Если во дворе дома неблагоустроенная детская площадка, высох-шие деревья, подъездные дороги в ужасном состоянии, двор не освещается, а мусор вовремя не вывозится, куда обращаться? Кто может помочь? Очень многие люди пытаются звонить в городской акимат, обивают пороги различных инстанций, выстаивают в очередях на прием к какому-нибудь чиновнику. И все это лишь для того, чтобы получить очередной телефон или адрес, куда следует обратиться с проблемой. Вконец озлобленные и доведенные до отчаяния приходят за помощью в редакцию «ЮК». У всех разные истории, но в них обязательно есть один объединяющий фактор — неумение вести бумажные войны. А ведь это самый действенный и наименее затратный по времени способ добиться положительного результата.
Главное — маневры
Не надо звонить и рассказывать согласившемуся выслушать вас человеку все свои беды. Если нет бумаги, ни один чиновник не предпримет никаких действий. Потому что нет оснований. Поэтому не тратим времени на пустые телефонные разговоры или хождение по кабинетам с пакетом документов и квитанций. Если хотите, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки и был достигнут результат, пишите! Составить грамотный алгоритм действий в противостоянии населения и жилищно-коммунальной сферы помогла главный специалист отдела по работе с населением Енбекшинского районного акимата А. Исаева.
«Золотое правило всех обращений — они не должны быть анонимными, то есть надо указывать фамилию, имя и отчество, адрес фактического места проживания и контактные телефоны, также они должны быть написаны коротко и по существу. Никаких лирических отступлений, воспоминаний и экскурсов в историю. Только конкретно обозначенная проблема и результат, который вы хотите получить, — говорит А. Исаева. — Пример можно привести следующий. Если во дворе нет освещения, не надо перечислять, как это опасно для возвращающихся из школы детей и насколько это неудобно пожилым людям. Задайте четкие вопросы: планируется ли провести освещение в ваш двор, если да, то когда это будет сделано. Если нет, куда надо обращаться с заявлением, чтобы освещение во дворе провели. Все!
Далее несете свое заявление либо во фронт-офис акимата города Шымкента по адресу: улица Рыскулова, 8а (телефон 39-29-89), либо, если являетесь продвинутым пользователем, регистрируете его на портале еgov.kz.
Во втором случае можно отслеживать путь заявления: по каким инстанциям его пересылают, что отвечают, кто ответственный исполнитель и сроки выполнения. Если остались недовольны результатом, подавайте заявление на egov.kz вторично.
Обращение, поданное в письменном виде, проходит такие же процедуры, что и электронное, с той лишь разницей, что ответ придет в письменном виде».
Два закона и одно постановление
Еще одно условие для успешного ведения бумажного диалога с коммунальными службами города — юридическая грамотность. Беда горожан в том, что зачастую они изначально просят о том, чего нельзя выполнить. Приведу такой пример. Дом построен очень давно. В течение какого-то времени его перестраивали и пристраивали и в конце концов нарушили «красную линию». Бесполезно обращаться с заявлениями в ту же архитектуру или земельный комитет с просьбами «понять и простить» и оставить все как есть. Закон нарушен, а значит, нарушение должно быть устранено. Поэтому в первую очередь надо изучить два закона РК и одно постановление правительства.
«Жителям многоэтажных домов полезно хорошо ориентироваться в статьях Закона «О жилищных отношениях», — говорит А. Исаева.
Владельцам частных домов было бы неплохо изучить Закон «Об архитектуре и градостроительстве» и Земельный кодекс. А всем жителям города — Постановление Правительства «Поставки коммунальных услуг», а также статью 505 Правил благоустройства ЮКО (здесь четко указаны все стандарты: архитектурный облик города, правила посадки и вырубки зеленых насаждений и так далее).
«Я сейчас не буду говорить, о чем конкретно там идет речь, но очень многие вопросы, в том числе касающиеся споров с соседями по поводу застройки нейтральной территории, залитых квартир и ремонта подвалов или крыш, сами собой уйдут с повестки дня, — поясняет А. Исаева. — Приведу простой пример. Сосед начал пристраивать к своему дому навес, который будет нависать над вашей или нейтральной территорией. Не надо ругаться, не надо ждать, пока он построит его. Подаете заявление во фронт-офис с просьбой проверить законность происходящего. К вам придет представитель городской архитектуры, который даст свою оценку и напишет соответствующее заключение. Не согласны с ним? Тогда подавайте иск в суд, там разберутся».
Во фронт-офисе есть приемные дни акимов районов, когда они встречаются с населением и на месте по возможности стараются решить проблемы и ответить на вопросы людей. Узнайте эти дни и запишитесь на прием.
Контрольный выстрел в проблему
Часто люди пишут такие обращения, что даже самому великому администратору не под силу решить, в какую инстанцию его направить. Примеров тому тьма. Это требование людей узаконить предоставление интимных услуг (!),
пересмотреть тот или иной закон, закрыть предприятие и так далее. И подобных горе-заявителей — половина! В этом случае человек, как правило, получает отписку. Вот еще один повод повысить свою юридическую грамотность.
«Акимат может помочь только в рамках своих полномочий и компетенции, — объясняет А. Исаева. — Например, к нам обращаются жители дома №19 в 17 микрорайоне и дома №11 в 16 микрорайоне. Они просят благоустроить детские площадки. Но на них стоят брошенные автомобили, вернее, их остовы, которые практически превращены в общественные туалеты. Однако акимат не может убрать железный лом, так как у него есть хозяин, который завтра напишет заявление в полицию о факте хищения… Что делать в этом случае?
Написать заявление во фронт-офис, там его передадут по инстанции, а мы, в свою очередь, вызовем полицию. Она разберется, кому принадлежат машины, кто их бросил, кто несет ответственность и так далее. А акимат возьмет ситуацию под контроль и уже вместе с жителями добьется, чтобы остовы были убраны. Тогда и о благоустройстве придомовой территории можно будет говорить».
В общем, ведите бумажную войну по правилам. Она эффективна, не дает сбоев и не съедает личное время. А это значит, что наш город, благодаря содействию горожан, станет краше, чище, комфортнее.
Наталья Хайкина