Несмотря на особое внимание властей к состоянию древних памятников, есть среди них те, о которых почему-то забывают. Речь идет о памятниках христианского церковного зодчества на территории Туркестанской области.
«ЮК» не раз писал о состоянии христианских храмов, построенных на рубеже XIX-XX веков, которые являются не только культовыми зданиями, но и памятниками архитектуры. На каждом из них висит табличка, что они охраняются государством. Но, судя по всему, этой охраны недостаточно.
Несколько лет назад после очередной статьи о печальном состоянии церквей в поселках Каскасу, Дербесеке и Акбулаке в центре по охране, реставрации и использованию историко-культурного наследия управления культуры и туризма Туркестанской области «ЮК» обещали провести совещание для выработки решений по сохранению этого культурного наследия. Но прошло уже три года, а воз и ныне там.
Вернее, совещание состоялось. Вопрос сохранности памятников церковного зодчества на территории области тогда вынесли на рассмотрение комиссии по охране памятников истории и культуры при главе региона.
Как пояснил тогда руководитель центра по охране, реставрации и использованию историко-культурного наследия, а ныне директор историко-культурного комплекса «Шымкала» Ж. Керимулы, в Государственный список памятников истории и культуры Туркестанской области входят шесть храмов и три церковно-приходские школы. Проводятся процедуры по включению в список храма в Акбулаке.
Комиссия признала, что практически все памятники церковного зодчества нуждаются в реставрации. Но денег на это из областного бюджета не выделяют.
«Нет сейчас такой программы, какая была раньше «Мәдени мұра». Последний раз деньги на реставрацию памятников местного значения выделяли в 2006-2008 годах, хотя мы знаем, что в соседних областях это делают ежегодно. Мы регулярно ставим на заседании комиссии вопрос о разработке специальной программы по спасению храмов, являющихся нашим общенациональным историко-культурным наследием. Кроме того, приведение их в порядок могло бы дать возможность для организации новых туристических маршрутов», — высказал свое мнение два года назад Ж. Керимулы.
В селе Каскасу, где нет батюшки, но есть прихожане, в храме стали фиксироваться акты вандализма. Там аккуратно была вырезана металлическая решетка с окна бокового фасада здания. Справедливости ради надо сказать, что чистота в храме поддерживается и прихожанами, и местными жителями. Территория вокруг церкви вычищена. Но бывают, что в открытые двери храма заходят коровы и бараны. Это абсолютно недопустимо. Такая же история и со зданием церковно-приходской школы рядом с церковью в селе Акбулак Ордабасинского района, которую приватизировали и устроили в ней хлев.
«Наша страна — средоточие и место пересечения разных культур, которые органично вплетены в наш национальный код. Мы высоко ценим свою историю, связанную с именами выдающихся представителей многих народов», — сказал Глава государства К. Токаев на втором заседании Национального курултая «Әділетті Қазақстан — Адал азамат», проходившем в Туркестане. Но, похоже, что наша история высоко ценится не всеми, кто отвечает за ее изучение и сохранность.
Попытки сохранить церковное наследие, в том числе храм Всех Святых в поселке Каскасу, предпринимались не раз. Несколько лет назад руководство области предложило местной епархии взять храмы на свой баланс. Но священнослужители отказались от такого предложения.
Писатель М. Шаханов, окончивший в свое время местную школу им. Б. Тулькеева, предлагал открыть в здании церкви библиотеку.
Хороший опыт по сохранению церковного зодчества уже есть в Толебийском районе. В селе Первомаевка одно из местных религиозных объединений восстановило церковь Покрова Пресвятой Богородицы и открыло на его базе мужской монастырь.
Причем в религиозной общине не только отходят от мирской суеты, но и шьют одежду. Это же религиозное объединение просит передать ему на баланс и храм в Каскасу для создания аналогичного монастыря, только женского. Однако пока безрезультатно.
В Улусе Джучи (Золотой Орде), как и в других государствах-преемниках Монгольской империи, религиозная политика основывалась на своде законов Яса. Конфессиональная палитра Золотой Орды была крайне разнообразной. Однако с конца XIII века все шире начинает распространяться мусульманство. Уже в начале XIV века были подготовлены все предпосылки к повышению статуса ислама как de jure и de facto официальной религии Улуса Джучи.
Но религиозная политика хана Узбека, принявшего ислам, по отношению к другим религиям оставалась лояльной и не позволяла варварского отношения к храмам представителей иных конфессий. Сможем ли мы, объявив себя наследниками Улуса Джучи, сохранить эти традиции?
Владимир Привалов
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!