«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела» — эти слова произносит Катерина, героиня пьесы Островского «Гроза».
Еще с глубокой древности начались попытки полетов человеком, хотя большей частью тщетные. По преданию, Беллерофонт (в древнегреческой мифологии сын Посейдона и Евриномы), летая, поднялся до вершины Олимпа, а философ-пифагореец Архип Тарентский изготовил голубя, который носился в воздухе с помощью механического приспособления.
Прошли столетия, и человек теперь может подняться в небо не только до уровня полета птиц, но и гораздо выше. Более того, для некоторых полеты — это уже не просто хобби, а образ жизни. И желающих прыгнуть с парашютом становится все больше.
Получить взрыв адреналина от прыжка с парашютом и бескрайнее счастье от полета может любой желающий. О развитии этого вида спорта и планах на будущее мы поговорили с президентом Федерации парашютного спорта в Шымкенте Ю. Савченко.
— Юрий Анатольевич, когда началось развитие парашютного спорта в Шымкенте?
— Аэроклуб в Шымкенте начал свою работу в 1963 году. Основал его Владимир Николаевич Козлов — начальник парашютно-десантной подготовки. В этом году Владимир Николаевич отметит юбилей — 80 лет. Он до сих пор в строю и готовит инструкторов. Владимир Николаевич очень основательный, надежный и щепетильный в работе человек. Профессионал с большой буквы и огромным опытом.
Советское государство старалось заинтересовать как можно большее количество молодежи, особенно призывного возраста, заниматься именно военно-прикладными видами спорта с целью дальнейшего качественного улучшения Вооруженных сил, а также резервов запаса. Поэтому с начала своего появления и до распада СССР парашютный спорт находился под патронажем и контролем Министерства обороны.
Но после распада СССР распались и все аэроклубы, в том числе в Шымкенте. Спустя 16 лет я решил возобновить парашютный спорт в нашем городе и открыл федерацию.
— Надо было начинать практически с ноля?
— Да. Все — от самолета до парашютов — брал в кредит.
— Государственной поддержки вы не получаете?
— Нет. Мы работаем на своем ресурсе. Я за поддержкой обращался во многие инстанции, но особой помощи не получил. Обращался также в центральный аппарат партии «Нур Отан», который дал распоряжение бывшему нашему акиму Аскару Мырзахметову. И тогда по линии спорта руководитель управления Полат Кырыкбаев частично перекрывал расходы на соревнования. Но в целом состязания, которые мы организовывали, проводились за счет боевых взносов наших спортсменов и моих средств. Чтобы зарабатывать деньги на развитие парашютного спорта и выплачивать кредит за самолет, мы стали в сезон удобрять поля риса в Кызылорде.
— Расскажите о вашей военно-спортивной базе. Где она находится?
— Мы арендуем базу в жилом массиве Сайрам. В начале 2000-х она была заброшенной, постройки практически разрушились. Сердце кровью обливалось, когда я видел это, ведь здесь прошла моя молодость. В 2007 году создали федерацию парашютного спорта и получили лицензию. За шестнадцать лет существования мы все полностью обновили. Каждый год на развитие базы тратили три-четыре миллиона тенге. Восстановили казарму, столовую, парашютку построили и многое другое. Сейчас базу не узнать. Я сам по-хорошему болею этим видом спорта. Начинал прыгать в 1978 году.
— Я знаю, что вы увлекаетесь и единоборствами, а также принимали участие в съемках фильма?
— Да, я активно занимался карате и другими видами, и режиссер Журабек Мусабаев предложил мне работу каскадера на «Казахфильме». Снимался в фильме «Горькая дорога» и других кинокартинах. В 2001 году как-то вывез каскадеров на тренировку на аэродром. Вот тогда и увидел, в каком плачевном состоянии находится база.
— Желающих заниматься этим видом спорта много?
— Очень много. Много приходит именно казахской молодежи, а еще много девушек. Отмечу, что девчонки отчаяннее парней. И мы идем на такую хитрость: в самолет всегда подсаживаем девчонок, чтобы мотивировать ребят. К слову, такую тактику применяли еще во времена Союза.
В 2014 году в Шымкенте на нашей базе собрались все инструкторы Казахстана и разработали руководство по прыжкам с парашютом.
— Сколько в Казахстане федераций парашютного спорта?
— В Астане, Караганде, Алматы, Уральске и Шымкенте.
— Каков уровень подготовки шымкентской команды по сравнению с другими?
— Раньше, когда проводились соревнования, мы занимали призовые места. А потом перестали организовывать соревнования: с выездами начались проблемы, потому что финансирования не было. Дело в том, что далеко не каждый может позволить себе ездить на соревнования за свой счет. У нас есть команда, но состав постоянно меняется. Девушки, например, выходят замуж.
— Сколько времени занимает процесс подготовки к полету и прыжку?
— Пять часов с 9:00 до 14:00. Если погода позволяет, надевают парашюты и прыгают. При Советском Союзе подготовка шла месяц. Почему? Потому что в то время спортсменов еще учили укладывать парашют. Теперь же такой необходимости нет, так как этим занимается риггер — специалист, прошедший специальный курс обучения по укладке, обслуживанию и ремонту парашютной техники.
У каждого парашюта есть свой паспорт, в котором фиксируется, кто и когда укладывал, кто проверял и кто спускался на парашюте.
Прыжки осуществляются с самолета АН-2. Высота покидания самолета — 900-950 метров. Парашют — десантный Д-6 со стабилизацией. Еще используется парашют Арбалет-2 (крыло) со стабилизацией автоматического раскрытия. Высота покидания самолета — 1 200 метров.
— Я прочитала информацию, что ваша база находится на балансе Министерства обороны РК.
— Да. Мы находимся на территории запасного военного аэродрома, являемся собственниками строений. Авиабазе №55652, которой принадлежит участок, выгодно, что мы там находимся. Во-первых, охраняем территорию от «захвата» местных жителей: от посевов и выпаса скота. Во-вторых, тесно сотрудничаем с парашютно-десантной службой. Летчики проходят на этом аэродроме подготовку: они обязаны делать три прыжка с парашютом в год. Мы предоставляем для этого все необходимое.
На нашем аэродроме можно тренироваться девять месяцев в году, так как позволяют погодные условия. На юге мы единственные.
— Благодаря нашему климату в городе можно смело развивать этот вид спорта?
— Безусловно. К нам приезжают из Жамбылской, Кызылординской, Туркестанской, Актюбинской областей, три года подряд у нас бывают парашютисты из Ташкента. Можно смело сказать, что мы помогаем еще развивать туризм. Как я уже отмечал ранее, желающих совершить прыжок с парашютом с каждым годом становится все больше.
— Чем привлекает высота?
— Знаете, до сих пор помню свой первый прыжок, который совершил в феврале 1978 года. Перед прыжком я не спал всю ночь. Не мог представить, как я выйду в бездну. Потом многих спрашивал, кто прыгал, у них были точно такие же ощущения перед первым прыжком.
А когда уже на высоте покидал самолет и сделал шаг, мне показалось, что сердце вверх поднялось. Но когда парашют открылся, наступила эйфория. Ты наслаждаешься высотой и видами.
Людей притягивает это состояние души и парение над землей. Счастье полета невозможно описать в двух словах. У меня был большой перерыв в парашютном спорте. Однако часто снилось, что я снова прыгаю. А когда просыпался, у меня были слезы на глазах. Жалко было, что это всего лишь сон.
К нам часто приходят люди, чтобы побороть страх высоты. Многие переживают, что парашют не откроется. У парашютистов свой черный юмор, и мы обычно отвечаем: «Не откроется, придете — другой дадим». Шутка, конечно. А вообще, я вам так скажу, каждый человек может прыгнуть с парашютом и любой может побороть свой страх. Но каждый это делает по-своему.
— Как вы считаете, если развивать туризм и в этом направлении, то мы сможем больше привлечь гостей в наш город?
— Конечно. Согласно статистике разных стран, один аэроклуб может позволить себе 25 тысяч прыжков в год. Мы делаем три тысячи, считаю, что для нашей инфраструктуры это хорошие показатели. Но могут быть в разы выше. Например, в Дубае, чтобы прыгнуть в тандеме, записываются за три-четыре месяца и ждут своей очереди.
— Три года назад вашу базу посетил бывший аким Шымкента Мурат Айтенов и отметил, что необходимо рассмотреть возможность преобразования военно-спортивной базы «Беркут» в уникальный туристический объект. С того момента что-то изменилось?
— К сожалению, нет. Аким обещал нам помочь с дорогой и поручил рассмотреть этот вопрос. Подъездная дорога находится в плачевном состоянии. Это убитая гравийка. Еще необходимо поменять трансформатор. Мы питаемся от аграрного колледжа в Сайраме. Нам бы хотелось свой трансформатор. У нас есть программа приводнения на воду. Стараемся ежегодно выполнить ее на Михайловском водохранилище. Лет десять назад я обращался в акимат, где есть служба ЧС. Предлагал им патрулирование на самолете в пожароопасный период. У нас есть поисково-спасательная подготовка, поэтому мы могли бы оказывать помощь в этом направлении.
Я уже семь лет вынашиваю идею строительства аэродинамической трубы в промышленной зоне «Онтустик». В самом городе нельзя из-за сильного шума при запуске. Я даже обращался на завод в Самаре, специалисты которого были готовы приехать и построить у нас аэротрубу. Конечно, это недешево, но вполне окупаемо. Но сами мы не потянем. Хотелось бы получить государственную поддержку на взаимовыгодных условиях. Это будет приносить хорошее пополнение городскому бюджету.
Аэродинамическая труба — развлечение не только для взрослых, но и для детей. В ней можно летать с двух лет. Естественно, с инструктором. Уверен, родители и сами бы с удовольствием летали, и детишек своих приводили. И к нам приезжали бы из разных уголков не только южного региона. Рядом можно было бы разместить гостиницы, кафе и другое. Можно продумать все это в комплексе.
Аэротруба может работать практически круглосуточно: днем — аттракцион, а вечером — тренировочный тренажер для спортсменов. Есть два варианта трубы — на дизеле или электричестве. Можно выбрать наиболее подходящий для наших условий вариант.
Хочу особо подчеркнуть, что в Средней Азии пока еще нет аэротрубы. Ни в Казахстане, ни в Узбекистане, ни в Таджикистане. Мы в Шымкенте можем стать первыми, у кого будет аэродинамическая труба. И к нам непременно будут приезжать туристы.
Очень хочется, чтобы акимат обратил внимание на наше предложение и поддержал нас в начинании. Еще раз подчеркну, что это очень выгодно. Расчеты все есть.
— Когда у вас будет открытие сезона?
— Открываем сезон в марте. И, пользуясь случаем, приглашаю всех желающих совершить прыжок и получить незабываемые впечатления от полета.
Татьяна Бурдель
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!