Автобусы веселенькой зеленой расцветки на городских улицах появились летом прошлого года. Вхождение в своеобразный и нетолерантный к новичкам рынок пассажирских перевозок было непростым и сопровождалось, вопреки давней местной традиции вершить серьезные дела тихо под ковром, большим шумом. Shymkent Bus
на старте получил в общем пакете вместе с прибыльными и самые проблемные маршруты. С большой протяженностью и проблемной загрузкой — №№ 171, 171 А и другие.
Сегодня предприятие с тремя сотнями новых автобусов занимает до 30 % рынка пассажирских перевозок Шымкента.
Отчасти на новую компанию распространился негатив, оставленный предшественником — GreenBus, недавно завершившим свой земной путь предсказуемым банкротством. Проблем добавило и внешнее сходство зеленых ливрей автобусов, и укоренившееся неприятие мирным населением всяческих сомнительных и дорогостоящих инициатив городских властей. Путаницы добавили и журналисты, почему-то сразу окрестившие новую компанию «муниципальным парком».
«Сразу сниму вопросы по «неэкологичным двигателям», — говорит директор компании Е. Токбергенов. — Вы и ваши коллеги долго кошмарили город рассказами о коптящих голубое шымкентское небо дизелях. Это, мягко говоря, неверно. Автобусы этой серии оснащены двигателями последнего экологического стандарта Euro-5. Понятно, что качество отечественной солярки далеко от совершенства. Для нормализации горючего используются специальные присадки, и до сих пор у экологов к нам претензий не было. Электробусы как альтернативный вариант рассматривать сейчас не будем. Решение о закупке именно этой модели принималось давно и не нами. Ответственно заявляю, что на сегодня наши машины соответствуют самым строгим требованиям по атмосферным выбросам.
По конструкции салона у пассажиров замечаний до сих пор не было. Несколько ступенек неудобств не создают. Машины пятого поколения оснащены специальными выдвижными пандусами для инвалидных колясок, информационными мониторами, наружным и внутренним табло — «бегущая строка» — и громкой связью с пассажирами. Впервые в нашем городе в автобусах не только имеются кондиционеры, но они еще и работают. При небольшом повышении расхода горючего кондиционеры дали нам летом серьезное конкурентное преимущество перед другими городскими перевозчиками. Люди в жару при наличии выбора по дублирующим маршрутам предпочитали передвижение с комфортом в прохладном салоне. Так что расходы на ГСМ с лихвой окупились увеличением пассажиропотока. Эти машины при нормальном техническом обслуживании проработают на городских маршрутах без серьезного ремонта не менее пяти лет. Еще одно преимущество — завод отечественный, его специалисты оказывают нам техническую поддержку весь гарантийный срок эксплуатации машин. Скоро плановое техническое обслуживание машин будем проводить сами. Это дешевле и эффективнее. С заводом-изготовителем достигнута договоренность о подготовке специалистов для обслуживания и ремонта автобусов на месте. Параллельно готовим собственную ремонтную базу».
Справка «ЮК»
АО «СПК «Shymkent» в рамках проекта «Обновление автобусного парка города Шымкента» в июне-июле 2019 года приобрело у АО «Сарыарка Автопром» в Костанае по лизингу 300 автобусов марки ANKAI.
14 мая 2019 года было создано ТОО «Управляющая компания «Shymkent Bus». Учредители УК «Shymkent Bus» — АО «СПК «Shymkent» с долей уставного капитала 42,36 % и частные предприниматели — 57,64 %.
«Пока живем в долг, — говорит Е. Токбергенов, — ежемесячно получаем заем через СПК «Шымкент» на выплату заработной платы. Это позволило стабилизировать работу коллектива, сняло внутреннее напряжение. В здоровой атмосфере работа эффективнее.
По итогам прошлого года компания вышла с хорошими финансовыми показателями. С учетом, разумеется, займов СПК. Вопрос задолженности перед учредителем удастся решить с получением государственных субсидий на социальные маршруты. Наши предложения по объемам субсидий прошли утверждение в маслихате. Осталось дождаться выплат.
Для повышения эффективности работы компании применяем инновационные управленческие решения. Пригласили специалистов НИИ охраны труда, которые помогли выстроить производственные процессы так, чтобы они были экономически эффективны и удобны для работников.
Создали дисциплинарный совет, на котором два раза в неделю рассматриваем самые острые вопросы: нарушения трудовой дисциплины, графиков движения, ПДД, конфликты с пассажирами. Пока работы у совета хватает, но уже очевиден перелом в отношении к работе большинства сотрудников.
Несмотря на дефицит квалифицированных водителей, стараемся избавляться от явно не соответствующих требованиям. Оптимизировали расходы начиная со смены основной базы, что позволит сократить холостой пробег машин от маршрутов до парка, соответственно, сэкономили ГСМ, а главное — время. Только передислокация автопарка ближе к маршрутам движения дала ежемесячную экономию в 14 миллионов тенге. Нашли дизельное топливо на пять тенге за литр дешевле. На триста машин получается приличная экономия.
Убрали неэффективные управленческие должности. Навели порядок в документации и организации труда персонала. Привлекли команду опытных специалистов по транспорту. Скажем, у моего заместителя более четверти века стаж работы в отрасли.
Поначалу это многим не нравилось. Сложившиеся за несколько месяцев традиции вольницы преодолеть было непросто. Но результаты быстро убедили всех, что работать как положено, а не как придется, эффективнее и комфортнее. Сделали работу компании максимально прозрачной. Кроме собственной контрольно-ревизионной службы, помогает постоянный надзор СПК. За своими деньгами, вложенными в достаточно рискованный проект, корпорация следит днем и ночью. Мы, со своей стороны, заинтересованы в стабильной работе предприятия и выявлении узких мест. Тесное взаимодействие с акиматом и СПК позволяет решать вопросы оперативно, что очень важно для организации перевозок».
«Главную для всех шымкентских перевозчиков проблему — кадровую, — делится планами директор, — будем решать самостоятельно. Техническая база позволяет самим готовить водителей, осталось решить организационные вопросы».
Триста дополнительных автобусов, вышедших на городские маршруты прошлым летом, создали проблемы с наложением линий движения и загрузкой машин. Советские нормативы предусматривали оптимальный пассажиропоток в одну тысячу человек за смену. В крупных городах Казахстана (Актобе, Караганде) реальная загрузка автобусов — 1,5 тысячи пассажиров, у Shymkent Bus этот показатель сегодня не превышает 600 человек в смену. Разницу в доходе подсчитать несложно. Причина — отсутствие в городе рабочей научно обоснованной схемы маршрутов общественного транспорта.
«Прежде чем распределять субсидии, — говорит Е. Токбергенов, — надо сделать несколько давно назревших шагов. Оптимизировать маршруты, убрать дублирующие и сократить количество машин повышенной вместимости за счет запуска там, где это оправданно. Предусмотреть в транспортной схеме города стыковочные маршруты и сократить протяженность линий движения. Сейчас некоторые маршруты удлинились за тридцать километров. Это, конечно, удобно пассажирам, но экономически невыгодно перевозчикам, существенно увеличивает себестоимость их услуг. Оптимизация позволит сэкономить бюджетные деньги. После нее субсидий потребуется гораздо меньше.
Чтобы снять все вопросы в справедливости распределения дотаций, необходимо ввести наконец-то в Шымкенте электронное билетирование. Тогда денежные потоки в пассажирских перевозках станут прозрачными и наступит полная ясность, какие маршруты нуждаются в дотациях и в каких объемах.
Для Shymkent Bus мы этот вопрос решаем пока в автономном режиме. Совместно с компанией «КазСмартТранс» разрабатываем собственную систему электронной оплаты проезда. Но, чтобы раз и навсегда решить проблему, необходима единая городская система. Внедрим ее — и разрешится большинство спорных вопросов и взаимных претензий компаний-перевозчиков».
Игорь Лунин
фото автора