Обстановку на стройплощадке последнего в Туркестанской области отрезка международной автотрассы Западная Европа — Западный Китай можно описать кратко — затишье. Пока в столице идут сложные согласования дальнейшего финансирования объекта между заказчиком Комитетом автодорог, кредитором Всемирным банком и подрядчиком ОАО «EVRASKON» из Азербайджана, проходка и бетонные работы приостановлены, часть рабочих распущена на неопределенное время.
«Занимаемся водоотводными работами, — рассказал руководитель проекта Н. Гаджиев. — Укреплением стенок уже пройденных галерей и текущим обслуживанием объекта. Готовимся к продолжению строительства. Наша компания приняла объект после более чем годовой остановки работ — в 2018 году. В короткие сроки удалось изучить все нюансы дела, завезти спецтехнику и приступить к работе. Наших предшественников и авторов проекта тоннеля — иранскую компанию «Дена Расхаз Констракшн» — можно вспомнить только добрым словом: проект толковый, работы велись грамотно, сложное хозяйство стройки иранцы сдали в образцовом порядке».
Сроки возобновления работ руководитель назвать не смог. Это не от строителей зависит. Наблюдая за всеми перипетиями строительства первого в стране тоннеля такой протяженности и сложности, можно стать суеверным. Иранцы ушли из-за обвала тенге, азербайджанцы с энтузиазмом принялись за дело, но что-то снова не так пошло с деньгами.
На прошлой неделе здесь побывала даже целая делегация Всемирного банка. Специалисты во главе с постоянным представителем Всемирного Банка в РК Жаном Франсуа Марто проинспектировали весь участок автотрассы Западная Европа — Западный Китай в Тюлькубасском районе. Финансисты, социологи, экологи и инженеры осмотрели дорожное полотно на завершенных участках, площадку строительства тоннеля на границе с Жамбылской областью и встретились с жителями близлежащего села Шакпак баба. Слушали внимательно, смотрели пристально, но конкретных обещаний не давали.
Наблюдающие за долгостроем в непосредственной близости от него жители Шакпак бабы тоже подключились к делу. Их интересы на встрече поддержали активисты группы общественного мониторинга.
«Мы с коллегой Думаном Балтабаем, — рассказал руководитель группы Б. Исалиев, — в сентябре 2020 года провели полевой мониторинг проекта «Реконструкция автомобильной дороги А-2 Хоргос – Алматы – Шымкент – граница Республики Узбекистан» на участке Шымкент – граница Жамбылской области от 593 до 632 километра с выездом в сельский округ Шакпак Тюлькубасского района. Оценка воздействия проектов на население затронутых ими территорий базируется на документе «Социально-экологические принципы Всемирного Банка», где четко указано: «Социально-экологические стандарты Всемирного Банка устанавливают нормы, которые заемщик будет выполнять на протяжении всего жизненного цикла проекта».
Если перевести с банковского языка на межнациональный: проекты, которые финансирует банк, не должны ухудшать жизнь людей, а призваны улучшать ее. Неизбежные неудобства от соседства со стройплощадками просчитываются заранее и обязаны сводиться к минимуму. По проекту автотрассы Западная Европа — Западный Китай группа работает с самого начала строительства. В 2014 году Комитетом автомобильных дорог, компаниями, разрабатывавшими и реализовавшими проекты строительства и реконструкции автодорог, специалистами по управлению проектами, консультантами по надзору за строительством и неправительственными организациями Казахстана, входившими в Ассоциацию «Азаматтық Құрылтай — Гражданское Собрание», был подписан меморандум о сотрудничестве. На его основе проведены мониторинги хода реализации проектов реконструкции транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай и автодороги Астана — Темиртау, сформирована система взаимодействия между всеми сторонами общественных отношений для эффективного предупреждения, выявления, учета и разрешения социально-экономических, трудовых, экологических и коррупционных нарушений.
Результатами усовершенствованной программы углубленного мониторинга, охватившей 254 населенных пункта в шести областях Казахстана, затронутых 2730 опрошенных жителей, стало выявление и разрешение 840 проблемных вопросов. В 15 строительных компаниях, участвовавших в проектах, было опрошено 965 и выявлено 146 проблем. Все это изложено в Национальном отчете прозрачности и устойчивого развития за 2015 год.
По участку Шакпак баба в 2014 году было установлено, что необходимо установить железобетонную водопропускную трубу, поднять уровень скотопрогонного тоннеля, прорезать грунтовую канаву по проезду от арыка до трубы под главной улицей аула (действующей трассы Алматы — Шымкент).
Мониторинг, проведенный в сентябре текущего года, установил, что труба на пикете 344 не установлена. Скотопрогон на пикете 333 установлен, однако выход с южной стороны отчасти завален гравием, осыпавшимся с дорожной насыпи, вследствие чего скопилась влага и грязь внутри скотопрогона и он стал практически непроходим для животных. Грунтовая канава на пикете 333 до трубы главной улицы Б. Багысбекова села Шакпак баба проложена. Но стены канавы осыпаются, покрыты густыми зарослями, канал засорен. Водопропускная труба под главной улицей села тоже засорена.
12 апреля 2017 года следствием этих нарушений стало затопление ливневой водой восьми домов по улице Б. Багысбекова. Причинен материальный ущерб, который никому из домовладельцев не компенсирован, кроме жительницы дома № 194, которой возмещена часть причиненного материального ущерба в размере 120 000 тенге.
Угроза затопления водой в случае ливневых дождей или таяния снега домов, расположенных по сторонам канавы на пикете 333, не снята.
На окраине земельных участков домов с четными номерами проложена железобетонная труба, предназначенная для поливной воды. Однако это сооружение своей роли не выполняет. Приусадебные участки домов не получают поливную воду, большинство жителей лишены возможности содержать огороды. Некоторые раньше поливали сады и огороды водой из открытых колодцев, используя электродвигатели. Но после затопления 2017 года и эти колодцы засорены.
В ходе строительства незавершенного участка дороги нарушен экологический баланс, связанный с обеспечением земельных участков и домов природной родниковой водой с Каратауских гор.
В ходе мониторинга установлено, что работы по прокладке двухпутного тоннеля «Шакпак баба» заморожены, что сводит к нулю смысл и предназначение самого проекта для жителей села Шакпак баба, так как главная улица села до сих пор выполняет роль трассы Шымкент — Алматы. Это, в свою очередь, привело к трагическим последствиям. В результате дорожно-транспортных происшествий (наезд на пешеходов, столкновения и опрокидывания транспортных средств): с 2017 по 2019 год погибли 24 человека, 297 получили травмы различной степени тяжести.
Обо всех выявленных нарушениях 12 сентября электронной почтой отправлены письма следующим заинтересованным сторонам – участникам проекта: ТОО «СК Инжиниринг», ТОО «Шымкент Каздорпроект», ОАО «EVRASKON», консультанту по надзору за проектом «Temelsu» в ассоциации с «Consult Ltd.», в Туркестанский областной филиал АО «НК «КазАвтоЖол» и казахстанское представительство Всемирного банка. Ответило только ТОО «Шымкент Каздопроект».
Таким образом, все организации, не приславшие ответы на наши запросы, нарушили «Социально-экологический стандарт ВБ 10: взаимодействие с заинтересованными сторонами и раскрытие информации». Выявленные нарушения прямо противоречат «Социально-экологическому стандарту 4: обеспечение безопасности и здоровья населения». Нарушены авторские права на выполнение работ по авторскому надзору ТОО «Шымкент Каздорпроект» ˗ автора проекта двухпутного тоннеля «Шакпак баба». Отсутствие автора проекта на площадке строительства и воспрепятствование выполнению работ по авторскому надзору, являются нарушением законодательства Республики Казахстан, порождают вопросы о возможном сговоре заинтересованных сторон по самовольному изменению проектных работ, а такие действия признаются коррупционным правонарушением.
По данному факту мы намерены обратиться в департамент по борьбе с мошенничеством и коррупцией Группы Всемирного Банка (INT). Представительство Всемирного банка оперативно отреагировало на наше обращение и изучает ситуацию на месте. Дело за остальными участниками проекта. Строительство дороги не самоцель. Главное — улучшение условий жизни людей!»
Игорь Лунин
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!