Изменения, которые в течение последнего времени происходят в республике с тарифами на услуги ЖКХ, сегодня по-прежнему в топе самых горячих новостей. Мнение населения о сложившейся ситуации с имеющимися тарифами на услуги ЖКХ можно выразить одним словом — достали!
С обретением государством суверенитета шустрые люди, прибрав доходную часть имущества и не вложив в его развитие ни копейки, превратили коммунальные услуги в долгосрочную кормушку для себя любимого. По сути, естественные монополии превратились в удельные наследные княжества, где распределением общенародного добра занимаются люди, далекие от заботы о благе ближних.
Президент РК Н. Назарбаев, говоря о ситуации с тарифами на коммунальные услуги, на ноябрьском заседании Совета безопасности Казахстана назвал преступлением сознательное противостояние монополистов начавшейся в этом году широкомасштабной кампании по снижению затрат населения на коммунальные услуги.
Глава государства напомнил, что еще в 2009 году в Казахстане была принята программа повышения тарифов за счет увеличения инвестиционной составляющей.
«Эта программа позволила с 2009 года заработать монополистам миллиарды для модернизации своего производства. Именно для улучшения всего фонда генерирующих мощностей мы пошли на двукратное увеличение тарифов. Вместо того чтобы инвестировать и обновлять мощности на эти деньги, компании незаконно обогащались за счет потребителей, включив в стоимость услуг премии, бонусы своим работникам, вознаграждения по кредитам, необоснованно завышали производственные затраты», — подчеркнул
Президент РК Н. Назарбаев.
Чтобы читатели «ЮК» смогли узнать об истинном отношении монополистов к потребителям, за счет которых, собственно, они существуют, хочу рассказать про мытарства жительницы Шымкента В. Востриковой. До 2018 года Валентина Ивановна жила спокойно в одной из десяти квартир барачного строения постройки 1932 года по ул. Хлопзаводской. Настоящее хождение по мукам началось в конце февраля 2018 года, когда ее газовый счетчик остановился. Наша героиня, как и все шымкентские пенсионеры, привыкшие к порядку и оплачивающие счета за коммунальные услуги в срок, незамедлительно оповестила о поломке контролера. Стараясь не упустить время, тетя Валя с прибором учета поспешила в головной офис монополиста — АО «КазТрансГаз Аймак», где вальяжные молодые люди для начала «пропарили» ее целые сутки, затем вынесли вердикт: неисправен, менять на новый. Тут же женщине представили прейскурант на замену и установку прибора. На все про все вышло 15 тысяч тенге (вместе с новым счетчиком). Прибывшие для установки казтрансгазовские умельцы огорошили и без того расстроенную женщину тем, что установить счетчик они не могут, потому что нет того, этого, но если она найдет пять тысяч тенге, то можно.
Пока Вострикова ходила по «газовому кругу», добывая требуемое, настала середина марта, то есть катавасия с газовым счетчиком длилась две недели. Учтите, не по ее вине! Поэтому, когда в апреле принесли квитанцию за потребленный газ, она была в шоке. В квитанции значилось 78 с лишним тысяч тенге при том, что в среднем в течение многих лет Вострикова в месяц расходовала голубого топлива максимум на три тысячи. Надо заметить, что из газовых приборов в ее барачной квартире имеются лишь газплита для готовки и газколонка строго для мытья посуды, в жилище нет ни ванной, ни душевой, санудобства во дворе.
Откуда было знать одинокому и пожилому инвалиду третьей группы, с сахарным диабетом и повышенным давлением, пенсией в 60 с хвостиком, что ее приключения, вернее, издевательства над ней со стороны монополиста только начинаются, причем кульминация придется на самое пекло лета. В кабинет с символичным номером 6, где холеные мальчики и девочки стыдили ее и, не объясняя ничего, требовали оплатить всю сумму, пенсионерка моталась вплоть до сентября. По словам женщины, которая, вспоминая о произошедшем случае, плачет, работники газовой службы все это время смотрели на нее как на надоедливую муху.
Лишь в октябре кто-то грамотный посоветовал тете Вале обратиться в антимонопольный комитет. И только там юрист, исполняющий обязанности руководителя отдела защиты прав потребителей А. Гайсанов довел дело до логического конца. Молодой, еще не равнодушный к человеческим страданиям, специалист разобрался во всех перипетиях дела, которое чуть не довело пенсионерку до инфаркта. Монополист отменил штраф, начисленный гражданке Востриковой по одним ему ведомым расценкам.
Естественно, напрашивается вопрос: зачем нужно было издеваться над пожилым больным человеком восемь месяцев, заставлять бегать по жаре и доказывать, что она — добросовестный плательщик далеко не дешевых услуг АО «КазТрансГаз Аймак»?
Неужели было трудно войти в положение и разобраться в ситуации, когда даже беглый осмотр ее жилища показывал, что пенсионерка В. Вострикова не имеет на дому цеха по выпечке хлебобулочных изделий?
Самое печальное в этой истории, что приведенный случай не единичный. Одинокие люди, которые живут рядом с нами и порой даже не знают, куда обратиться в такой ситуации, беззащитны перед бездушной системой монополистов.
Этот случай в очередной раз подтверждает правоту К. Маркса, утверждавшего: «Обеспечьте капиталу 10 % прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживленным, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы».
Бейбит Бейсенов