Аким Шымкента М. Айтенов выступил на пресс-конференции по вопросам социально-экономического развития города
Опустим показатели развития экономики и сразу обратимся к вопросам, которые беспокоят жителей Шымкента.
В связи с наступлением холодов много нареканий насчет качества отопления.
По заверению градоначальника, проблема отопления жилых домов в Шымкенте находится на контроле акима. Подготовка к отопительному сезону в этом году велась с лета. Отремонтированы устаревшие магистральные сети.
«В Шымкенте нет КСК и домоуправлений, эта система не развита. Подвалы многоэтажных домов оказались не в лучшем состоянии. Несмотря на это, совместно с акиматами районов мы подготовили каждый дом к отопительному сезону. При обследовании социальных учреждений было установлено, что в большинстве зданий не проведена опрессовка, магистральные сети в подвалах не отремонтированы. Все эти вопросы приходилось решать по мере поступления в оперативном режиме», — сказал аким города.
Если возникнут проблемы с отоплением, соответствующие учреждения готовы их решить.
Заверил градоначальник и в том, что в следующем году присоединенные к городу районы будут полностью обеспечены питьевой водой. Для этого сейчас ведется строительство пяти водопроводов.
В Шымкенте прокладывают канализационные сети для девяти населенных пунктов.
Отвечая на вопрос по проблеме газообеспечения, М. Айтенов подтвердил факт нехватки мощностей для обеспечения голубым топливом всего города. К тому же в некоторых районах отсутствует газовая инфраструктура. Для решения этих проблем в Шымкенте строят дополнительные АГРС, протягивают новые газопроводы. А для подачи электроэнергии возводят три подстанции и 15 трансформаторов. Уже к концу текущего года газом и электричеством будут обеспечены 95 % абонентов.
Не остался без внимания вопрос с разразившимся скандалом вокруг продажи старого терминала международного аэропорта Шымкента.
«С 2019 года компания SСAT строит новый терминал аэропорта. Из-за закрытия границ и прекращения поставки необходимых материалов и оборудования срок сдачи объекта в эксплуатацию изменился. Планируется сдать его к Наурызу. Это будет самый большой аэропорт в стране», — рассказал аким Шымкента.
Что касается продажи терминала, то два аукциона были отменены и в данный момент авиакомпания SСAT подала иск. Поэтому только после вынесения решения суда будет ясно, объявлять новый конкурс или нет.
Интересовал коллег и вопрос заявленной реконструкции железнодорожного вокзала.
«Проведен текущий ремонт железнодорожного вокзала. На полную реконструкцию необходимо 6,2 миллиарда тенге. По плану в северной части города в районе микрорайона «Бозарык» должен был появиться новый вокзал, чтобы вывести железнодорожные пути за территорию города. Мы сейчас рассматриваем варианты, возможно, примем решение о строительстве нового вокзала. В любом случае старый тоже должен быть приведен в порядок», — ответил на вопрос глава Шымкента.
Не обошли стороной и тему строительства жилого комплекса на территории ипподрома. По словам М. Дуйсенбековича, пока идет технико-экономическое обоснование. После того как проект будет соответствовать всем нормативам, в том числе СНиПам, его вынесут на общественные слушания, которые запланированы на январь 2021 года. После одобрения проект будет реализован. Градоначальник подчеркнул, что в случае начала строительства жилого комплекса на ипподроме все коммуникации и инфраструктура будут подведены за счет застройщика.
Продолжая тему развития мегаполиса, М. Айтенов отметил, что по поручению Президента страны в городе развивается массовый спорт.
Шымкент — молодежный город, в нем проживают около 235 тысяч молодых людей. Сейчас на территории города функционирует 231 спортивная площадка. В 2021 году запланировано обустроить еще 150 площадок в местах компактного проживания молодежи.
На вопрос по поводу финансирования футбольного клуба «Ордабасы» градоначальник ответил, что оно было сокращено на 2,5 млрд. тенге, так как команда вылетела из Евролиги. Деньги направлены на борьбу с коронавирусной инфекцией. В следующем году бюджет клуба будет урезан еще на 30 %.
Кстати, о коронавирусе. Коллег интересовал вопрос, не возникнет ли в городе Шымкенте похожая ситуация с отсутствием отопления как в недавно построенном госпитале в Алматы?
М. Айтенов успокоил журналистов, пояснив, что шымкентский госпиталь построен не из модулей, а имеет железобетонную конструкцию. К тому же лечебное заведение оснащено автономной котельной, работающей на газе. В случае форс-мажора имеется резервное дизельное питание.
Завершая тему здравоохранения, аким Шымкента сказал, что на сегодняшний день город обеспечен 612 аппаратами ИВЛ, из которых 88 были приобретены за счет городского бюджета, а 156 — республиканского. Как заверил глава города, теперь инфекция, наводившая ужас летом, нам не страшна. Но при условии, если все горожане будут соблюдать меры безопасности и следовать рекомендациям медиков и главного санитарного врача Шымкента.
Возвращаясь к нелегким 10 месяцам этого года, аким мегаполиса сказал, что сожалеет об упущенной возможности показать город во всей красе как культурную столицу стран СНГ. Однако, несмотря на карантин, пусть онлайн, но все же удалось провести часть запланированных мероприятий. Из-за пандемии был пересмотрен бюджет. Первоначальная цифра в 600 млн. тенге была сокращена на полмиллиона. На оставшиеся сто миллионов провели открытие и закрытие Года культурной столицы. Остальные мероприятия проводились за счет спонсоров.
По поводу начавшейся рекламной кампании по празднованию Нового года, М. Айтенов пояснил, что с предложением провести телеверсию встречи 2021 года к ним обратилась республиканская телекомпания «Астана». Акимат одобрил ее предложение. Причем идея будет финансироваться ее инициатором. Акимат же поможет телевизионщикам транспортом и LED-панелями, которые имеются на балансе у городских властей.
Из-за карантинных мер туристическая индустрия понесла большие потери. Если ежегодно рост туристической отрасли составлял 20-25 %, то в этом году он свелся практически к нулю.
Касательно образования аким Шымкента доложил, что в городе строят 13 школ на 7020 мест. До конца года будет завершено возведение и сданы в эксплуатацию восемь школ на 5100 мест. Кроме этого, разработан специальный план строительства 85 школ на
63 882 места в течение ближайших пяти лет.
«Благодаря этому полностью решится проблема сменных и аварийных школ», — отметил М. Айтенов.
Аким города остановился также на решении проблем с дистанционным обучением. По его словам, в этом году для этого приобретено 47 330 компьютеров. Если в начале года на 28 учеников приходился один компьютер, то в настоящее время один компьютер приходится на четырех школьников.
Помимо этого, по поручению Главы государства в этом году зарплаты учителей и воспитателей увеличены на 25 %, еще на столько же в следующем.
Корреспондента «ЮК», участвовавшего в пресс-конференции, интересовали ответы на вопросы, касающиеся, пожалуй, самой горячей и актуальной темы — решения проблем общественного транспорта и электронной системы билетирования «Толем».
— Мурат Дуйсенбекович, в октябре в Шымкенте запущена система электронного билетирования «Толем». Горожане стали возмущаться дефицитом карточек, отсутствием договора оферты, дифференцированным проездом, который не прошел законные процедуры. Немало нареканий и в адрес перевозчиков, которые иногда отказываются принимать оплату карточками, несмотря на наличие валидаторов и мобильных терминалов. Как решаются проблемы, почему нет обещанных альтернативных способов оплаты через банковские карточки?
— Перед внедрением системы электронного билетирования в Шымкенте мы изучили опыт Нур-Султана и Алматы. Соответственно, кроме карточки «Толем», ввели альтернативные возможности оплаты: наличными, через телефон и QR-код. Мы понимали, что это новый проект, привыкнуть к нему будет сложно, для большинства населения это создает неудобства, поэтому внедряли его постепенно. На помощь пришли около 50 волонтеров. Вместе с нашими контролерами добровольцы объясняли, где можно купить карточки, как ими пользоваться и пополнять баланс. Новые проекты всегда сталкиваются со сложностями. Но мы пытаемся оперативно решать возникающие проблемы. Особенно это касается наличия интернета. В Шымкенте есть районы, где он очень плохо работает. Для нас главное, чтобы горожане понимали, что все нововведения сделаны в их интересах.
— Управление транспорта Шымкента неожиданно оповестило, что с 4 декабря автобусы, начавшие ездить по оптимизированным маршрутам, вернулись на прежние линии. Означает ли это, что руководство города отказалось от оптимизации? И если да, то будут ли выдвигаться требования к подрядчику «LRT-Астана» по возврату оплаты бюджетных средств за разработку концепции оптимизации маршрутов общественного транспорта Шымкента?
— Хочу прокомментировать эту для многих неожиданную ситуацию. Город растет, необходимость в общественном транспорте увеличивается. Поэтому оптимизированные маршруты не отменили. Но у нас существуют маршруты, которые обслуживаются частными компаниями. Договоры на обслуживание заключены на 10 лет. Мы решили не отменять эти договоренности. Поэтому, чтобы новые маршруты не накладывались на старые, принято решение приостановить оптимизацию части маршрутов.
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!