Шерше ля… агроном

20 Ноя 2017 17:35
Количество просмотров: 1398

 Кадры решают все — с этой крылатой фразой трудно не согласиться. Особенно если это технические кадры, в которых все еще остро нуждаются практически все отрасли народного хозяйства. Даже в нашей трудоизбыточной области. Об этом, пожалуй, знает каждый. А вот о том, как непросто готовить эти кадры — квалифицированные, востребованные, соответствующие современным требованиям рынка, обладающие необходимыми навыками и компетенциями — знают только те, кто непосредственно занимается их подготовкой, и те, к кому они потом идут работать.

Система профессионального технического образования совершенствуется уже не первый год. В процесс обучения внедряются новые технологии и инновации. Представители колледжей перенимают опыт заграничных коллег, осваивают дуальный и модульный методы. Казалось бы, с таким комплексным подходом выпускники колледжей должны сразу после учебы напрямую отправляться на предприятия и без проблем начинать трудовой путь: на собственное благо и на радость своим работодателям. Таких примеров в Южном Казахстане действительно немало. Например, кондитеры и повара, окончившие колледж №6, ткачи, швеи и модельеры-дизайнеры из колледжа №5 трудоустраиваются практически стопроцентно. С удовольствием берут к себе на производство местные промышленники и прошедших обучение в южноказахстанских колледжах сварщиков, токарей, электрослесарей. Нет претензий к молодым квалифицированным кадрам и у рыбоперерабатывающих предприятий области, работающих с учебными учреждениями, готовящими для них специалистов по обработке рыбы. А вот в агробизнесе в этом плане что-то не заладилось. Одним из первых о проблемах с молодыми кадрами для аграрного сектора заговорил хозяин уникального для Южного Казахстана интенсивного яблоневого сада, собственник ТОО «Дala-fruit.kz» Б. Нажметдинулы. Он остро нуждается в узких специалистах, которые могли бы работать в этом саду, в построенных в его хозяйстве современных инновационных овощехранилищах, в теплицах. Вот только взять их, по его словам, попросту негде. Эту острую тему предприниматель поднял и на заседании областного общественного совета. Как отметил Б. Нажметдинулы, в нашей области зарегистрировано самое большое количество сельхозформирований — более 72 тысяч, сосредоточено 80% площадей всех теплиц республики, мы занимаем первое место по поголовью овец и коз, что не учитывается при формировании государственного образовательного заказа.

 — В 2017-2018 учебном году планируется размещение государственного образовательного заказа на подготовку более 15 тысяч специалистов. В том числе за счет средств областного бюджета — более четырех тысяч, — отметил Б. Нажметдинулы. — Общая сумма на эти цели составляет 14,9 миллиарда тенге, в том числе средства областного бюджета — 14 миллиардов. При этом на подготовку специалистов в отраслях сельского хозяйства за счет областного бюджета выделено 1375 мест, то есть 12 процентов от всех специальностей. Однако в направление «Сельское хозяйство» входит и подготовка поваров в количестве 125 человек. Причем по направлению «Сервис» также готовят поваров, и количество мест по ним там составляет 275. На мой взгляд, включение подготовки поваров в направление «Сельское хозяйство» искажает общие данные по подготовке специалистов для сельхозотрасли. К тому же, мне кажется, управлению образования надо двигаться в ногу со временем и предлагать профильному ведомству включить в действующий Классификатор профессий и специальностей технического и профессионального, послесреднего образования те специальности, которые действительно сегодня востребованы и необходимы современной экономике. Почему мы не предлагаем подготовку, например, оператора автоматизированной сельхозтехники, который будет иметь навыки управления системами датчиков, беспилотниками и агророботами, специалистов по капельному орошению, узкоспециализированных агрономов: агрономов-плодоовощеводов и агрономов-семеноводов, которые необходимы нашему региону? Хотелось бы затронуть и тему неэффективного расходования бюджетных средств при подготовке специалистов в рамках госзаказа. Ведь на подготовку одного специалистов в среднем в месяц расходуется 21 тысяча тенге, соответственно, в год — 189 тысяч. Поэтому считаю целесообразным неконструктивные предложения районных и городских акиматов по подготовке невостребованных кадров переводить с государственного гранта на платное обучение. Например, судя по заявке на подготовку специалистов в рамках госзаказа, поступившей от Ордабасинского района, складывается впечатление, что развитие аграрного сектора там абсолютно не приоритетно. Так, общая потребность района в специалистах составляет 100 человек. В том числе по 25 электрогазосварщиков, операторов электронно-вычислительных машин, поваров и трактористов-машинистов сельхозпроизводства. К слову, на этот район приходится семь процентов валового объема сельхозпроизводства области, а доля пищевой промышленности составляет более шести процентов. Поэтому совсем не ясна позиция местного акимата, которому не требуются ни специалисты пищевой промышленности, ни какие-либо сельскохозяйственные кадры, помимо трактористов. Аналогичная ситуация в Казыгуртском районе, где из 150 человек от общего количества госзаказа для сельского хозяйства опять же требуется только 25 трактористов. Только в трактористах нуждаются и Байдибекский, Толебийский и Шардаринский районы. Видимо, остальными сельхозспециалистами там полностью обеспечены. А акимат г. Арыси вообще не нуждается в подготовке специалистов сельского хозяйства. При этом в Программе развития ЮКО до 2020 года отмечено, что город Арысь в значительной мере зависит от сельского хозяйства, и поэтому потенциал развития местной экономики главным образом направлен на развитие агропромышленного комплекса. Думаю, это говорит о формальном подходе как некоторых акимов районов и городов, так и областного управления образования.

 Есть претензии к молодым сельхозкадрам и у других аграриев области.

— Нам остро не хватает механизаторов, — говорит руководитель ТОО «Сары Айгыр», расположенного в Толебийском районе, А. Бабенко. — На практику из колледжей каждый год приходит немало будущих трактористов. Но, насколько мы поняли, работать по специальности никто из них не собирается. Месяц с горем пополам проходят, лишь бы справку о прохождении практики получить, и больше мы их не видим.

— У нас в хозяйстве два гектара теплиц. Квалифицированные рабочие руки очень нужны, — говорит руководитель ТОО «Нуршаттемир», расположенного в Сайрамском районе, А. Одаманов. — Мы несколько раз пытались привлечь к себе на работу ребят из агроколледжа, но желающих крайне мало. Например, на практику приходят восемь человек, из них остаются двое, остальные не хотят работать. О том, что практических знаний им не хватает, говорить не буду. Считаю, что это нормально, навыки приобретаются с опытом. Сами, оканчивая учебу, имели слабое представление о том, как все выглядит в реальности. Мы бы их, конечно, подучили, если бы у них желание было. Но проблема в том, что желания-то у них и нет. Вот и получается, что свидетельства о получении профессии ежегодно выдают десяткам молодых людей, а на деле толку от этого сельскому хозяйству ничуть.

В областном управлении образования критику принимают, но утверждают, что и сами всеми силами стараются справиться со сложившейся ситуацией. Вот только в одиночку эту проблему им не решить.

— Чтобы координировать работу по трудоустройству выпускников колледжей, определять потребность в кадрах, сформировать базу данных единой информационной системы социально-трудовой сферы, где были бы сведения о текущих вакансиях и прогнозе создаваемых рабочих мест в разрезе востребованных специальностей в проектах, реализуемых в рамках государственных, правительственных программ и программ развития территорий, а также инициатив частного сектора, аким области Жансеит Туймебаев дал определенные поручения акиматам городов и районов области, а также отраслевым управлениям, — говорит руководитель отдела управления образования ЮКО Р. Асанова. — Мы же для определения потребности в кадрах на предприятиях региона направили запрос в Палату предпринимателей ЮКО и ходатайство о выработке и внесении в Классификатор предложений по новым специальностям. Кроме того, неоднократно обращались к местным предпринимателям с просьбой активнее принимать участие как в предоставлении заявок на обучение по нужным им профессиям, так и в подготовке специалистов для своих предприятий. Для этого им нужно стать социальными партнерами колледжей в дуальном образовании. Подписать с учебным заведением меморандум о сотрудничестве и позволять будущим специалистам проходить на своем предприятии с первого курса производственную практику. На втором курсе эти ребята уже будут у них работать, набираться опыта. Конечно, предпринимателям придется платить им определенную зарплату, но не за просто так, а за реально выполненный объем работ. Таким образом после окончания колледжа у них будут полностью подготовленные кадры, можно сказать, воспитанные в их коллективе, знающие и соблюдающие все традиции и правила, действующие на данном предприятии.

Но, увы, далеко не все руководители заводов, фабрик и сельхозформирований готовы идти на такие расходы, считая, что подготовка специалистов — дело сугубо государства. Хотя, если быть объективными, частному бизнесу государство помогает значительно, выделяя субсидии, льготные кредиты и многое другое. Так почему бы бизнесменам не включиться в важный для экономики страны процесс подготовки нужных рынку квалифицированных специалистов, предоставив им возможность прохождения производственной практики, рабочие места, закрепив наставника, выплачивая определенную зарплату и помогая с дальнейшим трудоустройством? И еще: к сожалению, на сегодняшний день законодательными нормами и иными подзаконными нормативными правовыми актами не предусмотрен механизм определения потребности в подготовке специалистов технического и профессионального образования. Также отсутствует и механизм трудоустройства выпускников организаций ТиПО, порядок формирования государственного заказа и взаимодействия местных исполнительных органов в процессе осуществления этой работы. По этому вопросу управление образования неоднократно обращалось с предложениями в Министерство образования и науки РК, но пока безрезультатно.

Что же касается руководителей колледжей, то многие из них признаются, что никак не могут наладить отношения с агробизнесом. Впрочем, не исключают, что далеко не все выпускники учатся ради будущего трудоустройства по специальности, и предлагают ввести для учащихся по гранту обязательную отработку.

Ирина Притула

Фото автора

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *