Слезы радости и благодарности
В специализированном межрайонном административном суде (СМАС) Шымкента огласили решение. И в зале заплакала скромно одетая пожилая женщина: «Ну не верила я, что одолею такую грозную силу, как городское управление жилья. А вот суд меня защитил. Вынес честное и справедливое решение. Вернул веру в получении долгожданного жилья».
Об этой судебной истории стоит рассказать подробно. 20 сентября 2012 года жительницу Шымкента У. в горакимате поставили на учет как нуждающуюся в жилье по категории «неполная семья». Женщина жила с надеждой получить благоустроенную квартиру. Годы шли. Менялись акимы. У. верила, что уже очень скоро получит жилье.
Но вместо радости ее оглушило решение жилищной комиссии при акимате города Шымкента от 20.06. 2022 года: «снять с учета граждан, нуждающихся в жилище из коммунального жилищного фонда». После слез и пережитого шока У. обратилась к чиновникам, чтобы ей сообщили причину снятия с учета нуждающейся в жилище.
Ей вручили официальный ответ: «За последние 12 месяцев совокупный среднемесячный доход на каждого члена ее семьи оказался выше 3,1-кратного размера прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете». И больше объяснять ничего не стали. В адвокатской конторе ей посоветовали обратиться в специализированный межрайонный административный суд (СМАС) г. Шымкента. Помогли написать заявление об отмене решения жилищной комиссии и восстановлении в очереди для получения жилья. Что пенсионерка и сделала. Ответчиками назвала ГУ «Управление жилья г. Шымкента» и акимат г. Шымкента.
Суд состоялся. По мнению суда, «жилищной комиссии следовало отложить рассмотрение вопроса о снятии с учета У., поскольку в оспариваемом протокольном решении указано, что по предоставленной справке доход семьи превышает, однако по информационной базе данных не превышает 3,1-кратного размера прожиточного минимума. Управление жилья должно было возбудить административную процедуру, выслушать истца, исследовать предоставленные ею доказательства. И тогда не были бы нарушены принципы справедливости, соразмерности и пределы осуществления административного усмотрения».
Учитывая обстоятельства по делу, 5 января 2023 года судья СМАС города Шымкента Г. Калдыбекова удовлетворила иск пенсионерки У. Признала незаконным пункт протокольного решения жилищной комиссии при акимате г. Шымкента о снятии У. из очереди на получение жилья из государственного жилищного фонда. Суд обязал ответчика исполнить решение суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу и известить его об этом.
Ответчики — управление жилья и горакимат — обжаловали это решение в суде апелляционной инстанции. 19 апреля 2023 года судебная коллегия по административным делам суда г. Шымкента в составе председательствующей судьи Г. Кыдырбаевой, судей коллегии Ж. Ким. и М. Жаркынбекова, рассмотрев апелляционную жалобу, оставили решение СМАС по этому делу без изменения.
Однако ответчики-чиновники и не думали сдаваться. Они подали кассационную жалобу. 23 октября 2023 года Верховный суд к этой затянувшейся коллизии поставил точку: «Решение специализированного межрайонного административного суда города Шымкента от 5.01. 2023 года, постановление судебной коллегии по административным делам суда города Шымкента от 19.04.2023 года по данному делу оставить в силе».
Справедливость восторжествовала. В коллегии по административным делам суда города Шымкента, после формирования судебной практики по указанной категории дел, проведена встреча с работниками акимата и управления жилья города Шымкента. Был приведен ряд примеров, где суд удовлетворил иски и восстановил нарушенные права граждан, которые состояли в очереди длительное время.
Также председателем коллегии Г. Кыдырбаевой было отмечено, что административный орган должен осуществлять полную реализацию публичных прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, обеспечить эффективное и прозрачное государственное управление, в том числе посредством участия лиц в принятии управленческих решений, укреплять законность в публично-правовой сфере. Возникающие споры с гражданами должны разрешаться в стенах государственного органа, не доходя до судебных разбирательств. Судебные иски к госорганам — это отражение качества их работы.
321 земельный спор решили,не доводя до суда
В 2012 году жительница приграничного с Шымкентом сельского района получила участок из земель сельхозназначения. Через два года эта территория вошла в черту Шымкента и была передана под ИЖС. И владелица, не оформив госакт на землю, в 2015 году построила на этом участке дом. В апреле 2021 года она обратилась в исполнительный орган Шымкента с заявлением о продлении временного возмездного землепользования (аренда) своего земельного участка, чтобы узаконить и землю, и домостроение. Земельная комиссия при горакимате ей отказала. 17 июня 2021 года акимат вынес постановление об официальном отказе. И что было делать гражданке, оказавшейся в патовой ситуации? На помощь пришел вступивший в силу 1 июля 2021 года
Административный процедурно-процессуальный кодекс РК, предоставивший возможность физическим и юридическим лицам судиться с чиновниками.
Хозяйка неузаконенной земли и дома обратилась в СМАС г. Шымкента. При рассмотрении административного дела установлено, что в 2012 году местным исполнительным органом при предоставлении земельного участка были соблюдены требования статьи 43 Земельного кодекса РК (порядок предоставления права на земельный участок) и что в настоящее время на земельном участке истец построил жилой дом. Права третьих лиц не нарушены. Судья СМАС города Шымкента Г. Ерназарова удовлетворила иск. Акимат Шымкента с ним не согласился с этим решением и направил в суд апелляционной инстанции жалобу об отмене решения СМАС.
Судебная коллегия по административным делам суда г. Шымкента в составе председательствующей судьи Г. Кыдырбаевой, судей коллегии Н. Жамашова и Б. Насирдинова оставила решение СМАС без изменения. Но акимат решил доказать свою правоту в Верховном суде. И получил полный отказ. В итоге решение суда о продлении аренды земельного участка вступило в законную силу. Суд защитил права истца. И это административное дело стало руководством для распространения реализованной судебной практики относительно споров данной категории. Коллегия по административным делам провела круглый стол с участием руководства и сотрудников из управления земельных отношений и горакимата. На сентябрь 2023 года акимат города Шымкента, реализуя принцип обязательности судебных актов, удовлетворил обращения 321 физического лица, попавшего в такую же ситуацию. Все они были решены в органах власти и не дошли до суда. И сейчас эта запущенная судом инициатива взята на вооружение местными исполнительными органами управления и не дает сбоев.
Адмюстиция нарабатывает практику и опыт
1 июля 2021 года в Казахстане вступил в силу Административный процедурно-процессуальный кодекс (АППК) и заработали специализированные межрайонные административные суды (СМАС). В их подсудность вошли исключительно споры, вытекающие из публично-правовых отношений. Казахстанцы и юридические лица получили возможность судиться с чиновниками на благоприятных для них условиях. СМАС действуют исходя из мирового принципа административной юстиции — «презумпции виновности государственного органа».
«Что принципиально важно, — прокомментировал председатель СМАС Шымкента Н. Рахынбаев, — в спорах граждан с госорганами бремя доказывания возложено не на истца, а на ответчика, то есть государственный орган. Он должен доказать законность и обоснованность своего решения, действия либо бездействия. И это знаковое отличие адмюстиции от гражданского судопроизводства. АППК предоставляет большие возможности и защиту граждан в публично-правовых спорах. Он активизирует не согласных с принятыми в отношении них решениями и действиями со стороны госорганов отстаивать свои права в суде».
Нурдаулет Нурлыбекович рассказал о наработках шымкентской адмюстиции за те два с половиной года, как она заработала в Казахстане: «Задача специализированных межрайонных административных судов — рассматривать иски справедливо, беспристрастно и своевременно. И это наработанная эффективная защита нарушенных или оспариваемых законных интересов граждан и юридических лиц в публично-правовых отношениях. Сегодня по количеству судебных исков и оценкам, вынесенным СМАС, можно делать выводы, кто есть кто. И снижение количества исков на административные и государственные органы свидетельствует об их эффективной работе, способности вникать и принимать объективные действия. Люди должны находить разрешение своих вопросов в стенах административного органа. И только тогда, когда у них ничего не получается, надо обращаться в суд. Если в суде подтверждается незаконность действий чиновников, он защищает права истца. Каждый удовлетворенный иск — это минус качеству работы административного органа.
Мы не просто удовлетворяем иски и на этом дело закрываем и отправляем в архив, мы ежеквартально проводим их анализ. Систематизируем категории. Смотрим в отношении какого органа поступило больше всего обращений. Исследуем их причины. Проделанная судами работа показывает положительную динамику развития административной юстиции о разрешении споров в пользу граждан и юридических лиц.
Мы используем принцип активной роли суда. Судья имеет право выразить свое предварительное правовое мнение. Рассматривает все обстоятельства. В случае, если суду необходимо взять пояснение у первого руководителя или у куратора, принявшего оспариваемый административный акт, мы вызываем их в суд. Если же требования суда игнорируются, например, не предоставляются запрашиваемые материалы или предлагаются отписки, суд, используя право процессуального принуждения, может наложить денежное взыскание. Все это дает положительный результат. АППК обязал суды контролировать исполнение вынесенных определений и постановлений. В случае неисполнения на руководителя либо на административный орган накладывается денежное взыскание. За повторное игнорирование сумма увеличивается. Поначалу госорганы несерьезно относились к этим требованиям. А сейчас сразу же оплачивают вынесенные судом суммы».
Наказание — тенге за бюрократизм, волокиту, формализм
В 2023 году СМАС Шымкента наложил 35 денежных взысканий на сумму 2 млн. 760 тысяч тенге, апелляционная инстанция — 2 денежных взыскания на сумму 103 500 тенге. В числе тех, к кому была применена эта мера, представитель управления дистанционного мониторинга Комитета государственных доходов РК А. — 20 МРП за неисполнение решения суда, аким района Туран Шымкента Б. — 10 МРП за непредоставление отзыва, руководитель РГУ «Управление государственных доходов по городу Шымкенту А. — 20 МРП за непредоставление письменного отзыва, руководитель РГУ «Департамент по управлению земельными ресурсами г. Шымкента Минсельхоза РК М. — 10 МРП за невыполнение запроса суда, неявку в суд истца, участвующего в административном деле. И этот список можно продолжить.
Кто в лидерах нарушителей АППК
Количество исков в СМАС Шымкента в 2023 году сократилось по сравнению с 2022 годом. И это вселяет оптимизм и надежду на реальные подвижки в области защиты прав граждан. В производство суда в прошлом году поступило 1 707 административных дел, с 2022 года перешло 212. Из них 999 исков были возвращены заявителям: 468 они сами отозвали, 183 вернули в связи с заключением соглашений о примирении либо медиации, 348 — по другим основаниям. Было рассмотрено с вынесением решений 532 дела. По 199 суд удовлетворил иски, по 333 отказал. Процент удовлетворяемости исков составил 37,4%.
В результате работы по принципу активной роли суда, использования медиации от истцов поступают заявления об отзыве иска в связи с отсутствием предмета спора. То есть ответчики после предварительных слушаний по делу отменяют оспариваемые административные акты, либо спор разрешается мирным путем, прокомментировали в СМАС Шымкента. Дела, отозванные истцами, и соглашения о примирения разрешаются в пользу истцов. И если их добавить к удовлетворенным судом искам, получается 71,3% разрешения споров в пользу физических и юридических лиц. Если на начальном этапе внедрения АППК административные органы категорически отказывались от примирения, то сейчас охотно и с пониманием реагируют на заключение примирительных процедур.
Среди самых распространенных административных споров — иски об оспаривании действий частных судебных исполнителей. Далее идут земельные, налоговые, жилищные споры. По всем категориям этих дел сформирована судебная практика.
Административная юстиция набирает обороты и авторитет. Новый формат в лице административных судов дает населению и организациям возможность активно и успешно защищаться, отстаивать свои права в СМАС.
Татьяна Корецкая
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!