Наша жизнь состоит не только из решения глобальных вопросов, но и чисто житейских. А они такие разнообразные! Как власть помогает людям обрести надежду, что в трудные минуты ты будешь не один, подскажет выход из сложной ситуации.
И все это житейские дела. А власть может и наказать. Изучение протоколов заседаний Ирджарского (ныне Мактааральского) райисполкома не стало скучным занятием. Последний пункт рассматриваемой повестки дня назывался «Текущие дела»: заявления жителей районного центра села Славянское (позже Славянки, а ныне поселка Мырзакент) представляли интерес. Читала протоколы заседаний за 1928-1929 годы, первые после образования Ирджарского района. И только на одном заседании текущие дела не обсуждались по причине отсутствия заявлений.
А чаще дел было полно.
В разделе «Текущие дела» рассматривались жалобы, просьбы. Да и к кому идти за помощью в далекие голодные 20-ые годы, если не к власти?
Три инвалида первой мировой войны написали в райисполком заявление с просьбой разрешить им в базарные дни на территории района заниматься азартными играми «Бикса» и «Б-р», так как у них нет пенсии и постоянной работы.
Как можно разрешить азартные игры, которые развращают людей? Жаркое обсуждение просьбы инвалидов все-таки закончилось решением «временно воздержаться от разрешения игр, но возбудить вопрос перед ОкРИКом (окружным исполнительным комитетом — Л. К. ), а инвалидов удовлетворить пенсией с 1 декабря 1928 года на один месяц в виду ограниченных средств».
Помог ли инвалидам с пенсией в последующие месяцы ОкРИК, неизвестно.
Но денег, и правда, не было. В связи с этим власть вынуждена была отказаться от строительства здания для школы-семилетки в 1928 году, перенести все на поздний срок. Не менее важным было в голодные 20-ые годы хоть как-то накормить людей.
А вот колбасникам-кустарям села Славянское Ивану Сучкову и Ивану Погатскому, которые приостановили свою работу из-за отсутствия кишкофабриката для изготовления колбас, помогли, но не деньгами, а иначе. На заседании райисполкома решили направить колбасников на склад сырьевого агентства «Газгос-торга» с разрешением на выдачу кишкофабрикатов. И работа у двух Иванов заладилась.
Продуктовый вопрос нет-нет включался в раздел «Текущие дела». Такой, например, как «прибавка цен на мясо ввиду вздутия цен на скот». Члены президиума райисполкома пришли к выводу, что «торговля мяса по старым ценам нерентабельна». Но спасать население надо было за счет установления фиксированных цен, чтобы «коровье мясо продавать по 28 копеек за фунт, сало — 50 коп., баранье мясо — 38 коп., жир — 70 копеек за фунт».
Власть по некоторым вопросам могла «надавить» на народ, если считала, что это пойдет на пользу. Тем более что была «указивка» сверху, в частности «Казхлопкосоюза»: «сеять жителям села Славянское только хлопчатник исключительно сорта «Навроцкий» как самого высокоурожайного, тем более имеющего хороший выход волокна».
Евгений Львович Навроцкий в 1915 году вывел на Андижанской опытной станции первый в Российской империи отечественный сорт хлопчатника, который первоначально назвали «Русский», но потом переименовали в «Навроцкий». Впрочем, выбирать хлопкоробам было не из чего. Не сеять же семена дорогого американского хлопчатника!
Читаем протоколы дальше.
Поддерживала власть инициативу снизу. Например, фотограф Карапетянц предложил не допускать на базар Центрального хутора фотографов со стороны. Весь бизнес отдать Карапетянцу, взамен на это он обязался построить здание фотосалона в Славянском, ежемесячно отчислять десять процентов от заработка в пользу района и установить твердую цену на фотокарточку. Идея была горячо поддержана членами райисполкома. Появление салона могло придать райцентру культурный вид. И при этом ничего обременительного не представляла для власти. Наоборот, была польза.
Вопрос нравственности жителей Славянского нередко переходил из раздела «Текущие дела» в главную повестку заседания, если на этом настаивали жители, считавшие, что власть должна применять кардинальные меры к некоторым гражданам. Кардинальные меры — это высылка за пределы района. За что выслали Владимира Иванова из села Вознесенское, которое примыкало к Славянскому? За хулиганство! За то, что не поддавался перевоспитанию, «разлагал лучшую массу населения». За ним последовал и сапожник Гальцев, поступки которого вообще были из ряда вон выходящими. Гальцев занимался мошенничеством и «содержал приют разврата».
Когда вопросы нравственности стали все чаще и чаще попадать в «Текущие дела», на очередном заседании члены райисполкома возмутились: а чем вообще занимаются сельсоветы, если отдельные граждане хулиганят, пьют, дерутся, занимаются развратом? И вынесли такое решение: «Предупредить сельсоветы выполнять свои обязанности… меньше ходить на свадьбы и разные мероприятия в рабочие дни… Собирать чаще собрания обществ и сельсоветов, привлекать к обсуждению разных вопросов бедняцкие и средние массы». Но, видимо, на собрания ходили не те, кого надо было просвещать по поводу поведения в обществе.
Вот что меня, прожившей какие-то годы в Славянке, чрезвычайно удивило и огорчило, так это частое обсуждение на заседаниях президиума вопроса пьянства в Славянском, что свидетельствовало о том, что это явление имело нехорошую тенденцию… В течение года обращались к вопросу пьянства до десяти раз. Но когда он обострялся, то выносили главным в повестку дня с присутствием не только членов райисполкома, но и работников сельсоветов. Вот некоторые выписки из протоколов.
19 марта 1929 года был внесен в повестку дня вопрос «ввиду особой важности о закрытии торговых спиртных и винных питейных заведений». После того как трудящимся выдали аванс, «в первый же день началась пьянка с невыходом на работу». Власть вынуждена была обращаться к директору хлопкозавода, чтобы он повременил с выдачей денег до тех пор, пока «народ придет в себя», то есть пропьет то, что заработал.
Борьба с пьянством была долгой и, видимо, малоуспешной. Вот что было записано в одном из протоколов заседания райисполкома еще 13 декабря 1928 года: «Была объявлена борьба против пьянства в нашем районе, особенно в Славянском, путем сокращения торговли спиртом и вином до четырех дней в неделю. В среду и субботу — не более одного литра или две бутылки вина на каждого человека. Частным торговцам и содержателям столовых с распивочными напитками разрешить торговлю по понедельникам, вторникам, четвергам, субботам. Примечание: торговля в столовых пивом, лимонадом и нарзаном может продолжаться обычным порядком, кроме дней отдыха».
«Частным торговцам Буцину и Ахалмусули запретить торговлю на базаре Славянского, кроме торговли в их домах, как кустарям-производителям».
Решение о запрете повторяется 27 апреля 1929 года, заблаговременно до предстоящих майских праздников, предчувствуя, чем все может закончиться. Власть запретила торговлю спиртными напитками 1, 2, 3, а 4 мая разрешила до двух часов дня, 5 и 6 мая опять запретила.
Не ко времени обратились в райисполком жители Славянского с просьбой разрешить «открытие торговли «Кружка-пива». И дождались ответа: «с разрешением воздержаться».
Власть продолжала по-своему бороться с пьянством. 26 мая 1929 года запретила торговлю спиртными напитками на Янги-базаре, за исключением продажи пива и лимонада.
Но тот, кто хотел выпить, находил, судя по решениям райисполкома, места, где сделать это было возможно.
Я ознакомила нынешнего акима поселка Мырзакент Мамыра Бейсембаева с прошлой жизнью отдельных граждан села Славянское, чем его очень удивила.
— Это что-то невероятное, непохожее на наших людей, — сказал он, оторопев. И, немного успокоившись, сослался на то, что это происходило давным-давно. А потом, подумав, сделал еще и такой вывод:
— В культурном поселке неудобно напиваться.
Вопрос не представляется мне бесспорным, но акиму поселка, где население приближается к 14,5 тысячи человек и где он всех знает, к тому же культурный уровень социума существенно вырос, виднее.
Но с чем не поспоришь с М. Бейсембаевым, так это с тем, что запретительные меры, которые принимались властью почти сто лет назад, были совершенно ни к чему.
Аким в качестве доказательства, что жители поселка люди культурные и знают, что богоугодное дело это не пропить деньги, а вложить их в благотворительность, привел пример. В последнее время собрали деньги, кто сколько мог, на три квартиры, купили их и вручили малоимущим. И это святое дело продолжается.
Мырзакент сегодня — небольшой, очень чистенький поселок с тротуарами, зеленью. Строится физкультурно-оздоровительный комплекс, о чем те, кто пропивал аванс, даже не мечтали. Курс на здоровый образ жизни стал превалировать. В 1928 году в повестку дня члены райисполкома только включали вопрос электрификации Славянского, которая из-за бедности бюджета состоялась только в конце 50-ых годов. А сейчас есть не только электричество во всех домах, но и газ. Из-за высокого уровня грунтовых вод в поселке происходит подтопление улиц. Поэтому бурят дополнительные скважины, чтобы регулировать уровень подземных вод.
Интересуюсь у акима, какой у поселка бюджет, что идет на благоустройство.
— План у поселка 20 миллионов тенге. Налоги у нас земельные, имущественные и транспортные. То, что собрали больше запланированного, — наши деньги, а это приблизительно 6-7 миллионов тенге, — рассказывает М. Бейсембаев. — Эти средства позволили нам установить билборды с позитивной рекламой, разместить мусорные ящики под специальными навесами, убрать ненужные бордюры на дорогах, а на этих местах разбить цветники, оборудовать одну детскую площадку. Но не поймите, что это вся сумма, вкладываемая в благоустройство поселка. Из крупных вложений — реконструкция парка, заложенного несколько десятилетий тому назад. Областной бюджет выделил 633 миллиона тенге на его реконструкцию. Старые деревья не будем трогать.
Это как бы намек на деревья, посаженные нами — учениками десятого класса средней школы имени Пушкина села Славянка. Нам привезли саженцы, объявив, что больше половины из них — клёны. Мне достался корявенький саженец «клёна», оказавшийся липой. А мы думали, что осенью кленовое разноцветье украсит парк. Но клёнов так в парке и не оказалось. Сохранилось ли мое дерево? Если да, то вряд ли его узнаю.
Но есть что-то, что связывает времена и годы. Это парки и скверы, в которых мы сажали деревья на века, в надежде, что каждое дерево даст молодой побег, станет продолжением его жизни.
Ну а как у поселкового акима с текущими делами, которые рассматривают на заседаниях?
Этот вопрос вызвал у М. Бейсембаева улыбку.
— Я волнуюсь за то, чтобы людям жилось в поселке комфортно: было чисто, зелено, никто не ломал деревья, не затаптывал цветники, чтобы по тротуарам и дорогам не ходили коровы, как это часто бывает в сельских населенных пунктах. У меня на двери кабинета висит табличка, что дни приема с девяти утра до семи вечера. Двери открыты. Текущие дела иногда решаются не в кабинете, а на улице, когда я хожу по поселку. Люди подходят, задают вопросы, обсуждаем их вместе. Уровень благосостояния граждан растет, поэтому просят выделить им землю под строительство домов. Хотят строить объекты малого и среднего бизнеса — по их количеству мы отстаем от Жетысая и Атакента, которые, в отличие от нас, расположены у больших дорог. Просят помочь с работой. Предлагаю в сложных ситуациях общественную оплачиваемую работу. И если человек действительно нуждается, то соглашается на нее. Но есть такие, которые возмущаются: «Это я на виду у всех буду веником махать?» Ты помаши пока веником, может, другая работа найдется. Но зато сейчас у тебя хоть небольшие, но будут деньги. Можно, конечно, в текущие дела включить и вопрос реконструкции моста через магистральный канал Достык, но одними разговорами дело не сдвинется с места. Объект дорогостоящий, над ним работает райакимат.
…Наверное, стоит обращаться к прошлому, чтобы понять, чего мы достигли в настоящем. Пусть только на примерах простых, житейских, но куда без них? Но что-то перетекает из прошлого.
Например, цены на продукты, и как с ними борется власть.
Людмила Ковалева
Автор благодарит за помощь в подготовке этой публикации сотрудницу областного государственного архива Х. Кичкембаеву.
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!