О том, что система госзакупок, мягко говоря, несовершенна, давно известно всем, кто вынужден в них участвовать. Говорят, как правило, в кругу коллег. Мало кто рискует поделиться наболевшим с широкой публикой. Опасаются, что наболит после этого еще больше. Жаппар Дербисбеков работает в сфере строительства инженерных сетей больше тридцати лет. Почти двадцать возглавляет созданную им компанию ТОО «Жылуэнерго ремонт».
В силу специализации компания работает преимущественно по заказам государственных структур. Ее специалистами построены десятки объектов жизнеобеспечения в городах и селах Казахстана, проложены сотни километров водопроводных, тепловых и газопроводных сетей. Построены и проложены, как невесело говорит директор, не благодаря действующей системе распределения и выполнения господрядов, а чуть ли не вопреки, с постоянным преодолением искусственных препятствий.
«Держать на привязи — только так можно назвать действующую схему работы по господрядам, — говорит Ж. Дербисбеков. — Примеров могу привести множество.
Вот один из них. Согласно договору о госзакупках за №174 от 03.10.2019 года, заключенному нами с ГКУ «Отдел ЖКХ Тюлькубасского района», выполнено строительство канализационных очистных сооружений и насосной станции в селе Бакыбек Тюлькубасского района, на 363 302 994 тенге. Оплата за выполненные работы в соответствии с п. 3.3 договора производится заказчиком перечислением денег на расчетный счет подрядчика не позднее 30 календарных дней с даты подписания сторонами акта выполненных работ. Оставшиеся 5% от суммы заказчик оплачивает после подписания акта ввода объекта в эксплуатацию.
Договором предусмотрена неустойка за каждый день просрочки платежей. Работы выполнены в срок, о чем подписаны акты выполненных работ. Заказчик оплату за выполненный объем систематически задерживал, что частично блокировало деятельность нашего предприятия. Мы не могли вовремя оплачивать расходы, связанные со строительством, и выплачивали неустойки партнерам.
Причина задержки платежей — банальная халатность отдельных ответственных работников ЖКХ района. На сегодня сумма неустойки по задержанным платежам составляет 3 112 350 тенге. Мы вынуждены обратиться в суд.
Еще один иск пришлось подать на ГУ «Управление энергетики и развития инфраструктуры города Шымкента». Согласно договору мы провели газопровод в селе Алтынтобе. Сметная стоимость строительства — 104 655 357 тенге.
Проектно-сметная документация на объект была сделана в 2018 году, тендер проведен в 2019-ом, было выделено 984 730 тенге. В 2020-ом денег вообще не выделялось. В этом году мы завершили работы за свой счет. Об их качественном завершении свидетельствует акт госкомиссии о приемке объекта в эксплуатацию от 15 июля 2021 года. На дворе — ноябрь. И где наши деньги?
Еще веселее, когда оплата работ по подряду растягивается на несколько лет. Деньги выделяются мелкими порциями — сделать на них ничего нельзя, но и отказаться уже не получится. Договор-то подписан. А мы свои обязательства всегда старались выполнять точно и в срок.
Подряд на строительство водопроводных сетей в селе Ынтымак Келесского района: сметная стоимость 800 млн. тенге. В этом году выделено 200 млн., на 2022-й запланирована выплата остальных.
С подрядом на строительство водопровода в селе Караспан Ордабасинского района и того интереснее. Из 432 млн. тенге на текущий год выделено всего 95 тысяч. И что мы на эти деньги должны делать?
Уже сейчас цены на дизельное топливо и стройматериалы подскочили. С 1 января еще вырастут, хотим мы этого или не хотим. Министр индустрии Бейбут Атамкулов говорит, что все основные материалы отечественные. На самом деле, кроме местных стройматериалов, ничего своего у нас нет. Все остальное привозят из России или дальнего зарубежья.
В условиях конкурса дается только общая сумма подряда. Разбивка выплат по годам делается, когда подписываем договор.
Пока идут только разговоры о корректировке смет. По трем полученным подрядам — в Караспане, Келесском районе и Арыси — корректировка не сделана. Хотя такой пункт в договоре подряда есть. А цены продолжают расти.
Получается, нас без веревки привязали, чтобы никуда не убежали? Зачем вообще проводить тендеры с такими сроками финансирования?
Проблем море. Как заложенных в системе тендеров на госзакупки, так и искусственно создаваемых. Правила изменяются и дополняются иногда по несколько раз в год. Самая большая проблема для всех подрядчиков — подтверждение опыта работы. Согласно последним изменениям в правилах, необходимо подтвердить его за 10 лет. В 2020 году в Комитете госзакупок создали депозитарий, куда мы отправляем подтверждающие документы. Причем перечень изменили уже второй раз за год! Раньше отправляли акты выполненных работ, подписанные заказчиком, подрядчиком, техническим и авторским надзором, и акт приемки. Теперь необходимо подтверждение всех документов заказчиком и Казначейством. Зачем это нужно, если работа уже принята, прошло много лет? Мы пишем заказчику, ему некогда — есть своя работа. Казначейство отвечает, что это не его. Там все сотрудники поменялись. В Ынтымаке района Байдибек четыре года назад сделали водопровод. Просим подтвердить, а в акимате уже никого не осталось с тех времен — все чиновники по несколько раз сменились. Новеньким придется в архив идти, искать. Им это надо? Нет. Бегаем за каждым, упрашиваем. Замкнутый круг. На это уходят месяцы.
Для чего это делается, понятно. Завтра на конкурсе без этих бумажек, подтверждающих уже имеющиеся документы, не смогу доказать наличие у компании (действующей с 2003 года!) опыта работы. Спокойно, на вполне законном основании меня исключат из конкурса и проведут того, кого хотят. Если организаторы так борются с коррупцией, то не знаю, что значит создавать для нее наилучшие условия.
Организаторы тендеров вводят все новые дополнительные требования. Как утверждается, из лучших побуждений. При этом они зачастую противоречат Закону о госзакупках, друг другу и здравому смыслу.
У нас каждый новый аким начинает с создания подшефных компаний, которые, несмотря на отсутствие опыта, а зачастую материальной базы и квалифицированных кадров, легко выигрывают конкурсы на госзакупки по так полюбившейся чиновникам схеме «из одного источника». Всех остальных отсеивают еще на подходе. С помощью запутанных и лишенных смысла дополнительных требований.
От нас требуют лицензию то на геодезические работы, то на экологическую экспертизу. Хотя и то, и другое по условиям договора делает заказчик. А потом приходят представители компаний-однодневок, у которых эти лицензии чудесным образом имеются, и предлагают свои услуги за долю немалую. Только в этом году мне пришлось опротестовать по этим причинам 14 конкурсов в Шымкенте. Их после долгих проволочек отменили, изменения в квалификационные требования внесли. Но время-то прошло.
В результате пострадали интересы государства: сроки строительства важных инфраструктурных объектов отодвинулись на будущие годы. Пострадали опытные, давно и успешно работающие в этой сфере строительные компании. Сотни людей лишились заработка. Кому это выгодно?
Чтобы реально сравнить потенциал компаний-претендентов, не надо горы бумаги изводить и выдумывать странные для любого профессионала требования. Если проанализировать, какие компании у нас получают господряды, то видно, что среди них множество новеньких, опыта работы не имеющих. Зато имеющих «специалистов» по прохождению тендеров и нужные связи. Как так получается? Отсюда и сумасшедшие расценки. Чтобы выполнить подряд, они нанимают реальные строительные компании. Цепочка субподрядов все длиннее, государству это обходится дороже. Но все причастные в шоколаде!
Президент в каждом выступлении говорит, что малый и средний бизнес в Казахстане необходимо поддерживать, но на местах все остается по-старому.
Практически все госструктуры, от которых что-то зависит, не помогают, а наоборот, ставят всевозможные препоны.
С государственным коммунальным предприятием на праве хозяйственного ведения «Онтустик Жолдары» управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Туркестанской области ведем переписку с 5 ноября.
Главный инженер С. Бекмурзаев и начальник отдела Р. Мырзахметов вместо того чтобы помочь в оформлении ордера на производство земляных работ там, где проходят дороги, занялись ревизией проекта, по которому мы проводим водопроводные сети. И самое интересное — сделали выводы, что проект, который прошел государственную строительную экспертизу, неправильный. Если у специалистов ГКП есть вопросы по качеству проекта, то логично обратиться для начала в тот орган, который выдал положительное заключение, и выяснить, почему проект с ними не согласовали. Чего по закону об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК и не должны были делать. «Онтустик Жолдары» должен лишь выдать технические условия. И такие, созданные на ровном месте неравнодушными чиновниками, препятствия приходится преодолевать постоянно.
Это уже не сбои системы, а сознательно созданная система искусственных барьеров для бизнеса.
Тендерная система госзакупок вводилась для того, чтобы отсечь «бумажные» компании. На деле получилось, что они-то как раз в ней чувствуют себя как рыбы в воде. Хотя, чтобы навести здесь порядок, требуется лишь вернуться к положениям закона и раз и навсегда прекратить бюрократическую самодеятельность!»
Игорь Лунин
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!