Многим шымкентцам не надо представлять Евгения Яворского. Кроме основной деятельности адвоката, он ведет активную общественную работу с творческими людьми, в первую очередь с молодежью. Однако, несмотря на публичность, открытой информации о человеке, который не так давно стал внештатным советником акима Шымкента по культуре, очень мало.
Поэтому «ЮК» решил встретиться с Евгением Анатольевичем и получить от него ответы на интересующие вопросы.
— Шымкентцы долго не забудут прошлогодний летний ужас, когда в период пандемии официальная статистика и власти давали одни показатели и говорили, что все нормально и под контролем, а на деле в аптеках лекарств не было, либо по заоблачным ценам, больницы забиты до отказа, дефицит кислорода в клиниках, а страницы газет превратились в сплошные некрологи. 1 июля 2020-го Вы выступаете на своей странице в «Фейсбуке» с требованием отставки акима Шымкента Мурата Айтенова и его команды, как несправившихся с поручениями Главы государства. Спустя несколько недель выясняется, что Евгений Яворский влился в акимовскую команду, а точнее, стал советником акима города по культуре. Что это было? Как Вы можете объяснить?
— Непосредственно перед знакомством с Муратом Дуйсенбековичем внимательно ознакомился с его видениями и идеями. Как бы это странно ни звучало, мне стали близки его идеи развития города. У акима Шымкента огромное количество планов, которые он хочет реализовать. Я готов всячески помогать ему до тех пор, пока буду видеть, что эти действия имеют положительный эффект. Конкретный пример — театр оперы и балета. По инициативе Мурата Айтенова директором театра пригласили Майю Мухамедкызы. Надеюсь, что театр изменится кардинально. Прежде всего представит зрителям постановки мирового уровня.
— Помнится, в 2004 году у Вас была попытка выдвижения в депутаты.
— Да, я тогда был молодым юристом и считал, что моя энергия должна быть использована в депутатском корпусе. Было много предложений и планов, как изменить и улучшить нашу законодательную систему. Но тогда не понимал, что это была иллюзия. Сейчас точно знаю, что не хочу ни в депутаты, ни на госслужбу. Но готов оказывать консультационные услуги. Мне интересна эта работа.
— То есть Вы решили как общественник не только критиковать, но предлагать и помогать?
— Я родился в Шымкенте, хочу жить здесь и очень переживаю за наш город. Раньше никогда не лез в общественную деятельность. Занимался своим делом, путешествовал по миру. Но постепенно стал понимать, что развитие города идет не так, как хотелось бы мне и большинству жителей. И начал потихоньку подключаться к процессу, искренне полагая, что мой вклад будет полезен.
— А как Евгений Яворский видит развитие города?
— Возьмем хотя бы один пример. Мечтаю, чтобы при упоминании Шымкента у людей возникала ассоциация с шикарным ипподромным комплексом. Чтобы у нас была развитая школа конного спорта, проводились международные соревнования по национальным конным видам, а в конюшнях стояли арабские жеребцы и ахалтекинцы. И все эти блага были доступны людям с разным уровнем достатка. Нет, это не Нью-Васюки. Все, о чем говорю, возможно, тем более с нашим географическим положением. С нашим климатом достаточно открытого ипподрома, чтобы заниматься круглый год. Наличие мощной конноспортивной базы позволит продвинуться в киноиндустрии. Почему бы не открыть, например, школу каскадеров? И готовить кадры, которые будут востребованы даже в Голливуде. Это все реально. Наши ребята-каскадеры снимались в «Мулане». Почему не развиваться в этом направлении?
— Раз уж затронули тему, что скажете по поводу возмущения горожан решением о строительстве жилого комплекса на месте ипподрома?
— Мне не совсем понятна борьба за старый ипподром. В городе, к сожалению, нет земли для строительства коммерческого жилья серьезными застройщиками. И если мы хотим, чтобы инвестор вложил порядка 135 миллиардов тенге, то должны быть готовы к тому, чтобы договариваться с ним на паритетных условиях. Будем откровенны, проект коммерческий, и строительная компания не будет вкладывать деньги, если в ответ не получит преференций. Поэтому власти Шымкента, имея в городской собственности участок под старым ипподромом, предоставляют его под строительство в обмен на инвестиции.
— Важно, чтобы все действия городских властей совершались согласно закону. У нас же говорят о том, что участок под старым ипподромом продан, но при этом не проводят никаких экспертиз, не было общественных слушаний? Вы же юрист и понимаете, что необходимо выстраивать четкий алгоритм в рамках правового поля.
— Все пока происходит на уровне разговоров. Несомненно, необходимые экспертизы будут обязательно проведены. И если какая-то из них сделает заключение, что на участке невозможно строительство, то жилого комплекса не будет.
Мне кажется, тем, кто против, надо провести независимую экспертизу. Это не так дорого стоит и среди общественников есть состоятельные люди, которые могут себе это позволить. Тогда это будет мотивированное и серьезное понимание ситуации. Основной аргумент в том, что это наследие Асанбая Аскарова. Но, помимо ипподрома, остаются дендропарк и зоопарк, дай бог, восстановят детскую железную дорогу. Сколько лет ипподром стоит бесхозный? Почему из всех, кто против строительства жилого комплекса, никто ничего не сделал, чтобы ипподром заработал. Бывшие архитекторы лишили его даже парковки.
— Давайте поговорим о культуре. Согласны ли Вы с тем, что пандемия спасла Шымкент от фиаско в год культурной столицы?
— Вполне возможно. Это была огромная проблема. Город действительно был не готов. Мне очень жаль, что из Шымкента не получилось сделать жемчужину культуры стран Содружества. Раньше куда-то приезжал и гордился, что я из Шымкента. Сейчас, наоборот, стараюсь умолчать, потому что вижу, что город даже в Казахстане не котируется. Пока нечем гордиться. А за пределами страны его вообще не знают. У нас же потрясающий город! Если нас не трогать, я говорю про предпринимателей, дать возможность работать, мегаполис преобразится на глазах!
— По инициативе Мурата Айтенова в сфере культуры происходят некие подвижки. В первую очередь, назначаются руководителями не белые воротнички, а заслуженные деятели культуры. При этом ни у одного из них нет опыта организатора или управленца. Что это? Кадровый голод или вливание новой крови?
— Согласитесь, мы все устали от тех, кто нами до сих пор управлял. Это касается и культуры. А благодаря таким людям, как Ханзада Есенова (начальник управления культуры и развития языков Шымкента), в город приехали серьезные специалисты, которые начали работать над крупными культурными проектами. Я этому очень рад. Не знаю, что будет завтра, но буду в команде до тех пор, пока понимаю, что есть продвижение вперед. Как только увижу, что начинает затягивать в болото, то сразу об этом скажу.
— О надоевших руководителях культуры Вы уже сказали. Но оскомину набили и те, кто где-то в добровольном, а порой и в принудительном порядке заполонили концертные площадки. Что сегодня нужно сделать, чтобы в городе продвигать молодые никому неизвестные таланты?
— Действительно, у нас столько молодых талантливых ребят, что представить невозможно. Более того, некоторые из них не уступают Димашу Кудайбергену. Могу ошибаться, но, слушая многих, отмечаю огромный потенциал. У нас же какая психология? Чтобы добиться успеха, ты должен быть кому-то нужен, востребован. В планах творческого объединения «Туркістан» вывозить таких ребят в Китай и Россию. Кроме того, мы начали сотрудничество с «Артеком». У этого международного лагеря есть хорошие возможности для развития творческих детей. Этот проект я хочу осуществить совместно с Россотрудничеством.
— А должна ли быть поддержка государства?
— Такая поддержка есть. Сейчас продвигается идея, и она нашла понимание, касательно творческих кружков и секций. Это значит, что, если педагог набирает группу учеников, то за каждого ребенка государство будет платить. На базе нашего творческого объединения мы хотим запустить пилотный проект.
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!