Открыто движение по тоннелю на перевале Шакпак баба Через тоннель на трассе международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай прошли первые автомашины. Событие, которого все участники автомобильных перевозок ждали более десяти лет, произошло в 11 часов 12 сентября 2024 года на площадке перед въездом в тоннель со стороны Шымкента.
Символическую кнопку, давшую старт движению автомашин через две километровые штольни тоннеля, нажали вице-министр транспорта РК С. Аблалдиев, первый заместитель акима Туркестанской области З. Жолдасов и заместитель акима Жамбылской области М. Койшибек.
Подрядчик — казахстанский филиал азербайджанской компании АО «Еvrascon» — сдержал свое слово. Строительство завершилось, как и планировалось еще весной этого года, в середине сентября.
Сроки сдачи одного из самых известных отечественных долгостроев и последнего недостроенного отрезка автотрассы Западная Европа — Западный Китай на территории Казахстана объявлялись неоднократно. Впервые обещания стали реальностью.
Справка «ЮК»
Общая протяженность автомобильного коридора по маршруту Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ланьчжоу — Чжэнчжоу — Ляньюньган — 8 445 км. Из них 2 233 км — по территории Российской Федерации, 3 425 км — Китайской Народной Республики, 2 787 км — Республики Казахстан и 421 км — Туркестанской области.
Тоннель в уменьшенном масштабе повторил историю всего казахстанского проекта автодороги Западная Европа — Западный Китай. Ее строительство должно было начаться в 2007 году и завершиться в 2012-ом. Но сначала разразился финансовый кризис, потом затянулась процедура выкупа земель. Потом сказались особенности южного менталитета. В нашей области дорожные работы начались только в 2010-ом. Сроки окончания работ назывались разные: официальные лица осторожно говорили о «конце 2014 года», потом Министерство транспорта РК планировало завершить строительство в 2015-ом. На пике дорожных работ в Актюбинской, Жамбылской, Кызылординской и Туркестанской областях были задействованы 22 генподрядные и более 60 субподрядных организаций. В 2012 году сдали в эксплуатацию 700 км, 2013 ом — 806 км, 2014-ом — 262 км, 2015-ом — 469 км автодороги. В 2016-2017 годах завершены основные работы на всем протяжении казахстанского участка, кроме тоннеля.
Его строительство началось в 2014-м. Завершить планировалось через два года после начала работ, но проект затянулся, сроки сдачи пришлось неоднократно пересматривать.
«Тоннель — это важная часть трансконтинентального автомобильного маршрута Западная Европа — Западный Китай, — сказал С. Аблалиев. — Его открытие значительно облегчит движение на этом горном участке. Наибольшие трудности возникали зимой, когда транспорт попадал в снежные заносы на перевале, для его вызволения и спасения людей требовались большие усилия, задействовались силы МЧС. Теперь этот проблемный участок станет безопасным и проходимым в любое время года».
Тоннель состоит из двух параллельных штолен длиной 840 метров и высотой 8,5 метра каждая и соединяющей их галереи. Это первый и пока единственный такой объект, построенный в Казахстане. Идея его строительства принадлежит первому подрядчику — иранской компании АОЗТ Dena Rahsaz/Sargin. По первоначальному проекту в горном массиве планировалось прокопать выемку глубиной 50 метров, чтобы понизить градус подъема дорожного полотна на перевале. Изучив особенности местности, климатические условия и мнения старожилов, иранские инженеры пришли к однозначному выводу, что это проблему зимней проходимости участка не решит. Глубокая выемка будет работать как снегосборник и потребует серьезных эксплуатационных расходов для уборки снега. Просчитав несколько вариантов технических решений, специалисты остановились на строительстве тоннеля. По стоимости новый вариант прохода перевала вписывался в первоначальную смету. По эксплуатационным расходам в дальнейшем сулил существенную экономию сил и средств. Предложение после изучения на месте и консультаций со специалистами, получило поддержку заказчика — Комитета автодорог РК. Был разработан проект. Иранцы оперативно доставили на строительную площадку технику, работы начались.
Их планировали завершить в конце 2015 года. Технически это было вполне выполнимо. Проходка массива горы и бетонирование штолен тоннеля шли по графику. Ничто не предвещало осложнений. По итогам 2014-го степень готовности объекта составляла 50%. Первоначальная стоимость контракта на строительство тоннеля Шакпак баба была около $100 млн. Финансировалось строительство из займа Всемирного банка. В 2014 году после подписания контракта на строительство тоннеля через перевал Шакпак баба компания стала крупнейшим получателем госзаказа в РК по версии Forbes Kazakhstan. Ее репутация была вне всяких сомнений.
Иранцы взялись за дело с энтузиазмом. Проект был технически очень интересен, требовал нетривиальных инженерных решений, и они работали над ним с удовольствием. Для ускорения проходки массива горы работы одновременно начали с восьми точек: с обеих склонов и посередине, от специального технического тоннеля, который впоследствии будет служить как аварийный.
Проблема, в итоге похоронившая все благие начинания иранских строителей, была в контракте. Кредит под гарантии Правительства РК ушлые американцы выдали «друзьям и партнерам» из находящейся под объявленными ими санкциями Исламской Республики Иран в тенге. А материалы и оборудование, за отсутствием казахстанских, подрядчики импортировали за доллары. В 2016 году курс со 180 взлетел до 350 тенге за доллар США.
Последствия для подрядчика оказались вполне предсказуемыми и фатальными. Но они не сдавались. Новый срок сдачи тоннеля иранцы, еще не утратившие оптимизма, назначили на август 2016-го. Потом передвинули на апрель 2017-го. Работы шли быстрыми темпами, и к концу 2016-го было проложено и одето в бетон 832 и 540 из 840х2 метров штолен. Оставалось всего ничего, но случился валютный обвал. В результате работы были заморожены, а без вины виноватая, еще недавно образцово-показательная компания Dena Rahsaz/Sargin попала в список недобросовестных поставщиков.
Строительство было законсервировано, начались поиски нового подрядчика. В ноябре 2017-го приступило к работам подразделение АО «Evrascon» из Азербайджана. Компания работает в Казахстане с 2004 года. Строила объездную дорогу Шымкента, участок автодороги Шымкент — Ташкент, дороги в Актау и Кызылорде. В конце 2012-го Комитет автодорог РК объявил, что в конце 2019 года по тоннелю уже пойдут машины. Был даже заявлен точный срок — ко Дню независимости РК, 16 декабря. Опять не получилось. И опять из-за денег. Перебои в финансировании строительства затормозили работы. В 2020-ом уже наученные горьким опытом азербайджанцы осторожно называли сроком сдачи конец 2021 года. Оговариваясь: если, конечно, все пойдет по плану и не случится чего-то не зависящего от них. Случились коронавирус и закрытие границ. Потом рост цен сделал сметы, составленные при заключении договора подряда, неактуальными. Работы снова остановились. Были и технические сложности, непредвиденные проектировщиками.
«Самыми трудоемкими, — сказал руководитель проекта З. Бабаханов, — оказались проходка и бетонирование штолен в глубине горного массива. Из-за сыпучего грунта укреплять приходилось каждые пять сантиметров проходки. Под бетонирование свода установили двутавровые стальные балки через каждые 1,2 метра. Между ними — арматура и сетка. В зоне обвала, где грунт был особенно рыхлым, балки стоят через полметра. Такое решение обеспечивает безопасность и сейсмоустойчивость сооружения в соответствии с нормативами».
За это время к стоимости проекта прибавились 1,5 млрд. тенге, вложенных подрядчиком из собственных средств. Весной 2023-го завершить работы планировали в декабре. Опять не получилось. Наконец, весной этого года была названа окончательная дата — осень 2024-го. Задержка была вызвана сроками поставки сложного оборудования систем вентиляции и пожаротушения.
«Руководство компании считает, — сказал заместитель генерального директора АО «Evrascon» Н. Оруджев, — что мы работаем на укрепление нашего имиджа в Казахстане. У нас есть обязательства перед нашими работниками-казахстанцами. Есть люди, которые с нами более десяти лет работают. Переезжают со стройки на стройку. Уходить не планируем. А что касается дополнительных затрат: где-то найдешь, где-то потеряешь. Считаем, что доверие людей, которые у нас работают, важнее денег. Часто компании, работающие за границей, к местному персоналу относятся изначально как к временным работникам. У нас временных нет. Большинство сотрудников — казахстанцы. Если можно найти специалистов на месте, зачем везти их за тридевять земель? В дорожном строительстве Казахстана непочатый край работы. В том числе в Туркестанской области. Мы, как ответственный подрядчик, надеемся поучаствовать еще не в одном десятке проектов в вашей стране. Тоннель Шакпак баба только начало».
Министерство транспорта РК пока строительство аналогичных сооружений не планирует.
«В Туркестанской области, — сказал С. Аблалиев, — на очереди строительство объездной автодороги в Сарыагаше. Это самый проблемный незавершенный участок международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай. Ввод в эксплуатацию тоннеля через Шакпак баба решил проблему повышения пропускной способности в направлении восток-запад. Объезд Сарыагаша позволит значительно увеличить скорость прохождения автотранспорта в направлении юг-север. Проект готов. Вопрос финансирования решен. Заем предоставляет Всемирный банк. Начата подготовка к проведению конкурса на получение подряда. Работы должны начаться в следующем году».
Тоннель соответствует категории безопасности «Е». Все системы, обеспечивающие безопасность и эвакуацию в случае аварий в тоннеле, включая вертолетные площадки, прошли тестирование МЧС в ходе специальных учений. Особо опасные грузы будут проходить через село Шакпак баба.
«Введение тоннеля в эксплуатацию, — сказал З. Жолдасов, — решило давнюю проблему проезда автотранспорта на участке между Шымкентом и Таразом. Кроме того, жители села Шакпак баба наконец избавлены от постоянно растущего потока автотранспорта, проходившего по центральной улице. Тоннель имеет большое значение не только для жителей Жамбылской и Туркестанской областей. Он важная составная часть международного транспортного коридора из Китая в Европу».
Игорь Лунин
Фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!