Насколько эта школа особенная, понимаешь, как только входишь в здание учебного заведения. Ну где еще можно увидеть, как, приходя на занятия и уходя домой, ученики младших и средних классов обнимают своих учителей?! А старшеклассники подолгу прямо в коридоре или на лестничной площадке секретничают с директором?!
Пожалуй, такое возможно только там, где большим школьным коллективом руководит Р. Пак. Помнится, в бытность Розы Викторовны директором школы № 45 там была такая же уникальная атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения между учениками и педагогами.
Вот и здесь, в частной школе «Арофат», которой отличник образования РК, кавалер ордена «Курмет», педагог с огромным опытом и многолетним стажем Р. Пак руководит с начала ее основания — уже четыре с половиной года, дети чувствуют себя как дома: нужными, любимыми, защищенными. Можете себе представить, что каждое утро Роза Викторовна рассылает всем своим старшеклассникам пожелания удачного дня! У нее это уже стало золотым правилом, которое ребята ценят очень высоко.
Рядом с ее кабинетом висит стенд, на котором написано: «В этой школе мы настоящие. Мы делаем ошибки, мы говорим «извини», мы умеем веселиться, мы даем второй шанс, мы раскрываем объятья, мы прощаем, мы шумные, мы умеем терпеть, мы любим, мы — семья». Думаю, никакие другие слова не смогут лучше передать тот особый душевный климат, который сумела создать Роза Викторовна в этой школе для всех. И это поистине замечательное место. Место, где детям хочется учиться. Не удивительно, что за столь короткий срок существования «Арофат» сумела войти в сотню лучших школ республики и в десятку лучших школ Шымкента.
«Говоря о школе, в первую очередь, конечно, нужно сказать о нашем учредителе — Низамхане Сулаймановиче Сулайманове, который первым в Казахстане построил школу в рамках государственно-частного партнерства. И это была наша школа «Арофат», которая основана в 2019 году, — рассказывает Роза Викторовна. — С Низамханом Сулаймановичем я до того времени не была знакома. Но он, как оказалось, знал меня по школе № 45, где я проработала завучем 5 лет и директором 29 лет. Он пригласил меня посмотреть на строительство, посоветоваться. Мы разговорились и, как оказалось, во многих вопросах сошлись во мнении. В итоге он пригласил меня на должность директора, а когда я отказалась, попросил хотя бы помочь организовать в школе учебно-воспитательный процесс. В этом я отказать не могла. Вот так и вышло, что с тех пор я работаю в школе «Арофат». И не жалею о своем решении.
Вначале меня многие друзья и родные отговаривали, напоминая, что и в центре Шымкента мне постоянно предлагают достойные должности. А подкупил меня Низамхан Сулайманович тем, что сразу сказал: в его школе дети будут учиться бесплатно, причем он созд2аст все условия, чтобы учились они в самых комфортных условиях. И слово свое сдержал.
Надо отметить, что за строительство школ, а их нашим учредителем уже построено десять и еще четыре строится, и детских садов, которых у него на сегодняшний день восемь, Низамхан Сулайманович, заслуженный строитель Казахстана и известный меценат, взялся не только по зову своей души, но и по совету своей супруги — педагога с большим стажем Арофат Вахитовны, которая, можно сказать, стала генератором этой идеи.
В общем, мне настолько оказались близки все задумки и планы этой прекрасной семейной пары, стремящейся сделать школу уютной, а не казенной, что я согласилась взять на себя руководство педагогическим коллективом. Вот так стала директором первой подобной школы, а школа «Арофат», если можно так выразиться, — опытным образцом. И не только для области или Шымкента, но и для страны, потому что из каждого региона к нам приезжали гости, смотрели, решали, стоит ли вкладывать свои деньги в строительство таких школ, где государство, помимо подушевого финансирования, в течение восьми лет будет возвращать инвестиции, вложенные в строительство.
Мы своим примером продемонстрировали, что программа государственно-частного партнерства в образовании будет работать. Даже учитывая, что месторасположение нашей школы неудобное, мы находимся далеко от центра, дети к нам приезжают из всех уголков Шымкента. К слову, первый учебный год у нас начался не как в других школах первого сентября, а в январе. Это было, конечно, сложно. Но каждый ребенок, который приходил, через несколько дней приводил с собой еще несколько. В итоге всего через месяц у нас уже было более тысячи детей. И сегодня здесь учится тысяча детей, хотя проектная мощность школы 850 мест. Все ребята мотивированы на учебу, все хотят получать знания, потому и идут к нам, зная насколько высокопрофессиональный здесь коллектив.
Все они — педагоги новой формации. Конечно, находить кадры вначале тоже было непросто. В основном приходили те, кто меня хорошо знал. Постепенно коллектив укомплектовался. Теперь у нас есть педагоги-исследователи, педагоги-модераторы, педагоги-эксперты. Как известно, реформа образования требует контроля в учебно- воспитательном процессе, и в этом плане мне очень помогает отличная команда заместителей, все они учителя-исследователи, то есть профессионалы в своем предмете, и прекрасно справляются с организацией учебно-воспитательного процесса.
В первую очередь хочу отметить команду моих заместителей: Ирину Халмуратовну Артыкову, моего первого заместителя по всем общим вопросам, Наталью Владимировну Чепелеву, Розу Бескемпировну Ердесову, Ирину Геннадьевну Дубовскую, Татьяну Ивановну Рожкову.
Очень рада, что детям здесь интересно. Тематические недели, которые проводит каждое методическое объединение, — это что-то невообразимое. Каждый раз восхищаюсь талантами и профессионализмом учителей. И очень здорово, что в этом процессе с удовольствием участвуют и ученики, и их родители. Например, неделя государственного языка, которая прошла в преддверии праздника Наурыз. Это было великолепное мероприятие, когда ребятами и учителями были представлены обычаи и традиции казахского народа, звучали наставления великого Абая, цитировался Ахмет Байтурсынов, звучали домбра и кобыз, исполнялись всеми любимые вальсы Шамши Каладякова.
Надо отметить, что у нас обучаются дети 23 национальностей, и мы стараемся, по возможности, в течение года уделить внимание культуре и обычаям каждого, а в Наурыз обязательно проводим большое театрализованное мероприятие, посвященное истории, языку, обычаям и традициям казахского народа, который когда-то радушно встретил всех, кто сейчас живет в Казахстане.
Наверняка запомнилась детям и неделя английского языка, прошедшая в конце учебного года. Она была посвящена Шекспиру. Когда дети читали его произведения на английском языке наизусть, я была буквально потрясена. Или взять неделю русского языка, когда была представлена ярмарка с изобилием поэзии, частушек, пословиц и всего, чем так богат и прекрасен русский язык.
Присутствуя на таких мероприятиях, я всегда думаю: «Ну как таких учителей не любить? Как не ценить за вдохновение и самоотдачу?» Они на самом деле заслуживают огромной благодарности за преданность делу.
Мне кажется, что каждый из завучей, которых я назначила, болеет душой за своих учителей, за каждого ученика, за свой участок работы. И я рада, что родители наших выпускников тоже считают так, и, выступая на последнем звонке, они очень тепло отзываются о школе, благодарят за то, что нам удалось раскрыть таланты ребят, что их дети буквально болеют школой и для них немыслимо пропускать занятия. Для нас эти слова — лучшая награда.
Надо сказать, что с реформой в образовании произошло очень много изменений, и вести работу в соответствии со всеми этими требованиями сегодня очень и очень сложно. Тем не менее мы в прошлом году вошли в число восьми лучших школ Шымкента. Причем это рейтинг не только частных школ, но и государственных. Вошли мы и в список ста лучших школ Казахстана. Думаю, мечта любого директора достичь таких результатов. Но это, конечно, все благодаря моим педагогам: Лауре Карамановне Нурлыбековой, учителю русского языка высшей категории, и Юлуз Наримановне Сапаровой, учителю-исследователю казахского языка высшей категории. Две их ученицы завоевали на республиканской предметной олимпиаде золотую и бронзовую медали. И я очень благодарна учителям за их труд.
Вообще, педагогам к трудностям не привыкать. Так уж повелось во все времена, что ради работы учителя жертвуют временем, которое должно предназначаться семье, отдают свою любовь ученикам, не уделяя должного внимания собственным детям. Понимание этого приходит обычно тогда, когда за плечами уже десятки лет работы в школе. И поэтому я всегда говорю своим учителям: работа педагога, пожалуй, самая неблагодарная, но самая благословенная, и другой она быть не может».
«Думаю, выражу мнение всего педагогического коллектива, если скажу, что нам очень повезло с руководителем, — говорит первый заместитель директора И. Артыкова. — Роза Викторовна как никто другой умеет сплотить коллектив, направить его в правильное русло. Ее правило: «воспитывая — обучай, а не обучая, воспитывай», которое внедрено у нас, в школе приносит замечательные плоды.
Качество знаний наших учеников в прошедшем учебном году составило 68 процентов, а если говорить о выпускниках, то в 11 классах этот показатель составил 83 процента. То есть одиннадцатый класс в прошлом учебном году практически все ребята окончили без троек.
Еще одним очень правильным решением директора было организовать для школьников два обязательных спецкурса — это математическая грамотность и грамотность чтения. Дело в том, что четвертые и десятые классы сдают МОДО — мониторинг образовательных достижений обучающихся, где наглядно видно, чему ребенок смог научиться за соответствующий период. Задания там даются не из учебника, поэтому без таких спецкурсов, где ученики два раза в неделю занимаются по дополнительной программе, пройти такую проверку знаний очень трудно.
А еще мы все восхищаемся ее душевной теплотой и сердечностью. Вот простой пример: когда в школе проходят спортивные соревнования между всеми школами Низамхана Сулаймановича, встречая ребят, Роза Викторовна первым делом всегда распоряжается, чтобы их обязательно вкусно накормили. А если кто-то из учащихся провинится, Роза Викторовна вызывает его для беседы, и когда ученик признает вину, ему обязательно вручается шоколадка.
Мы постоянно учимся на ее примерах: как она говорит с учениками, как общается с родителями. Ей удается найти правильное решение буквально в любой ситуации, свести на нет любой конфликт. Это огромный опыт, которым она с нами делится каждый день, и это дорогого стоит».
Говорят, слухами земля полнится. И о школе «Арофат» с каждым годом узнает все больше родителей, выбирающих для своих чад лучшее учебное заведение. Не удивительно, что в школе «Арофат» на следующий учебный год уже набралось пять полных первых классов.
«Наша школа нравится родителям не только тем, что здесь дают хорошие знания, но и тем, что занятия у детей проходят в одну смену, — говорит Роза Викторовна. — Это позволяет закреплять после уроков пройденный материал, контролировать выполнение домашних заданий, больше внимания уделять воспитанию и разностороннему развитию детей. Такой школьный распорядок удобен и для педагогов. И я очень благодарна родителям за то, что они понимают, какую цель ставит перед собой школа, и поддерживают в этом педагогов. Вообще, считаю, что, если есть сотрудничество между школой и родителями, ребенок не может быть упущен, непонят и не направлен в нужное русло. Конечно, в больших школах, где количество детей превышает две тысячи, это делать гораздо сложнее, а там, где детей в пределах тысячи, комфортно всем: и учителям, и детям, и родителям».
А чтобы в школе «Арофат» всем было еще комфортнее работать и учиться, Р. Пак решает с учредителем вопрос дальнейшего укрепления материально-технической базы. Роза Викторовна очень хочет, чтобы у учебного заведения появился широкополосный интернет, в классах были установлены интерактивные доски, а у коллектива школы — свой транспорт.
«Я хотела бы, чтобы уроки познания мира в теплое время года проходили не в кабинетах, а на природе, — говорит директор. — Такие занятия не только помогут детям лучше усвоить материал, но и останутся в их памяти на всю жизнь. И это здорово. А еще хочется, чтобы ребята имели возможность принимать участие в различных олимпиадах не только в Казахстане, но и за рубежом.
Надо сказать, что наш учредитель Низамхан Сулайманович в этом вопросе нас поддерживает и не жалеет на учеников денег. Каждой своей школе он выделяет по 500 тысяч тенге ежемесячно на стипендии для лучших учеников. Кроме того, в прошлом году пятеро наших ребят целый месяц учились в Турции, четверо лучших старшеклассников отдыхали в республиканском лагере «Ел Умити», а в этом году двое учеников выиграли грант и едут на учебу в Америку. Это очень высокий результат. И мы ими гордимся.
Вообще, я очень хочу, чтобы наша школа всегда была местом, куда дети бегут с нетерпением. И, думаю, у нас это получается благодаря огромной любви к профессии учителей нашей школы и заботе о своем учебном заведении Низамхана Сулаймановича и его супруги Арофат Вахитовны. Кстати, она с удовольствием закупает огромное количество цветов, которые украшают и кабинеты, и коридоры, и все подоконники детских садов и школ, создавая особую располагающую атмосферу.
Знаете, недавно, по случаю, я думала над девизом школы и написала: «Арофат» — школа, в которой хочется учиться», а учителя добавили: «и в которой хочется работать». Для меня, как для директора, это высшая оценка и высшая награда».
Ирина Притула
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!