У каждой школы — свое лицо и свои темпы продвижения к цели. Сельской школе «Арофат» (после присоединения к городу жилого массива «Сайрам» она стала городской) понадобилось всего пять лет, чтобы войти в восьмерку лучших шымкентских учебных заведений и в первую сотню самых-самых в республике.
И этот феномен привлекает сюда немало гостей. В марте, к слову, коллектив принимал директора Международного языкового центра и центра сотрудничества со странами СНГ при университете Шинхан из Южной Кореи И. Хэвона, известного кинорежиссера из Москвы, лауреата Каннского фестиваля С. Дворцевого, председателя Республиканской ассоциации частных школ, доктора педагогических наук Р. Садыкову.
Само собой, ребята в очередной раз всех удивили и поразили глубокими познаниями по всем предметам, а также разнообразными талантами. Не случайно же госпожа Им Хэвон пригласила выпускников-арофатовцев поступать в их университет и пообещала всяческую помощь. Острым чутьем профессионала она мгновенно оценила потенциал будущих студентов.
Что говорить о коллегах из других школ, особенно трехсменных? О родителях, которые сначала обалдевают от того, как выглядит школа внешне, от «настенных» библиотек с книгами в коридорах, дерзких заявлений со стендов, что «Арофат» — территория умных, талантливых и любимых детей, что они — лучшие! Затем замирают от восхищения, увидев, как ребята поют и танцуют, какие снимают видеоролики, ставят постановки, демонстрируют спортивные достижения. И это ничуть не мешает им в главном — хорошо учиться и ежегодно привозить награды за победы в республиканских предметных олимпиадах.
А в этом году отличились даже самые маленькие — из начальной школы. Четвероклассники показали самые высокие результаты на комплексном тестировании при аттестации учебного заведения. 12 воспитанников начального звена стали призерами и победителями республиканской олимпиады «Дарынды мың бала». А ведь это и есть фундамент, на котором строится будущая Личность с большой буквы.
Кому из нас не внушали в школе, мол, не могут абсолютно все дети быть разносторонне одаренными. И делили нас на физиков, лириков и… пэтэушников. А оказываются, могут! Что ежедневно доказывает школа «Арофат». В поисках формулы успеха и приходят сюда многочисленные гости, пытаясь проверить алгебру гармонией.
#ПроУчредителя
А успех объяснить просто: школе повезло с учредителем. Бизнесмен Низамхан Сулайманов — заслуженный строитель РК, почетный гражданин Шымкента, кавалер орденов «Құрмет» и «Парасат». Он в рамках государственно-частного партнерства пять лет назад построил, как любят писать журналисты, школу «с окнами в завтра»: с просторными кабинетами, оборудованными самыми современными партами, электронными досками, видео- и аудиотехникой, роботом, спортивным и актовым залами, столовой, комнатами для занятий в различных кружках и спортивных секциях, с комфортными условиями для учебы и пребывания в продленке, со школьным автобусом и прочими бытовыми удобствами, отсутствие которых сильно мешает учебному процессу.
Сейчас на счету Н. Сулайманова уже 14 учебных заведений в области и Шымкенте, органично вписавшихся в национальный проект «Комфортная школа». И каждая — все больше и круче. На фоне новых «Арофат» кажется наиболее компактной. В некоторых актовый зал больше, есть даже бассейны. Но первая школа, как первая любовь, всегда в зоне его внимания. Приросла спортивным манежем во дворе, по праздникам превращающимся в огромный зрительный зал. Наверняка будет со временем и бассейн. Помимо бронзовых призеров по баскетболу, появятся и золотые — по плаванию. Шанс достичь новой цели арофатовцы не упустят.
Обучение в школе не просто бесплатное. Отличники могут претендовать на стипендию учредителя. В этом году таких ребят было около сорока. Победители олимпиад и их преподаватели поощряются бонусами. Хорошим стимулом для учебы становятся спонсируемые учредителем поездки в Туркестан, Ташкент и Самарканд.
Да, повезло с человеком, который не покупает недвижимость за рубежом, не имеет гаража машин класса «люкс», а все деньги вкладывает в будущее страны, то есть в собственных и наших с вами детей. Честь ему и хвала! Но комфортное здание не всегда стопроцентная гарантия, что с «новыми стенами» сама собой появится зона духовного комфорта, когда учиться и учить становится в радость. Поэтому следующая глава…
#ПроДиректора
Сердце школы, ее пламенный мотор — Роза Викторовна Пак. Да-да, та самая, что и в старой саманной школе №45 еще довоенной постройки, принявшая ее как одну из самых сложных по контингенту, сумела создать школу радости. Несколько поколений выпускников до сих пор вспоминают ее и благословенные стены гимназии добрым словом.
Как удалось Н. Сулайманову уговорить ставшего уже знаковым директором возглавить пусть и новую, но все же сельскую школу? Однозначно, не высокой зарплатой. Думаю, возможностью целиком отдаться учебно-воспитательному процессу, не думать о том, как выбить пристройку к школе, как дежурить по ночам, чтобы, не дай бог, не украли с трудом добытые для нее материалы, не доказывать чиновникам очевидное. Если не вкладывать деньги в школы, то это аукнется дефицитом грамотных специалистов в будущем. Если не поднимать зарплату учителям, они вынуждены будут подрабатывать репетиторством, а не отдаваться полностью школе. Что это «производство» успешнее действует в зоне комфортной для творчества среды, уважительного со стороны общества и государства отношения к учителю.
Об этом отличник образования РК, кавалер ордена «Құрмет» и обладатель медали им. Ы. Алтынсарина не уставала говорить с самых разных трибун. Благо все они для нее как активного общественного деятеля — члена Ассамблеи народа Казахстана, депутата гормаслихата, председателя корейского культурного центра — были доступны. И не только говорила, а создавала новую модель школы, в которой все лучшее органично сочеталось с инновационными требованиями. Ее авторская школа радости, по сути, и была самым инновационным проектом. Она могла бы спокойно перенести его в новые стены. Но надо знать характер Розы Викторовны: «Это все было вчера. А сегодня мы движемся дальше».
Еще и поэтому своей, по-прежнему родной 45-й, она оставила все свои наработки: начиная с дорожки с пятерками, по которой шли малыши первый раз в первый класс, концепцию школы радости и счастья, не стала переманивать проверенные кадры. А начала все сначала.
Школа «Арофат» с большой территорией дала название концепции ее нового проекта – «Территория умных, талантливых и любимых детей».
Осталась самая «малость» — найти и создать команду единомышленников и найти таких детей.
Решая первую проблему, Роза Викторовна брала в школу не только молодежь, полную желания проявить себя, но и пенсионеров, сохранивших в душе неукротимую жажду творчества и твердо знающих, что учебный процесс дает лучшие результаты только в тандеме с воспитательным.
Наверное, с ее опытом создание команды было не самым трудным. А вот с контингентом — сложнее. Школа открывалась в январе, когда все дети уже сидели за партами. Согласятся ли родители срывать их в середине года и отправлять в школу далеко от дома и в сельскую по статусу? Каюсь, даже я, признающая огромные организаторские таланты Розы Викторовны как директора, сомневалась, что с 3 января атмосфера новостройки «заговорит» голосами детей. И зря! Родители, которые в ее школе всегда ощущали себя полноправными участниками учебно-воспитательного процесса, поверили ей и на этот раз. В итоге в январе удалось полностью укомплектовать начальную школу, частично — среднее звено, даже принять десяти- и одиннадцатиклассников.
С тех пор прошло всего пять лет. Но все чаще расстилается в актовом зале дорожка со звездами, по которой идут победители самых умных и творческих конкурсов, престижных спортивных соревнований.
Если в школе радости победы олицетворялись с пятерками, то в новой школе — со звездами. Потому что у каждого в жизни должна быть не только цель, но и своя звезда, к которой нужно стремиться. Наверное, еще и поэтому сегодня в эту школу ездят учиться (или за мечтой?) ученики из 72 городских.
Мой сосед Артур Дрейлинг перешел в «Арофат» в 2019 году, скажем так, не из самой худшей в городе школы. Хотелось доказать (прежде всего самому себе), что он может и достоин большего.
И «Арофат» дала ему такую возможность. Директор поддержала его желание участвовать в волонтерских проектах, в результате Артур в прошлом году был признан лучшим волонтером города. Ребята выбрали его членом школьного парламента. А что касается учебы, то благодаря учителям он преуспел в ней так, что получил приглашение продолжить учебу в Польше. Поехал, поучился и …вернулся. Потому что такой боевой и кипучей жизни, как в «Арофате», там не было. И ощущения, что его любят как родного, и возможности поговорить на равных с учителем, даже с директором школы, — тоже.
#ПроУроки
68% учителей в «Арофате» — это профи высокого класса: учителя-исследователи, учителя-эксперты. И точно на все сто — подвижники и единомышленники, разделяющие желание директора сделать школу лучшей. Начнем с главных помощников: завучи Р. Ердесова, Н. Чепелева, И. Артыкова, Т. Рожкова не просто надежные плечи директора, на которые она может опереться, но и крылья, позволяющие подниматься на новые высоты.
Творческий почерк и инновации отличают уроки математиков И. Глазковой, С. Юсуфалиева, учителей русского языка и литературы Н. Роговой и Л. Нурлыбековой, казахского — Ю. Саппаровой, английского — Л. Мухаммедовой.
Школа полиязычная, выпускники выходят в жизнь, зная русский, казахский и английский. А так как она еще и многонациональная — занимаются в ней представители 23 этносов, то на разговорном уровне могут общаться со сверстниками на узбекском, турецком, корейском и других языках.
Уроки не ограничиваются рамками занятий по государственной программе. Есть уроки #ПроДобро. Это когда не по указанию директора, а по собственному желанию ребята взяли шефство над домом престарелых и инвалидов. Собрали посылки для пострадавших от землетрясения в Турции.
Есть уроки #ПроКнигу! Не смартфон, а именно книга остается по-прежнему источником знаний, считают в школе. Поэтому, помимо традиционной библиотеки, здесь есть полки с литературой в коридорах, где книги сами просятся в руки. Тем более что многие из них подарили ребята и их родители. Есть уроки #ПроВежливость. Всех гостей удивляет, что арофатовцы со всеми здороваются. И эта не привычка, доставшаяся от сельской школы. Это пример воспитательной работы учителей в направлении: «Школа — это большая дружная семья, надо уважать старших и гостей, быть благодарным и благородным».
И очень много уроков #ПроТаланты. А как иначе, если в школу пришли именно такие дети! Правда, многие порой и сами не знали об этом, а раскрывались в конкурсах (шоу эрудитов, «Две звезды: учителя и дети»), процессе подготовки к тематическим неделям и ко Дню языков народа Казахстана, на концертах. Надо признать, что мастерски побуждают к раскрытию талантов у учащихся и у коллег заслуженный мастер спорта А. Атажанов, хореографы Ю. Исаметов и И. Капылова.
Команда у Р. Пак сильная, подумает с завистью кто-то. Да, сильная. Но она не досталась ей вместе со школой. Она сама создала ее и вместе с ней счастлива, подводя итоги первой ударной пятилетки. Пусть время для школы отныне измеряется ими, как пятерками отмечаются успехи каждого арофатовца! С первым юбилеем тебя, школа! Школа «окнами в завтра»!
Нина Казорина
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!