Суфизм: путь сердца в восхождении к истине

12 Сен 2022 15:15
Количество просмотров: 4126

В конце октября в Туркестане пройдет международная конференция, посвященная духовному наследию Х. А. Ясави. В областной центр приедут ученые-ясавиведы со всего мира

«Целью этого мира является человек, а целью человека — это мгновение; целью тела является обретение духа, а целью духа — регулирование чувств. Целью же регулирования чувств и органов является совершенствование сердца, а целью сердца является возлюбленная».

Мавлана Джалал ад-Дин Мухаммад Руми, выдающийся персидский поэт-суфий

Говоря о Х. А. Ясави, мы часто употребляем термин «суфизм». Но все-таки наши знания об этом религиозном течении поверхностны. Попробуем разобраться и понять,что же такое суфизм и кто такие суфии?

Суфизмом называют мистически-аскетическое течение в исламе, которое возникло примерно в VIII веке н. э., вскоре после возникновения самого ислама.

Аскетизм и мистицизм в исламе имеют много общих черт с мистическо-аскетическими движениями в христианстве, иудаизме, буддизме и индуизме.

Обычно считается, что аскетизм и мистицизм предполагают бегство от мира. Однако это не совсем так. Действительно, некоторые аскеты уходят в горы, на берега морей, в пещеры, леса и там практикуют свое отношение с Богом. Однако многие мистики предпочитают все же оставаться в миру, чтобы его исправить.

«Суфии не оставляют этот мир и не считают, что необходимо избавиться от обычных человеческих желаний. Они лишь усмиряют те вожделения, которые противоречат религии и здравому смыслу. Они не отбрасывают все мирское, но и не гоняются самозабвенно за ним. Скорее, они знают истинную ценность и назначение всего земного» — эти слова приписываются исламскому богослову, правоведу, философу и мистику из Хорасана Абу Хамид ал-Газали.

Большинство суфиев, в отличие от христианских монахов, обзаводилось семьей, потому что им было трудно идти против указаний пророка о том, что все мужчины должны найти себе супругу и жить нормальной жизнью. Подчеркивая при этом, что жена и дети не должны отвлекать суфия от самого главного — служения Богу.

Поэтому утверждение, что Х. А. Ясави не имел семьи и детей, миф. Тем более что, по мнению ученых, в усыпальнице вместе с суфием похоронен его сын. А мавзолей дочери Гаухар ана находится в нескольких километрах от мавзолея Х. А. Ясави.

Аскеты и мистики явились в мир, чтобы напомнить мусульманам, что является самым главным в жизни человека: это служение Богу и подчинение его воле. По-арабски «подчинение воле Бога» — это ислям, то есть название самой религии.

Суфии часто жили среди своих последователей. Если провести грубую аналогию, то их можно сравнить с депутатами, потому что суфии стали проводниками с чаяниями и надеждами простого народа к правящей верхушке.

Обладая духовным авторитетом, они очень часто обращались к правителям, брали на себя обязанность увещевателей, выступали как защитники от притеснений.

Дервиши (странствующие монахи-суфисты) отказывались от благ цивилизации, были облачены в шерстяные плащи-суфы. Их идеология была близка народным представлениям о справедливости.

У суфиев, как Х. А. Ясави, которые уходили от мира и считали мир недостойным внимания, возникали большие кружки последователей, которые постепенно расширялись, а со временем превращались в настоящие братства. Они назывались тарикатами.

Памятник Руми в Измире.

СПРАВКА «ЮК»

Тарикат — это организация единомышленников, которая построена по такой же схеме, как и общины монахов в христианстве.

Они проживали в специальных обителях, соблюдали строгую дисциплину, которая состояла в исполнении религиозных обрядов, постоянном молении, стремлении помочь ближним. Постепенно суфии превратились в очень важную политическую и социальную силу в обществе.

Опять же, если сравнить с настоящим временем, то деятельность суфиев похожа на службу соцобеспечения.

В тех районах, где государство было не в состоянии помочь местному населению, не было ресурсов или желания, суфии выступали в качестве защиты наиболее притесняемых и неимущих членов общества.

Поэтому очень часто целые поселения и города становились последователями какого-либо шейха.

СПРАВКА «ЮК»

Шейх — «старец» в переводе с арабского языка. Аналогичен православному старцу. Последователи суфизма верили, что суфии способны творить чудеса.

Ранняя суфийская литература пестрит рассказами о чудесах исцеления, преодолении больших расстояний в мгновение ока, хождении по воде, способности накормить огромную толпу небольшим количеством хлеба.

Достаточно вспомнить легенду об Акбуре аулие. Сакральность предка заключалась в том, что он ревел, как верблюд, заранее предупреждая народ о приближающихся тяжелых временах.

Хильвет у мавзолея Х. А. Ясави.

Святой Акбура жил в ХІІ веке, во времена Х. А. Ясави. Был его учеником, распространителем религии, набожным человеком. Настоящее имя – Акберген.

Легенда гласит, что во время совершения зикра у него изо рта шла белая пена, извергались белые искры, пена покрывала полностью плечи и грудь, и в этот момент он обладал неимоверной, могущественной силой.

Он всегда восседал на белом верблюде, поэтому его и прозвали Акбура.

Святой два ракаата утреннего намаза читал у родника, затем направлялся в Туркестан, чтобы прочитать последующие два с народом, и читал его вместе с Х. А. Ясави.

Азрет Султан встречал его со словами: «О, ты прибыл, дорогой мой Акбура!»

А пятничный намаз Акбура читал в Мекке или Медине, перемещаясь в пространстве на своем белоснежном верблюде.

Кроме того, народная молва гласит, что Акбура был целителем. К нему приходили люди, чтобы попросить здоровья.

Уникальные целительные свойства приписываются и роднику, рядом с которым жил святой.

Наверняка читатели вспомнили об аналогичных чудесах, которые известны нам из истории христианства.

Для понимания суфизма необходимо рассказать о практике, которую суфии совершали в стенах своих обителей.

Что же они там делали?

Они постоянно повторяли имя Бога. Эта практика называется зикр, что на арабском означает «поминовение имени Бога», то есть Аллаха.

Однако в исламской традиции Аллах имеет много эпитетов, а точнее 99, восхваляющих его различные аспекты и способности. Например, Всесправедливый, Вечно живой, Всегда помогающий, Всепрощающий и т. д.

Повторяя имя Бога, суфии как бы вселяли его в свое сердце. Такого рода практика имеет параллель в православном христианстве: она называется имяславие, и практиковалась монахами, которые жили на греческой горе Афон.

Зикр является очень важной частью суфийских обрядов. Без него не существует суфизма как такового.

Однако критики суфизма утверждают, что пророк не установил прецедента для совершения зикра, следовательно, это является инновацией и даже ересью.

Суфийские поминания Бога очень часто сопровождались танцами и музыкой, что также вызывало критику мусульманских авторитетов, которые считали, что музыка несовместима с ритуальными действиями в исламе.

Тем не менее суфии как раз и прославились именно своими яркими, запоминающимися радениями, в которых использовались танцы.

Есть мнение, что мечеть, которая находится внутри мавзолея Х. А. Ясави, как раз-таки была предназначена для совершения суфиями зикра. Но это лишь предположение.

Некоторые исследователи истории религий полагают, что суфизм возник практически одновременно с пророчеством Мухаммеда, которое началось в 610 году и закончилось с его смертью в 632 году.

Пророк вел очень аскетический образ жизни. Упоминаются факты, что он стирал собственную рубашку, латал ее и был очень неприхотлив в еде. Суфии постоянно указывали на эти факты. Они говорили: «Мы просто идем по стопам пророка».

Биографии суфиев изображают их как идеальных мусульман. Они придерживаются правоверного вероучения, исполняют все ритуалы и добавляют собственные — ночные бдения, обеты молчания и т. д.

Опять же в этом отношении есть много параллелей с христианским монашеством — на Ближнем Востоке, в Египте, Сирии и Ираке.

Жизнь в обители и за ее пределами рассматривалась суфиями как своего рода путь к Богу. Обычно путь к Богу начинался с раскаяния: человек раскаивался в грехах в своей обычной, мирской жизни.

Он должен осознать, что предназначен не для земной жизни, а для жизни будущей, затем происходит его морально-этическая и ментальная переориентация на ценности будущей жизни и высшего мира.

После этого следует несколько этапов пути, которые подробно описаны в суфийских учебниках.

Интересный факт, что суфии пребывали между двумя полюсами: страхом перед Богом, с одной стороны, и надеждой на спасение и избранность в глазах Бога — с другой.

Такие отношения с Богом неизбежно превращались в любовь и страсть, которые легко излагались на языке поэзии. Поэтому поэзия стала излюбленным жанром суфиев. В стихах они описывали отношения между Богом и суфием.

Х. А. Ясави – автор сборника мистических стихов «Хикмат» (впервые издан в 1878 году).

На протяжении веков стихи поэта были популярны среди простых людей, они привлекали читателей назидательностью, народными формами.

Произведения Х. А. Ясави переведены на многие языки мира, включая казахский и русский.

Кстати, средневековые поэты такие, как Омар Хайям, Низами и многие другие, тоже были увлечены суфизмом. При этом некоторые из них были не только поэтами, но и учеными.

Еще одним источником вдохновения для суфиев, помимо любви к Богу, был Коран.

Интересно еще и то, что у мусульман-тюрков есть понятие малого хаджа, который должен начинаться в Сайраме у могил родителей Х. А. Ясави и через мавзолей Арыстанбаба завершаться в Туркестане у мавзолея Х. А. Ясави.

Этому есть объяснение. Для обычного мусульманина хадж значит путешествие на Аравийский полуостров и вхождение в пределы святилища, которое называется мекканским, обход дома Бога — Каабы и т. д. Для суфия это аллегория поиска Бога в своем сердце.

Бог живет в сердце верующего, и человек должен совершать обход Бога в сердце, не покидая дома.

Не претерпевая трудностей по пути в Аравию, он может построить небольшую копию Каабы у себя во дворе и совершать ее обход.

Когда суфии делали это, их осуждали за то, что они подрывают основы ислама.

Духовное управление мусульман Казахстана посещение Туркестана к хаджу не относит.

А также в традиционном исламе существует малый хадж — Умра, который связан с посещением Мекки не в месяц, предназначенный для хаджа, а в любое другое время.

Или возьмем суфийское понимание джихада. Для большинства мусульман джихад — это война против внешнего врага. Для суфия же джихад означает борьбу внутреннюю. Борьбу со своими страстями, со своими желаниями, со своими капризами, с неправильными мыслями.

Такой джихад суфии называют величайшим. А вот малый джихад – война с внешним врагом – их интересовал гораздо меньше.

Зикр — поминовение имени аллаха.

Примечательно, что среди суфиев было немало женщин. Очень многие женщины-суфии поддерживали своих мужей в их общении с Богом, а некоторые даже становились спонсорами суфийских общин. Обычно это были зажиточные вдовы военачальников, которые обратились в суфизм либо понимали, что суфии нуждаются в материальной поддержке.

Но специальных суфийских организаций для женщин ученые не обнаружили ни в письменных источниках, ни во время археологических раскопок.

Однако достоверно известно, что женщины-суфии практиковали зикр. Обычно это были одиночки, которые не объединялись в общины, а выступали как отдельные учителя.

В чем же причина того, что суфизм продолжает оставаться очень важной частью жизни мусульман, а также представителей других конфессий, интересующихся духовностью?

Ученые и исследователи, например, кандидат исторических наук, профессор, советский и российский исламовед, специалист по исламскому мистицизму (суфизму) А. Кныш, исследования которого использовались в написании материала, считают, что загадка постоянства суфизма и его живучести заключается в том, что это необычайно богатая культурная, интеллектуальная, духовная традиция.

Суфизм – это гибкость, способность приспосабливаться к различным условиям, использовать новые технологии для распространения своих учений.

Ученые считают, что суфизм будет продолжать процветать в разных видах и формах в ближайшие, во всяком случае, десятилетия, а может, и столетия.

Кроме того, как уже было сказано ранее, суфизм привлекает своим творческим началом: поэзией и музыкой. И архитектурными памятниками: гробницами, мавзолеями и ханаками, которых в Туркестанской области достаточное количество и о которых мы поговорим в следующем материале.

 

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *