглашаю всех желающих совершить прыжок и получить незабываемые впечатления от полета.

 

 

Татьяна Бурдель

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *