Своеобразная культура вождения водителей шымкентских автобусов давно стала одним из самых узнаваемых трендов, или, как говорил зын-аким, фишек умного города. Видимо, термин «умный» в понимании чиновников изначально подразумевал не совсем то, о чем нам говорили. Умным и полностью адаптированным к агрессивным условиям городской среды должен быть каждый горожанин.
Иначе не выжить. Слабакам здесь не место.
А мы крепчаем…
В такой среде существа с более тонкой психологической организацией, слоны, например, вымерли бы, как мамонты. А мы живем.
Еще и умудряемся любить этот город. Сменяющие друг друга городские начальники не то чтобы всего этого не видят.
«Благоустройством и озеленением» все акимы занимаются с удовольствием. Поражает результат их героических усилий. Зелени в городе все меньше. А что понимается под термином «благоустройство», похоже, все давно забыли. Перекладка бордюров и высадка петуньи вообще-то дело десятое. Финишные, так сказать, работы по благоустройству города. Но они очень эффектны: можно гостям показать и испытать чувство законной гордости за сделанное. А транспорт, подвалы, канализацию, ливневки и прочие низменные материи оставить на потом. Ведь никому даже в голову не пришло направить огромные деньги, привлеченные по программе социальной ответственности бизнеса, на строительство и ремонт допотопных инженерных сетей или борьбу с крысами.
Автор этого грустного очерка имел как-то неосторожность высказать такое предложение на представительном собрании вершителей судеб города. И быстро понял, что уронил в их глазах и собственный, и авторитет издания, которое представлял. Господа быстро перевели разговор на глобальные проекты развития города и привлечения многомиллиардных «инвестиций».
Просто не повезло
Обычный для Шымкента случай «художественного вождения» автобуса неожиданно вызвал общественный резонанс и даже реакцию руководителей отраслевого управления и компании-перевозчика. Впрочем, случай не совсем обычный. В аварийную ситуацию, созданную водителем автобуса, попал легковой автомобиль, за рулем которого была женщина, а в салоне маленький ребенок. Сколько таких дорожных происшествий случается в городе ежедневно, не знает даже всезнающая статистика. Хотя все перекрестки видеокамерами увешаны, и сложно представить, что полиция не знает положения дел с общественным транспортом.
Не говоря уже о том, что профессиональные навыки водителей автобусов двадцать лет обсуждаются на уровне руководства города.
На этот раз в страшную ситуацию попала дочь нашего главного редактора и депутата Туркестанского областного маслихата. Так что реагировать ответственные господа были вынуждены. А публикация в Facebook вызвала живейший отклик горожан, за два десятилетия, казалось бы, привыкших и давно приспособившихся к особенностям нашего «общественного» транспорта.
«Утро 25 января в моей семье началось с шока, — поделилась пережитым Марина Лимаренко. — «Мама, сейчас нас чуть не убил автобус», — дрожащим голосом огорошила меня телефонным звонком дочь в 8.30 .
Они с внучкой ехали в детский сад, когда перед перекрестком Рыскулова-Байтурсынова их неожиданно, нагло, нарушая правила дорожного движения, на большой скорости подрезал автобус 93-го маршрута. Водитель чуть не столкнул ее машину в арык, и только бог спас нашу семью от трагедии.
На красном сигнале светофора дочь бегом догнала переполненный(!) автобус. Водитель спокойно разговаривал по телефону. Еле достучалась в окно, чтоб обратил внимание … Извинений не последовало, зато причину спешки он объяснил: отстает от графика.
Я дозвонилась до руководителя транспортной компании «КиУ». Он обещал сделать замечание своему сотруднику и заверил, что никакие отставания от графика не являются основанием для нарушений правил дорожного движения и хамского поведения на дороге. Заодно поделился своими проблемами, общими для всех компаний — перевозчиков города. Из-за дефицита водителей и низкой зарплаты они давно превратились в наглых, неуправляемых, безбашенных сотрудников, которым владельцы компаний вынуждены вверять жизни пассажиров. Других просто негде взять.
Драйва добавило строительство развязки на Кунаева. Утром этот участок дороги превращается в серьезное испытание для нервной системы, преодолеть которое без риска для жизни и здоровья просто невозможно. Почему строителям и ответственным должностным лицам акимата нельзя было сначала продумать и построить дополнительные дороги, а затем перекрывать этот важный транспортный узел? Почему у нас в Шымкенте все не как у людей? Ведь я уверена, что подобные шоковые ситуации возникают во многих семьях.
А пока, дорогие шымкентцы, если увидите на дороге желтый автобус 93 маршрута с номерным знаком 939, будьте осторожны: за рулем неадекватный водитель!»
Зато бюджет освоили
В общем, любовью горожан общественный транспорт в целом и его водители в частности, мягко говоря, не пользуются. Пляски с бубном вокруг этой почему-то неразрешимой для Шымкента проблемы продолжаются уже много лет. Коллеги легко найдут в своих архивах публикации о плачевном состоянии пассажирских перевозок и в конце 90-ых годов прошлого века. Течет время, меняются акимы, но на городских дорогах ничего не меняется. Действующий на сегодня состав акимата города своими героическими усилиями только добавил неразберихи. Предшественники действующей команды городских бастыков из каких-то только им известных соображений вместо создания муниципального парка как рыночного конкурента частным перевозчикам закупили за казенный счет несколько сотен явно излишних для города автобусов и… передали их через СПК… частному предприятию. Затем был устроен образцово-показательный бардак с наложением городских маршрутов, и без того далеких от совершенства.
Цель была декларирована, как водится, благая: обновление автобусного парка города Шымкента в соответствии с Комплексной программой по развитию автобусных перевозок. Под крышей городского СПК была создана компания «Shymkent Bus». В 2020 году СПК «Shymkent» бодро рапортовала: «В 2018-2019 годах были приобретены 300 автобусов на основании договора финансового лизинга с АО «БРК-Лизинг». ТОО «Управляющая компания Shymkent Bus», согласно договору о совместной деятельности, оказывает услуги жителям города по 15 маршрутам. Новые автобусы будут ездить на экологически чистом топливном газе. Главная цель всех преобразований в пассажирском транспорте — обеспечить максимальное удобство для пассажиров города».
Насколько удалось к этой цели приблизиться, мы все ежедневно ощущаем на собственной шкуре и нервах.
Тогда в город завезли три сотни новых автобусов на 9 315 000 000 тг. Правда, ездят они до сих пор на экологически двусмысленном дизельном топливе. Но кто у нас на такие мелочи внимание обращает?
Несмотря на неоднозначный результат, акимат оплатил поставку еще 590 автобусов. Общая стоимость проекта была уже намного больше — 33 540 000 000 тг. Разумеется, деньги в городской казне нашлись. Корректировку бюджета без возражений утвердил наш гордый и независимый ни от кого городской маслихат. В том, что они были стремительно освоены, никто не сомневается.
А мы еще упрекаем власти города в отсутствии преемственности. Дескать, один аким Арбаты строит, другой бордюры меняет.
Ничего подобного! В том, в чем надо, преемственность железобетонная.
Сегодня для городских властей актуален следующий этап проекта. Не прописанный, по понятным причинам, в его первоначальном варианте. Около тысячи пока еще относительно новых автобусов необходимо впарить (по-другому эту операцию не назовешь) частным компаниям. Цена за единицу поражает воображение даже видавших виды шымкентских перевозчиков. Частники, как могут, упираются. До консенсуса еще далеко.
Когда у городского начальства руки дойдут до наведения порядка в сфере пассажирских перевозок, сказать трудно. Наша версия, основанная на многолетних наблюдениях, — никогда. Чистка сараев — не их стихия.
⇒ Комментарии
Если бы он был один такой! Водителей категории «D» в Шымкенте не готовит ни одна автошкола. Где и как водители городских автобусов получают соответствующую квалификацию, можно только догадываться. Судя по сложившемуся стандарту вождения, учит их один и тот же инструктор уже лет двадцать. На ПДД им плевать, болтать по мобильному, а то и по двум сразу во время движения — норма. Педали сцепления и тормоза — классовые враги, обращаться с которыми надо жестко, безжалостно. Гонки на маршруте и подрезание коллег на остановках — добрая традиция.
Удивительно не то, что ДТП с участием автобусов в городе случаются. Удивительно, что их, как и жертв, сравнительно немного.
При таком подходе к подбору кадров это можно отнести только за счет упомянутого М. Лимаренко божьего промысла. Почему-то в Туркестане, при тех же кадровых проблемах, такого беспредела на дорогах водители автобусов себе не позволяют. То ли хозяин автопарка там к работе с личным составом относится серьезно, то ли полиция свои обязанности выполняет, невзирая на лица.
Отклики горожан на происшествие приводим с минимальной правкой, убрав ненормативную лексику, к которой, если честно, и сами прибегаем при обсуждении положения в общественном транспорте Шымкента. По- другому трудно выразить весь спектр эмоций.
Жамбул Айменов:
— Водители автобусов обгоняют друг друга, творят беспредел, полностью согласен с Вами, Марина!
Зауре Джунусбекова:
— Хамство и наглость водителей шымкентских автобусов — это давняя и, скорее всего, нерешаемая проблема! К большому сожалению! Все претензии и жалобы в пустоту.
Светлана Сахнова:
— Нас так водитель переполненного автобуса 74-го маршрута чуть не угробил. Игру в «шашки» на дороге с 26-ым устроил. Чуть не врезались в другой автобус. Обошлось, но пару часов сердце не отпускало от избытка адреналина.
Зинаида Мамедова:
— Многие водители автобусов вообще не соответствуют хотя бы элементарным требованиям. Создается впечатление, что молодежь приехала в город из аулов. И, как дома, ездила по степи без правил, так и здесь, пересев на автобусы, гоняет на них, как бешенная. На ходу еще и разговаривают по мобильникам, пусть даже в наушниках. Все равно это отвлекает от дороги. Едешь в автобусе и хочется подойти и отобрать у него аппаратуру. А с зарплатой водителей надо решать руководству автопарков. Маленькая зарплата — это не повод для безобразного поведения водителей на маршруте, не повод рисковать жизнью пассажиров и пешеходов.
Шолпан Бейсенбаева:
— После одной поездки я была вынуждена найти в ватсапе и написать руководству автопарка, приложив фото кондуктора, автобуса и мой совет: найдите время хоть раз в месяц выезжать на маршруты и ознакомиться с манерой вождения и обслуживания своих подчиненных!
Айтмурат Жадыраев:
— Конкуренция. Время -деньги, плюс никакого контроля. Результат немного предсказуем.
Тамерлан Гор:
— По части культуры и порядка Шымкент — провинциальный, колхозный мегаполис.
Татьяна Бурдо:
— Это сейчас все водители так делают. Автобус 108-го маршрута. Только подъехал, женщина не успела выйти, автобус трогается и тащит ее. Водитель вышел и еще накричал на пассажирку за медлительность. Женщине «скорую» пришлось вызвать…
Кайрат Шагираев:
— Они людей в упор не видят!
Рустем Алтынбеков:
— Низкая зарплата, в этом корень проблемы.
Зухра Касимова:
— К большому сожалению, такие проблемы сплошь и рядом.
Ниазметова Наталья:
— Больная тема! Слава богу, не случилось беды! У меня аж сердце заколотилось!
Сауле Шорина:
— Вроде бы обещали года три тому назад, что будет у нас в городе муниципальный автопарк со всеми вытекающими плюсами. И где он?
Myhsat Ali:
— Где хваленые камеры слежения на всех главных перекрестках города?!
Людмила Козловская:
— Нет никакой управы на них ! Водителей берут, видимо, с улицы, без прав на вождение!? Это только в Шымкенте! Нигде такого беспредела нет! Водители неадекватны не только в автобусах 93-го, но и в автобусах 158-го маршрута.
Даурен Нугарбеков:
— Большую часть водителей Шымкента надо отправлять на пересдачу экзамена по вождению. Кто знает, как они права получали?
Abu Umar:
— За рулем баран, осторожно!
Наталья Бондаренко:
— Нормальный водитель не пойдёт работать за копейки. Вот и сидят за рулем одни стажеры: немного поработал и умотал куда-нибудь на Тенгиз.
Валентина Белоконь:
— Когда же заменят частные желтые автобусы на городские новые? Объявляли, что автобусный парк обновился. Почему на 93, 40, 47, 20, 43 маршрутах старые автобусы ездят до сих пор. Ездят, как хотят. В выходные вообще их не дождаться. Карты ТОЛЕМ, как правило, у них недействительны, просят наличку.
Arman Ormanshy:
— Есть сайт в ФБ ДВД, выкладывайте. На водителя и на компанию должны штраф оформить и вам отписаться.
Игорь Лунин
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!