«Соответствовать лучезарному блеску детской жизни»

28 Авг 2023 13:20
Количество просмотров: 1655

Давайте не будем подходить к колониальной политике царского правительства в Средней Азии односторонне,только как захватнической, варварской: все вывезти, оставить юг Российской империи при туземной цивилизации. А обратимся к другой стороне присутствия здесь генерал-губернаторства.

В фонде №1129 областного государственного архива хранится весьма интересный документ под названием «Педагогические и гигиенические условия, соблюдаемые при устройстве училищных зданий». Этот документ датируется 6 августа 1878 года. На него стоит обратить внимание тем, кто проектирует и строит современные здания учебных заведений. Может, что-то полезное они из этого документа извлекут. Он весьма объемный, состоит из 21 пункта, подписанный «за отсутствием главного инспектора училищ инспектором народных училищ Н. Остроумовым, секретарем Егором Недерицей».

Читаем документ: «Как детские храмы, училищные здания должны соответствовать лучезарному блеску детской жизни и наполнять душу дитяти созерцанием высокой серьезности задачи обучения. Поэтому училищные здания должны иметь приличный внешний вид и быть устраиваемыми на видных местах, при том вдали от всяких шумных сборищ, могущих отвлекать внимание учащихся детей недоразумений, а тем более вдали от сборищ соблазнительных и оскорбительных для нравственного чувства последних».

Занятия в школе в Средней Азии.

При зданиях должен быть сад, но не только для прогулок, но и «для обработки и изучения находящихся в нем деревьев и растений», а также ровная площадка для гимнастических упражнений. Что касается «внутренности» училищных зданий, «местность под ними должна быть совершенно доступна для чистого воздуха и света», стены возведены из сухого материала и защищены от сырости. Большинство учителей требовали, чтобы форма класса была продолговатого четырехугольника.

«Свет из окон должен падать с левой стороны учащихся, сидящих на классных скамьях», дверь, ведущая в классную комнату, лучше всего «устраивать в стене, в противоположной освещенной окнами и против первых скамей». Стены должны быть окрашены в матово-синий или светло-серый цвет, а потолок — в светло-голубой. Рассчитали специалисты, сколько необходимо квадратных футов для одного ученика, — 16.Отхожие места при училищных зданий должны устраиваться так, чтобы «учитель из окна мог свободно видеть входящих в места и выходящих оттуда учеников».

Школы открывались почти каждый год. В 1879 году в Туркестанском уезде было 15 мектебов и одно медресе. В кишлаках Икан, Карнак, Бабай-Курган, Сузак и Чолак-Курган было по одной школе, в которых учились от 16 до 17 учащихся.

Уже на следующий год в уезде появились две русские народные школы, 18 туземных и пять медресе. Учились в них в общей сложности 1 009 ребят.

В 1880 году во Всеподданейшем отчете исправляющего должность начальника Чимкентского уезда (население уезда 115 221 человек) сообщается, что появились двухклассное училище для мальчиков и приходское училище для девочек. В туземных школах «обучаются исключительно дети чтению, письму и «заучению на память молитв из Корана». Стали открывать учебные заведения в местах проживания кочевого населения. Один из архивных документов свидетельствует, что их было 106.

Несмотря на требования «лучезарности зданий», где обучаются ученики, под школы выбирали приспособленные помещения.

Вот документ господину военному губернатору Сыр-Дарьинской области, датируемый 25 ноября 1884 года. Автор — заведующий училищем г. Туркестана Глухов, тот самый, который открыл в 1881 году в городе метеорологическую станцию.

Вот что написано в докладной записке: «Туркестанское городское училище со времени своего существования (1 июля 1879 года) переменило две квартиры, подыскивая более или менее подходящее для себя помещение. Здание, занимаемое ныне училищем, сравнительно наиболее удобное, крайне скудно удовлетворяет требованиям школьной гигиены: оно тесно, сыро и темно. Двор при училище имеет площадь не более 100 квадратных сажен, тем не менее за такое помещение в силу необходимости училище платит 400 рублей в год. Училище имеет остатков от депозитных сумм 2 000 рублей, из коих одна тысяча должна пойти на удовлетворение самых насущных его нужд, а именно: на приобретение физического кабинета и пополнение библиотеки, другая же может быть потреблена на постройку училищного здания».

Обращаясь к Его Превосходительству, Глухов просит «благоугодно оказать помощь в 3 000 рублей из городских сумм, то 4 000 рублей вполне будет достаточно для сооружения сносного помещения училищу».

И еще Глухов пишет о необходимости открыть при училище ремесленную мастерскую. По этому поводу он высказывает свое мнение, оно весьма интересно для современного читателя, опутанного интернетовской сетью: «При училище существуют ученические квартиры, училище не в состоянии дать воспитанникам-интернам правильное послеобеденное занятие, а надеяться на то, что мальчика в течение целого дня будет интересовать книга, конечно, невозможно. Поэтому ремесленная мастерская даст школе средства доставить воспитанникам полезное и приятное разнообразие работы».

Учащиеся русско- туземной школы в Туркестане.

И получить профессию.

Еще в июле 1873 года священником Александром Тихомировым была открыта народная школа, которая в 1879 году была преобразована в двухклассное городское училище «с квартирами для учащихся-детей туземцев на 20 человек». Может быть, об этом училище писал Глухов. Если допустить, что это так, то вопрос открытия ремесленных классов был решен только в 1887 году. Ученики обучались сапожному делу.

С 1905 года в училищах, даже в приходских русских школах, стали открывать классы труда.

В 1884 году при училище открыли вечерние курсы для взрослых туземцев, но они существовали до 1886 года. Их закрыли по малочисленности слушателей.

Если окунуться в историю правления Екатерины II, то стоит обратить внимание на ее «заботы о просвещении киргизов». (Документ об этом привезен архивистами областного государственного архива из научной экспедиции в Оренбург, из них сформирован фонд №1446).

27 ноября 1785 года в пункте 7 указа о киргизских делах царица подтверждает свое решение о постройке мечетей и школ. Позже она утвердила штат служащих при оренбургских мечети и школе. На содержание школьных домов, покупку дров, свеч, учебных книг, бумаги и прочего царица разрешила тратить 700 рублей. А всего на содержание мечети и школы повелено отпускать по 2 007 рублей в год.

Однако то, что было при Екатерине II, не идет в сравнение с тем, что сделано в системе образования населения Туркестанского генерал-губернаторства. Хотя и здесь не все было безупречно.

Вернемся к тому училищу, где директорствовал Глухов. В год на всякие надобности отпускалось более 8 500 рублей, из которых 2 360 казенных: 400 городских, 5 515 земских и 400 — это сбор за обучение. По данным статобзора за 1910 год, в училище получили образование 82 человека, из них 49 русских, 23 киргиза, четверо сартов, один татарин и пять евреев.

Если еще раз обратиться к профессиональному образованию, то стоит упомянуть железнодорожное училище при станции «Туркестан», открытое в 1910 году после прокладки железной дороги через город.

Обучались в нем 229 человек.

Архивы рассказывают, что, несмотря на запреты ишанов, местные жители посещали русско-туземные школы, чтобы выучить русский язык.

Уроки грамоты в туркестанской школе.

Справка «ЮК»

Русско-туземные школы были открыты Высочайшим указом 20 июня 1886 года. Туркестанскому генерал-губернатору было разрешено «открывать школы и определять в них учителей из туземцев или оставлять без таких учителей при условии полного обеспечения русского учителя». В этом циркуляре на имя губернаторов областей Туркестанский генерал-губернатор подробно излагает взгляд относительно организации в этих школах. Он указывает, что «вводя в этих школах изучение русского языка, в них не устраняется в то же время усвоение детьми религиозных воззрений и родной грамоты, напротив, считается необходимым, чтобы в них преподавался туземцам закон их веры их же муллой».

Только при изучении списка учебных заведений с указанием мест их нахождения (для любопытствующих укажу, где искать подробности местонахождения: фонд №1129 областного государственного архива), можно понять, что наши предки все-таки имели возможность учиться. Были открыты городские училища, женские, мужские, детские, сельские приходские училища, русско-туземные школы, медресе. Кроме того, существовали частные учебные заведения третьего разряда, но открыты они были в Ташкенте и центре Сыр-Дарьинской области. В этом же городе была открыта мужская гимназия на средства генерал-губернатора.

Из рапорта директору народных училищ Сыр-Дарьинской области от января 1917 года следует, что «с 15 января начало функционировать Черняевское (Чимкентское – авт.) смешанное приходское училище в составе двух классов при 65 учащихся».

Двухклассные приходские училища в Российской империи находились в ведении Светейшего правительствующего синода. В них изучались Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметика, чтение и история.

Сведения об образовании детей инородцев, представленные секретарем народных училищ Сыр-Дарьинской области и изложенные в записке для Его Высокопревосходительства господина председателя комитета, говорят о том, что «в Сыр-Дарьинской области в 1886 году имелось 31 медресе с 1 121 учащимися и 1 866 мектебов с 29 572 учащимися. В настоящее время учащихся в мусульманских школах в Сыр-Дарьинской области следует считать из общего количества 132 579 детей по отношению к общему количеству населения, что составляет 1,9%. В русских школах детей-мусульман 1 454, или 1,1%. (…) В 1908 году окончили курс в русско-туземных школах 93, или 6,7% учащихся, а в 1907-м — 111, или 8,9%».

В областном государственном архиве сохранилась ведомость со сведениями об открытии в переселенческих поселках училищ Министерства народного просвещения и постройке школьных зданий. Строили школьные здания из сырцового кирпича на каменном фундаменте. Общая стоимость здания школы в Черняевском уезде обошлась в 8 тыс. рублей. Из них 2 тыс. оплатило Министерство народного просвещения, 6 тыс. — Переселенческое управление. А на годовое содержание приходской школы выделялось 700 рублей.

Вот что написал историк, вице-губернатор Сыр-Дарьинской области Иван Иванович Гейер: «Разговоры с крестьянами с. Каменной Балки дают основание к весьма утешительному заключению, что приходящий из России в последнее время мужик является к нам уже с укоренившеюся привычкой к сельской школе. Несмотря на свое бивуачное положение и убогую пока домашнюю обстановку, крестьяне настойчиво ходатайствуют о помещении детей в Чимкентское городское училище из боязни, чтобы дети за зиму не забыли грамоту, которой обучались на родине».

Крестьяне, не имеющие в кармане лишней копейки, чтобы отправлять детей на учебу в Чимкент, «подговаривают своего односельца, довольно грамотного крестьянина, чтобы тот позанялся с детворою в течение предстоящей зимы. Вместе с этим все они очень озабочены вопросом, будет ли у них казенная школа, и боятся, чтобы малочисленность дворов не повлияла бы отрицательно на учреждение у них казенного училища», — писал И. Гейер.

Но не всегда переселенцы дожидались царского финансирования. Общество собирало деньги, чтобы поставить школу.

Например, в селе Корниловка. Она помещалась в большой и светлой избе. Парты сделаны по всем правилам педагогических требований, так как были выкрашены в черный цвет. По стенам развешаны картины, устроен «красный угол» с иконостасом – в праздничные дни школа превращалась в молитвенный дом.

Возле школы был садик.

Несмотря на то, что в селе Ванновское долго не было правительственной школы, крестьяне для обучения детворы наняли отставного солдата, который сумел, кроме грамоты, научить учащихся фотографированию.

Но пришло время постройки школы в этом селе. Для строительства администрация уезда выделила 600 рублей, местные жители дополнили расходы личным участием. Кроме классных комнат, пристроили еще две для учителя.

Любопытно, что при сельских приходских школах организовывали ремесленные классы.

Иногда занятия проходили под открытым небом.

Каждый период истории имеет свои ступени развития системы образования. На окраинах Российской империи она не имела широкого размаха.

Но пришла новая власть. 10 февраля 1918 года нарком по просвещению А. Луначарский подписал постановление «О передачи всех учебных заведений в ведение Народного комиссариата при просвещении». В нем была определена цель: «Для преобразования учебно-воспитательного дела в России и целях объединения и обновления его на началах новой педагогики социализма».

Предстояло пройти долгий путь от первых школ в Страну Всеобщей Грамотности.

 

Людмила Ковалева

Автор благодарит за помощь в подготовке этой публикации Х. Кичкембаеву, сотрудницу областного государственного архива
Фото из открытых интернет-источников

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *