23 апреля исполняется 100 лет со дня рождения Григория Никоновича Каплуна, внесшего огромный вклад в развитие шымкентской авиации
Г. Каплун родился в 1921 году в селе Паташня Каневского района Киевской области. В 1944 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков. С 1958 года работал в Казахском управлении гражданской авиации заместителем командира по политической части объединенной авиаэскадрильи, а с 1963 по 1982 год был командиром Чимкентского объединенного авиаотряда.
В 1963 году аэропорт из района Чапаевки был передислоцирован на современное место базирования.
Старожилы помнят, что до этого взлетная полоса располагалась в районе нынешней площади аль-Фараби.
Под руководством Григория Никоновича была проделана огромная работа по строительству нового современного аэропорта со взлетно-посадочной полосой с искусственным покрытием. Новая полоса позволила авиапредприятию успешно освоить самолеты Ли-2, Ил-14, АН-24, Ан-26, Ил-76 и принимать пассажирские самолеты Ил-18, Ту-154, Як-42 и другие воздушные суда большой грузоподъемности. Естественно, увеличились пассажиропоток и грузооборот.
Вот что писала об этом газета «Южный Казахстан» (1971 год):
«Когда Григорий Никонович Каплун возглавил в 1963 году Чимкентское авиапредприятие, под его началом оказался коллектив, где крайне неблагополучно обстояло дело с трудовой и летной дисциплиной. Все службы размещались в тесноте — в нескольких сборно-щитовых домиках. Не хватало специалистов, опытных командиров, руководителей.
Год за годом командир Г. Каплун умело сплачивал коллектив, подбирал и заботливо растил кадры командно-руководящего состава».
В 1965 году, с поступлением в Чимкентский аэропорт самолетов Ил-14, расширением воздушного сообщения и открытием новых рейсов, все службы авиапредприятия перешли на круглосуточную работу. Затем пришли самолеты Ил-18, и началась новая эпоха. О том, как предприятие добивалось хороших успехов, в фильме про Чимкентский авиаотряд в 1976 году рассказал сам Григорий Никонович:
«Для того чтобы авиационное предприятие работало нормально, оно должно быть снабжено передовой техникой. Нам пришлось провести реконструкцию Чимкентского аэропорта. Это позволило взять на эксплуатацию самолеты Ан-24. Тем самым мы связали Чимкент со столицей нашей Родины, курортами Черного моря и Крыма, дали выход Чимкентской области к промышленным центрам Урала и Сибири».
По 19 воздушным линиям общей протяженностью 9 218 километров производились полеты в 1966 году. Шло интенсивное переучивание летного состава и освоение новой техники.
До 300 тысяч пассажиров, 400 тонн почты и до 1900 тонн груза ежегодно отправлялось Чимкентским авиаотрядом. Был построен аэровокзал, с которого как бы начиналось знакомство пассажиров с авиаслужбой самой южной области Казахстана. Для гостей это была визитная карточка города. По четкому графику движения автобусного маршрута №12, перевозившего пассажиров из аэропорта в центр Чимкента и обратно, можно было часы сверять.
Под руководством Г. Каплуна было построено 48 аэродромов, в том числе с искусственным покрытием полосы. Благодаря этому удалось связать Туркестан, Кентау, Чардару, Ильичевку с Алма-Атой, областными центрами республики и городами-курортами. Аэропорты открылись во многих совхозах, районных центрах области.
Чимкентский авиаотряд располагал самым большим количеством самолетов Ан-2 (128 единиц) в Казахстане, которые с воздуха обрабатывали химикатами сельхозугодья. Более миллиона двухсот тысяч гектаров в год достигал объем обработки сельхозплощадей. Пассажирские Ан-2 совершали рейсы местного значения и проводили экскурсионные полеты для школьников.
Вспоминает бывшая стюардесса Л. Бурдель:
«Мальчишки и девчонки были в полном восторге, когда самолет набирал высоту и кружил над городом. Во время полета я все время находилась возле двери. Мало ли что, дети есть дети. Самолет трясло, в салоне было шумно, но детвора не отрывалась от иллюминаторов. Какие у них были счастливые лица!»
Силами коллектива был построен учебно-методический центр для подготовки летного и технического состава. Центр был оснащен современными тренажерами самолетов Ан-2 и Ан-24 и признан лучшим в Казахстане.
В фильме 1976 года Григорий Никонович рассказывал:
«Нам приходилось самолетные радиолокаторы отправлять на поверку в Свердловск и Алма-Ату. Чтобы сэкономить на средствах и сроках поверки, мы сами спроектировали и построили лабораторию для поверки, регулировки радиолокаторов и других самолетных агрегатов».
Усилий потребовалось много, зато на авиапредприятии были сведены для минимума простои самолетов при проведении регламентных работ.
Своими силами был создан и центр медицинского обслуживания для летного состава и работников авиапредприятия, врачебно-летная экспертная комиссия.
Двухэтажное здание медсанчасти оснащено суперсовременным медицинским оборудованием. Для работников предприятия были построены шесть жилых домов, многоэтажное общежитие, гостиница в аэропорту для летного состава, а также большая столовая.
Отличник Аэрофлота, ветеран авиации Чимкентского авиаотряда Бимахан Аринов рассказывает:
«Григорий Каплун сделал очень много для развития авиации в нашей области. Он был человеком по-военному твердым, а порой и жестким. Дисциплина у него стояла на первом месте. Он от всех требовал полной самоотдачи в работе. Строгий и принципиальный, Григорий Никонович одновременно был чутким и внимательным командиром. Наш авиаотряд под его руководством был в авангарде Казахстана. Да и на просторах СССР мы всегда были в числе лучших».
В 1972 году Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и ВЦСПС за достижение высших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 50-летия образования Союза Советских Социалистических Республик наградил коллектив Чимкентского авиапредприятия юбилейным Почетным знаком и Почетной грамотой ВЦСПС. Это была высокая награда.
Труд Г. Каплуна был отмечен правительственными наградами и медалями. Среди них: орден Красной Звезды, орден Трудового Красного Знамени, орден Знак Почета, медаль «За боевые заслуги».
Г. Каплун с 1964 по 1982 год неоднократно избирался депутатом областного и городского Советов народных депутатов Чимкентской области и Чимкента.
Григорий Никонович умер 24 декабря 1995 года. Шымкентцы помнят и ценят его огромный вклад в развитие авиации не только Шымкента, но и Казахстана.
Татьяна Бурдель
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!
спасибо за статью