Странная история

11 Июл 2022 11:57
Количество просмотров: 1012

А так у нас можно?

5 июня рабочие и ИТР ТОО «Ақ жол» собрались у проходной завода ЖБИ предприятия на импровизированный митинг. Выступавшие утверждали, что не получают заработную плату с марта 2022 года. Несколько человек вышло с плакатами «Требуем повысить». Но эта программа-максимум даже не обсуждалась как заведомо невыполнимая. Рабочие были бы счастливы свое получить. Хотя, по общему мнению, шансы на это невелики.

Руководитель компании утверждает, что денег у него тоже нет. Ему не заплатили заказчики, и он не может заплатить рабочим.

«Компания на грани банкротства. Мы неоднократно обращались в акимат Туркестана и области с просьбами решить накопившиеся проблемы по оплате за выполненные работы.

Пока наши обращения результатов не дали», — сказал директор ТОО «Ақ жол» С. Атаев на встрече с рабочими.

Там же заместитель акима Туркестана Ж. Тасов заверил людей, четыре месяца работающих за спасибо, что разберется в ситуации.

Поскольку митинг, или собрание на открытом воздухе, так будет юридически корректнее, проходил не у парадного подъезда акимата, а на городских задворках в бывшей промзоне Туркестана, особого информационного шума он не вызвал. Телеканал Qazaqstan дал в эфир новостной сюжет. Остальные СМИ просто не обратили на собрание рабочих внимания. Власти, судя по отсутствию реакции, тоже не придали этому значения.

С той встречи прошел месяц. Рабочие «Ақ жол» больше не митингуют. Пока. Зарплату, по сведениям из администрации компании, им так и не выдали. Акимат города солидно хранит молчание.

Реакция на происходящее инспекции по труду и прокуратуры «ЮК» неизвестна. Задержка зарплаты в нашей стране вроде бы считается серьезным правонарушением. Или уже нет?

Многопрофильная компания «Ақ жол» до сих пор имела в области и стране безупречную деловую репутацию.

За 27 лет компанией построено:

— 2 500 000 кв. метров асфальтобетонных дорог и площадей,

— 1 020 000 кв. метров бетонных сооружений,

— 65 000 кв. метров жилищно-гражданских объектов,

— 300 км инженерных сетей.

«Ақ жол» стала одной из первых отечественных компаний, освоивших строительство бетонных автодорог. Она строит гражданские и промышленные здания и сооружения, автодороги, выполняет весь комплекс работ по мелиорации земель: от изготовления на собственных производствах строительных конструкций до монтажа и обслуживания сооружений.

«На сегодня мы более чем на 60% обеспечиваем наши строительные объекты собственными комплектующими, — говорит С. Атаев, — железобетонными конструкциями, пластиковыми окнами, дверями и другими изделиями. Наш главный принцип — опора на собственные силы и ресурсы — полностью себя оправдал».

Хотели как лучше, а получилось…

Причиной финансового кризиса крупной не только по областным меркам компании стало активное участие в строительстве Туркестана. До этого «Ақ жол» таких серьезных проблем не имел. Компания строила дороги, школы, детские сады, многоэтажные жилые дома, инфраструктурные объекты в Кызылординской и Павлодарской областях. Построила 40-километровый участок автодороги Павлодар — Астана и много чего еще.

ТОО «Ақ жол» — предприятие-лидер Евразийского союза государств-2018 и «Лидер отрасли РК-2017».

«Количество работников за 27 лет увеличилось с 30 до полутора тысяч, — рассказывал С. Атаев в 2021 году. — Хочу подчеркнуть, что это постоянные рабочие места. За счет многопрофильности компании нам удается избежать сезонной занятости, как это, к сожалению, сегодня нередко происходит в строительной отрасли. Люди работают целыми семьями за высокую гарантированную зарплату, на стабильном производстве. За время существования предприятия ни один сотрудник не уволился. Ежегодно компания создает до ста новых рабочих мест».

А вот с подрядами на строительство в рамках грандиозного преображения Туркестана у компании как-то сразу не задалось. Первые проблемы возникли еще в конце 2019 года. Тогда в письме на имя руководителя ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата г. Туркестана» Б. Оразбекова директор С. Атаев изложил свои претензии к качеству работ предшественников при ремонте автодороги от трассы МКТУ до микрорайона (сканы документов предоставлены дирекцией ТОО «Ақ жол»): «При визуальном осмотре объекта были выявлены многочисленные несоответствия выполненных объемов работ прежним подрядчиком, предусмотренных проектно-сметной документацией».

Вместо стальных водопропускных труб по проекту были уложены асбоцементные меньшего диаметра, вместо железобетонной трубы — стальная без смотровых колодцев. Не соответствовали проекту опоры дорожного освещения. Установлены поврежденные бордюры и лотки. Дорожная подушка и асфальтобетонное покрытие не соответствовали проекту по толщине и составу. Ну и вишенкой на торте: «…В приложенной таблице к конкурсной документации виды работ не соответствуют действительности».

«На основании вышеизложенного, — завершалось обращение ТОО «Ақ жол», — просим Вас принять решение о выполнении договорных обязательств. На сегодня из-за нерешенности вышеуказанных вопросов подрядчик не может приступить к выполнению работ. Наши неоднократные устные обращения остаются без ответа. ТОО «Ақ жол» снимает с себя ответственность за срыв графика работ». Дата письма — 10.11.2019 года.

После чтения документа возникает как минимум несколько вопросов: «Кто был предшественником «Ақ жол» на стройплощадке и почему он не назван в письме? Как заказчик, акимат Туркестана, контролировал его работу, если даже при «визуальном осмотре» было обнаружено такое количество грубых нарушений заложенных в ПСД нормативов? Невооруженным газом видно, что солидная строительная компания «Ақ жол» связалась с объектом, блестяще заваленным неизвестным предшественником.

Ответов на эти вопросы в дирекции компании «ЮК» не получил.

С проблемами — один на один

Спустя полгода строительно-монтажные работы на этом участке автодороги, так и не начавшись из-за многочисленных огрехов предшественников, были законсервированы.

Руководство ТОО «Ақ жол» вновь обращается теперь уже к акиму Туркестана (на тот момент Р. Аюпову) с вежливым, даже чрезмерно, учитывая ситуацию, напоминанием о возникших в ходе строительных работ проблемах и вежливым указанием на то, что это проблемы не только подрядчика, но прежде всего города: «Настоящим сообщаем, что в ходе строительства объектов в городе Туркестане ТОО «Ақ жол» столкнулось с некоторыми проблемами, связанными со строительством четырех крайне важных объектов городского и областного значения. Проблемы этих четырех объектов сказываются на развитии нашего города».

Кроме уже описанного неописуемого бардака, обнаруженного на стройплощадке, при попытке приступить к капремонту автодороги МКТУ — мкр. «Отырар» за зиму у компании прибавилось проблем: «Строительство автодороги между ул. Майкотова и Западная Европа — Западный Китай в Туркестане, ускорение разработки проектно-сметной документации, получение техусловий на точку подключения электроосвещения по независящим от нас обстоятельствам затягиваются на неопределенный срок.

По капитальному ремонту автодороги от трассы МКТУ до мкр. «Отырар» строительные работы законсервированы, так как не утверждена проектно-сметная документация, объемы и виды работ.

По строительству инженерной инфраструктуры, благоустройству территории на 50 га приграничной зоны историко-культурного центра Туркестана ТОО «Ақ жол» своевременно и надлежащим образом выполнены субподрядные работы. Однако генподрядчик ТОО «Capital Construction Project Kazakhstan» не произвел оплату согласно подписанным актам выполненных работ. Хотя гарантийным письмом от 7.04.2021 года обязался произвести оплату до 15.04.2021 года. По Вашему поручению ТОО «Ақ жол» намерено завершить строительно-монтажные работы на данном объекте. Из-за ненадлежащего исполнения договорных обязательств генподрядчиком ТОО «Ақ жол» испытывает финансовые трудности, связанные с закупом необходимых строительных материалов и выплате заработной платы».

Хозяин — барин

Дальше интереснее. В письме на имя акима Туркестана излагается просто феерическая история взаимоотношений предпринимателя и государства в отдельно взятом городе Туркестане: «Строительство 12-этажных жилых домов в АДЦ Туркестана на уч. 2, блоки 1-4 было начато по поручению заместителя акима Туркестанской области в апреле 2020 года. Однако заказчик — ГУ «Отдел строительства акимата г. Туркестана» — по неизвестным нам причинам письменно запретил вести строительно-монтажные работы. Позже заказчик без заключения договора строительного подряда и без разрешительных документов предоставил нам другой объект — 12-этажные жилые дома в АДЦ на уч. 7.1, блоки 23-24. Убедительно просим Вас посодействовать в положительном решении проблемных вопросов для дальнейшего сотрудничества в развитии Туркестана».

Здесь все прекрасно. И волевые решения местных властей. И смелость бастыков среднего звена, не заморачивающиеся документальным оформлением отношения с подрядчиком.

Нам неизвестна реакция тогдашнего руководства Туркестана на в высшей степени смиренную просьбу предпринимателя соблюдать требования законов. Хотя бы иногда, в общих чертах. Давным-давно в аналогичной ситуации город не заплатил подрядчику за построенные теплотрассы и котельные, занимавший должность акима Туркестана К. Молдасеитов тогда сказал мне: «Какие ко мне вопросы? Тогда аким другой был. Вот к нему и обращайтесь!» И это не он такой оригинал. Это у нас традиция.

Судя по течению дальнейших событий, «посодействовать» глава города то ли не захотел, то ли не смог. Потому что дальше последовало обращение уже к акиму области У. Шукееву. В нем руководство ТОО «Ақ жол» подвело итоги двух с половиной лет своего участия в развитии родного города.

Десятки сданных объектов, километры построенных автодорог и вот это: общий долг за выполненные работы подрядчиков и госучреждений перед компанией составил 640 млн. тенге, компания не может выплатить зарплату тысяче сотрудников и вернуть долги партнерам.

По мнению руководства компании, сложившаяся ситуация приведет к потере рабочих мест и вызовет «эффект домино» во всей строительной отрасли области.

Ну и по сложившейся в наших краях традиции просит главу области «напрямую вмешаться в решение накопившихся проблем». Вера в способность У. Шукеева решить любой вопрос в народе крепка.

Во всяком случае, о попытках решить эти вопросы, скажем, через суд или институты поддержки предпринимательства, как это принято в развитых демократических странах, нам ничего не известно.

А в уникальные способности и, главное, возможности У. Шукеева мы верим так же безоговорочно. На уровне подсознания.

 

 

Игорь Лунин

фото автора

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 комментария в “Странная история

  1. А наши всегда так,они еще не объедись. Сидят типа о народе думают,а не фига. Они думают о себе только,но в судный день и эти деньги и эти богатства им не смогут помочь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *