Школа как центр притяжения

24 Ноя 2023 13:36
Количество просмотров: 669

Каждый раз посещая ту или иную школу в поисках очередного материала, всегда с некоторым чувством зависти наблюдал за учениками, которые после звонка выскакивали из тесных кабинетов и неслись по коридорам к выходу на школьный двор. Ведь это единственное место, где можно носиться как ошпаренные или потолкаться со своими одноклассниками. Что касается нахлынувшего в такие моменты чувства, то я постоянно завидовал не их возрасту, а возможности хоть на несколько минут обрести свободу, ту, которую испытывает лишь ребенок в такие минуты. И как только зазвенит звонок, приглашающий детей на очередной урок, это удивительное чувство не исчезает, а лишь на время притаится, чтобы вновь вырваться наружу на следующей перемене.

Директор школы Ж. Маймакова.

Решив посетить одну из школ Ленгера, я был в предвкушении вновь испытать это чувство. Но в этот день мне не удалось увидеть той суеты, на которую способны только школьники. Лишь небольшая группа учеников нулевого класса играла во дворе. Малыши с нетерпением поглядывали на ворота, ожидая увидеть родителей, которые должны забрать их после уроков. Лишь бдительность охранника и ответственность сопровождавшего их педагога не позволяли им разбежаться. Вышедшая в это время мне навстречу женщина поинтересовалась, кто я и по какому делу здесь. Узнав все подробности и цель моего визита, она пригласила пройти вовнутрь.

Гульжан Алимкулова оказалась завучем по воспитательной работе школы №6. Она сказала, что руководитель отлучилась на несколько минут, и согласилась провести небольшую экскурсию по школе и поведать о работе педагогического коллектива. Надо сказать, что школа открылась давно и ученики занимались в старом здании, которое по техническим характеристиками считается аварийным. Два года назад районной администрацией было принято решение о строительстве новой школы. Но вместе с радостью коллектив и учащиеся испытали небольшое огорчение. Ведь во время строительства нового здания возникнут некоторые неудобства. В частности, было принято решение, что во время строительства дети будут учиться в школе села Ак Айдар, которое находится в некоторой удаленности. Но районная администрация нашла выход и предложила за счет районного бюджета организовать доставку детей и педагогов в сельскую школу. Вот так два года и колесили дети вместе с учителями между Ленгером и селом Ак Айдар. Но конец всем неудобствам наступил в начале этого учебного года, когда школа переехала в новое современное здание.

«Одним словом не передать той радости, которой был охвачен весь школьный коллектив, особенно дети, — сказала Г. Алимкулова. — Вы посмотрите, какая красота! Если бы вы видели прежнее здание, то поняли бы нас. Здесь просторные коридоры, светлые классы. Есть игровые и спортивные площадки. Двор благоустроен. Мы радуемся нашему спортивному и актовому залам. Теперь у нас есть просторная и светлая столовая. Кстати, сейчас дети должны обедать. Пойдемте».

Школьная столовая действительно оказалась просторной и светлой. Но учащихся уже не было. Как пояснили ее работники, они пообедали и ушли на уроки. В подтверждение их слов мы увидели картину, которая обычно остается после детей. А вот работники столовой уже привыкли, поэтому спокойно прибирали со столов посуду и хлебные крошки.

Идет репетиция.

«В школе учатся 334 ученика. Дети из начальных классов обеспечены бесплатным питанием, а это 131 учащийся с первого по четвертый классы. А также бесплатным питанием обеспечены 11 учеников из социально незащищенных семей. Это ученики с пятого по 11 класс. Что касается меню, то оно каждый день новое и вывешивается за день. Остальные ребята могут сами здесь пообедать, цены у нас фиксированные и для детей вполне приемлемые», — пояснила Гульжан Амантаевна.

Следующим объектом нашей экскурсии стала библиотека, которой заведует библиотекарь с большим стажем работы Г. Дусембекова.

«Как видите, помещение библиотеки светлое и просторное, — сказала Гульжан Лесовна. — Мы благодарны всем, кто сделал нам такой подарок, построив эту школу. Что касается библиотечного фонда, то в нем 6 606 книг художественной литературы и 7 780 учебников. Для учителей есть отдельный уголок с методическими пособиями. Дети приходят сюда заниматься с удовольствием. По абонементам у нас записано 250 учеников. Вы сделали правильное замечание по поводу газетных подшивок. Возьмем это на контроль и подготовим подшивки периодики».

Под такие заверения заведующей школьной библиотекой мы продолжили знакомство со школой и пошли в сторону актового зала. Небольшая группа девочек, не замечая нашего приближения, репетировала какой-то танец. Неожиданно увидев нас, они смутились и скрылись за дверью актового зала, откуда доносились голоса.

Зал наполовину был заполнен. Если одна часть детей сидела в зрительских креслах, то другая находилась за кулисами на сцене. Мальчик и девочка, видимо, ведущие, просматривали листы с текстом, находящиеся в руках.

«Мы готовимся к очередному школьному мероприятию, которое называется «Я люблю жизнь», — ответила на заданный вопрос школьный психолог А. Байкожаева. — В нем участвуют дети 7, 8, 9 классов. Тот самый возраст, когда человек формируется как личность. Поэтому к его проведению все участники относятся серьезно. Да вы сами видите, как ребята увлечены происходящим».

Пожелав артистам успехов и сделав снимок на память, мы продолжили экскурсию по школьным коридорам, где находились стенды, рассказывающие об учебном заведении и волнующих моментах появления нового здания. В соседнем коридоре висели фотографии отличников. Их количество удивило: более трех десятков!

Завуч школы Г. Алимкулова и библиотекарь Г. Дусембекова.

«Наши дети не только успешно учатся, они еще хорошие спортсмены. При школе действуют спортивные секции по волейболу, баскетболу, легкой атлетике. Есть и творческие кружки. Например, театральный. А для умельцев функционирует кружок «Умелые руки», где мальчишки обучаются резьбе по дереву, а девочки — рукоделию. Наши мастерские оборудованы современными инструментами и швейными машинками. Эти навыки дети получают не только посещая кружки, но и на уроках труда, — рассказала Г. Алимкулова. — 24 наших учащихся посещают спортивные секции по футболу. 36 учеников активно занимаются на станции юных туристов, 33 — посещают Дворец школьников, 12 детей учатся в музыкальной школе игре на домбре. Но многие из-за удаленности не могут посещать занятия. Поэтому со следующего месяца при школе открываются кружки танца, игры на домбре и вокальный. Уверены, что они будут популярны среди наших учеников. Занятия проходят в две смены, график работы кружков для удобства составляется с учетом расписания уроков».

Приятного аппетита, дети.

Неожиданно к нам подошла женщина. Как позже оказалось, это была директор школы Ж. Маймакова, которая пригласила в свой кабинет. Я попросил руководителя немного рассказать о себе. Конечно, это несколько смутило Жанат Мейрбеккызы, но ее короткий рассказ вполне удовлетворил мое любопытство. После окончания средней школы в Ленгере она поступила на факультет прикладной математики в КазГУ. Но раннее замужество поставило перед ней выбор. Она, как женщина, выбрала семью и перевелась на заочное отделение. Трудовую биографию начала с преподавания казахского языка в средней школе им. Ч. Валиханова в селе Киелитас. Затем стала директором начальной школы в этом же селе. Чуть позже ее назначили завучем по воспитательной работе, а затем предложили ту же должность в Первомаевской средней школе. В 2009 году она стала руководителем школы в селе Жанауюм, а через два года возглавила коллектив учебного заведения №2 г. Ленгера, где проработала 10 лет. В 2022 году возглавила сегодняшний коллектив как раз в то время, когда началось строительство нового здания. Ей вместе с педагогами и детьми пришлось так же кочевать между Ленгером и школой в селе Ак Айдар.

«Конечно, вспоминая эти два года, знаю, насколько нелегко было всему коллективу, особенно нашим детям. Но мы выдержали, — сказала Ж. Маймакова. — Были приятные воспоминания. Не знаю, как вам сказать. Это обстоятельство подтолкнуло наших учителей на смелый шаг в приобретении автомобилей. Тогда многие педагоги по льготной процентной ставке кредитования приобрели личные автомобили».

— Вот Вы, Жанат Мейрбеккызы, школьный руководитель с большим стажем работы. Что скажете по поводу того, что сегодня во всех грехах, касающихся воспитания детей, обвиняют школы? Даже родители стараются все списать на учителей. Что думаете по этому поводу? — задал я вопрос.

— Конечно, воспитательный процесс в некоторой степени относится к деятельности учителей, — немного задумавшись, ответила Жанат Мейрбеккызы. — Но не надо забывать, что большую часть времени дети проводят в семьях, немалая нагрузка лежит на плечах родителей. В последние годы появилась тенденция во всех сложившихся обстоятельствах обвинять школьную администрацию, в особенности классного руководителя. Не следует забывать, что основная задача школы заключается в обучении детей и получении знаний. Параллельно школа несет и воспитательную функцию. Но, повторюсь, только отчасти. Здесь нужны усилия школы и семьи. Именно такой тандем может дать положительные результаты. Многие родители, ссылаясь на отсутствие времени и занятость, переложили свои обязанности по воспитанию детей на учителей и при малейшем нарушении спешат обвинять нас во всех грехах. Обидно, что в этом им помогают и госструктуры в лице правоохранительных органов. Скажу одно: если не будет взаимопонимания между школой и родителями, положительных результатов трудно добиться. В нашей школе для урегулирования таких отношений создан специальный центр, который занимается этими вопросами. А начали мы с того, что взяли с родителей письменное подтверждение того, что они несут обоюдную ответственность в то время, когда ученик находится вне школы. С другой стороны, мы стараемся иметь тесный контакт с родителями. Сегодня у нас учатся дети из 70 неблагополучных семей, с ними мы проводим работу, можно сказать, адресно. Приятно отметить, что в дни проведения родительских собраний в школе происходит такое столпотворение, что яблоку негде упасть. Этот факт говорит о том, что родителям небезразлично будущее их детей, что они доверяют.

Хочу немного остановиться на работе детских инспекторов полиции. Конечно, было бы правильно, если бы у каждой школы был отдельно закрепленный сотрудник полиции, который проводил бы профилактику среди учащихся по предупреждению различного рода правонарушений. На сегодня из-за отсутствия достаточного количества детских инспекторов полиции каждый из них обслуживает по 5-6 школ одновременно. При таком раскладе не может быть и речи о правовом воспитании детей. Хотелось бы высказать признательность сегодняшнему руководству районного отдела образования, которое стоит на позиции, что воспитание детей задача не только школы, но и родителей».

Конечно, нашу беседу можно было бы продолжать долго. Но неожиданно зазвенел звонок, и тишину разорвали детские голоса. Мне показалось, что вся эта шумная ватага вновь понеслась по коридорам во двор, чтобы вновь почувствовать хоть на несколько минут это неповторимое чувство свободы. Может, поэтому школа в наших сердцах остается центром притяжения самых приятных воспоминаний.

 

 

Берик Монтаев

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *