Тихое место

25 Окт 2024 16:49
Количество просмотров: 983

Большие страсти в маленькой школе

Сонная окраина Шымкента. Ни автомобильных пробок, ни городского шума. Тишь и благолепие.

Обычный денек в сайрамской школе №98.

У ворот машина «скорой помощи» и полицейская патрулька. Медики занимаются старшеклассником, грозившим покончить с собой, полицейские разбираются в ситуации. Во дворе заместитель директора по воспитательной работе гоняется со смартфоном наперевес за старшеклассниками, стараясь запечатлеть текущий момент. Видно, что учебно-воспитательный процесс проходит активно. С элементами креативных методик. В бодром спортивном темпе. Директор школы А. Сапарбеков прогуливается по школьному двору, не реагируя на происходящее во вверенном ему учебном заведении. Мы с председателем городского профсоюзного комитета работников образования и науки Л. Тургинбаевой и юристом А. Дуйсенбиевым наблюдаем за происходящим с улицы. До этого состоялись беседы с руководством школы. Странные какие-то, как и все здесь происходящее.

В школу мы приехали, чтобы разобраться в ситуации, сложившейся вокруг председателя профсоюзного комитета данного учебного заведения учителя истории Д. Кудратуллаевой.

Накануне в горкоме состоялась встреча с «представителями коллектива школы» (так было сформулировано ими самими), которые, числом девять человек, единодушно требовали не только «переизбрать» историка Динару, но и (менее единодушно) вообще «убрать» ее из школы. Что под этим подразумевают сайрамские педагоги, понять сложно. Хочется надеяться — только простое увольнение с работы. На вопрос «за что?» внятного ответа за два часа общения получить от членов делегации во главе с директором школы не удалось. Собрание безнадежно завязло в эмоциональных пассажах на уровне «бабушка соседская рассказала…». В разгар обличительных речей в зал вошли представители родителей класса Д. Кудратуллаевой, и делегация возмущенных учителей стремительно покинула зал.

И вот мы на месте пытаемся выяснить: «почему?»

Обратились с просьбой о встрече к начальнику управления образования Шымкента. Н. Шамшиева ответила: «Не сегодня». Как показало дальнейшее, это было «никогда», в вежливой, отдадим должное профессиональному такту Нургуль Акылбековны, форме.

После этого ответ директора школы на просьбу дать интервью как-то уже не удивил. «Расскажу вам все, как есть, только в газете этого не пишите», — сказал А. Сапарбеков. Его заместитель по воспитательной работе А. Ахметова, та самая, что со смартфоном в руках гонялась за школьниками, «все как есть» (с ее точки зрения) рассказала. Прибавив: «Ничего не пишите от моего имени». Заместитель директора по учебной работе Б. Есимова отреагировала по-военному четко: «Интервью давать не буду!» — и даже простой беседы нас не удостоила.

В разгар нашего разговора А. Ахметова втолкнула в директорский кабинет двух десятиклассников: «Это Динара вас заставила прийти? Скажите, что Динара!» На просьбу директора прекратить реакции не последовало. Пришлось начальнику правовой службы горкома профсоюза А. Дуйсенбиеву, почти тридцать лет проработавшему директором спецшколы, дать заму по воспитательной работе разъяснения по методам воспитания. И то подействовало не сразу.

Если обобщить все, что нам рассказали, без права ссылаться на конкретные имена, то конфликт в коллективе школы начался из-за ссоры двух учителей на личной почве.

Подробности, которые с таким увлечением смаковали при нас некоторые учителя и руководители школы, описывать не позволяют врожденная брезгливость и советское воспитание. Затем следовали какие-то смутные истории о том, как Д. Кудратуллаева и «примкнувшая к ней» учитель физики А. Карабек «записывали все на смартфоны» и распространяли записи в родительском чате школы. Надо сказать, что смартфон, как оружие внутришкольной борьбы, здесь используется широко и всеми сторонами конфликта (см. погоню за десятиклассником А. Ахметовой). Кстати, а так теперь в наших школах можно, или это пока эксклюзив СШ №98?

Здесь и дальше вопросы адресуются, естественно, начальнику управления образования Н. Шамшиевой.

Дальнейший опрос участников показал, что инициатором конфликта была точно не Д. Кудратуллаева. Молодой учительнице от этого ни пользы, ни прибытка. В школе она на отличном счету. Даже сегодня никаких претензий к ее профессиональной компетенции самые яростные обличители не высказывают. Говорят, учитель прекрасный, а вот как член коллектива высоким стандартам, принятым в СШ №98, не отвечает. Создает конфликтные ситуации, не стесняется публично отстаивать свое мнение, идущее вразрез с мнением товарищей по работе. Далеко не всех, как показали беседы с учителями и школьниками.

«Все началось, — рассказала учитель начальных классов А. Жанибекова, — с приходом в школу на должность завуча Баян Есимовой. Чехарда с учебной нагрузкой продолжается до сих пор. Расписания нет, а уже первая четверть заканчивается. Часы распределяются, как она захочет. Тарификацию вроде утвердили, а в конце месяца выясняется, что оплату за 2 часа у нас убрали. Баян Есимова сказала: «Часы нужны для Айнур Ахметовой». Но мы же их провели! После долгих объяснений Баян Есимова мне заявила: «Из 50 тысяч тенге, которые тебе должны, выплачу двадцать пять. Больше не получится». Выплатили мне 30 тысяч. А 20 кому пошли?

Скорая школе. Сделали все, что могли.

Когда ее принимали на работу, я была членом комиссии и резко возражала. Мы даже ходили к директору, объясняли, что с должности директора школы №124 Баян Есимова уволилась «по настоятельным просьбам» и не стоит брать ее к нам в школу. Из пяти членов конкурсной комиссии двое проголосовали против ее приема и трое — за. Но секретарь директора использовала наши ЭЦП без нас для обеспечения 100% поддержки кандидатуры Есимовой. Результат ее работы в нашей школе, всего за два неполных месяца, налицо: коллектив лихорадит, нормально работать невозможно. Ладно, мы, взрослые, битые, выдержим. Но это же все отражается на детях! Они же все видят и все понимают. Класс Динары уже грозит оставить школу, если она уйдет. А как ей оставаться в таких условиях? Сама уже подумываю, куда бы уйти. Жалко, в этой школе проработала столько лет! Коллектив у нас был отличный, дружный. Никогда бы не подумала, что возможно такое. Это же настоящая травля двух молодых учителей. Девочек до нервного срыва стараются довести. Детей уже довели. Мальчик из класса Динары грозит с собой покончить…»

Л. Тургинбаева.

Вопрос к управлению образования: а вот такое 50 пишем, 25 в уме, это в наших школах нормально? Работу учителей оплачивают из бюджета, т. е. наших налогов, или по личному усмотрению руководителей второго звена? А отсутствие расписания до конца 1-ой четверти, так везде?

Наблюдая за развивающимся «по инициативе трудового коллектива» процессом выдавливания из школы двух молодых специалистов, не мог отделаться от впечатления, что «стихийный» процесс хорошо срежиссирован и вполне управляем. То, что он вышел в публичное пространство, не вина инициаторов. Хотя им наплевать: «собака лает, караван идет».

И началось все вовсе не со ссоры двух учительниц. В основе конфликта общественная работа Д. Кудратуллаевой и вполне материальные интересы противной стороны. Именно как председатель профсоюзного комитета школы Динара стала неудобной для администрации. Девушка слишком серьезно относится к своим обязанностям. Профессиональным и общественным.

«Вскоре после прихода в школу нового завуча, — рассказала Д. Кудратуллаева.

— Мне предложили перевести нашу первичную организацию в другой профсоюз.

«Там лучше» — так это объяснили.

Я ответила, что не могу единолично решать такие вопросы. У нас есть профсоюзный комитет, есть обязательства перед отраслевым профсоюзом, в котором школа состоит много лет, и вообще, с чего нам вдруг менять организацию? Разговор повторялся несколько раз. Затем в ход пошли угрозы. Потом меня попросили оплатить из профсоюзной кассы покупку новых шин на школьный автобус. Я, понятно, отказала. Вроде объяснились мирно, но осадочек остался… Потом ситуация стала развиваться как снежный ком… Одно за другим. Если весь коллектив настаивает, я, конечно, могу уволиться. Но это далеко не так. Коллеги просто боятся выступить против «генеральной линии». Больнее всего, что от этого страдают дети. Ученики моего класса между собой активно обсуждают ситуацию, стараются меня поддержать морально. Всячески пытаюсь оградить их от наших некрасивых взрослых разборок, но как это сделать? Все же у них на глазах происходит ежедневно!»

В сухом остатке имеем подковерную борьбу между множащимися, как после хорошего дождя, новыми профсоюзами (открыть такой при наличии небольшой суммы денег сегодня может практически любой желающий) за пополнение рядов, читай — за членские взносы. Все остальное — дымовая завеса, хотя и крайне ядовитая и опасная для здоровья детей и взрослых. Грамотно спланированная травля, особенно в женском коллективе, может не только десятиклассника до суицида довести…

А. Дуйсенбиев.

«Это классический буллинг, — говорит председатель городского комитета профессионального союза работников образования и науки Шымкента Л. Тургинбаева. — Организованная и целенаправленная травля председателя профкома за добросовестное исполнение своих общественных обязанностей. Задача Д. Кудратуллаевой как председателя профкома не финансирование из профсоюзной кассы хозяйственных нужд школы или хотелок администрации, а защита интересов членов профсоюза. По мнению горкома, и до недавнего времени коллектива профсоюза, она с этой задачей справляется хорошо. Аналогичный конфликт, развивавшийся по такому же сценарию, был у председателя профкома СШ № 124, когда ее возглавляла Б. Есимова. В 2022 году она вынудила председателя профкома С. Эралиева перечислить из профсоюзной кассы 300 тысяч тенге на личный счет в Каспи банке работника школы, не указав даже цели их использования. Не получив в очередной раз от председателя профкома деньги на нужды школы (а он не имеет права их расходовать на эти цели), Б. Есимова 29 мая 2023 года вышла из профсоюза. Дальше, используя свое служебное положение, продолжала незаконно вмешиваться в работу профсоюза. Есть заявление Б. Есимовой на мое имя с просьбой выделить 270 тысяч тенге на школьные нужды. В борьбе со школьными профсоюзами госпожа Б. Есимова широко использовала «коллективные жалобы» в вышестоящие профсоюзные органы, подписанты которых даже не знали, что в них содержится. Так, одну «коллективку» подписывали под видом инструктажа по технике безопасности через техничку школы. Тогда Б. Есимова инициировала (хотя не имела права) перевыборы председателя профкома. Новый председатель немедленно перевел первичную организацию в другой профсоюз. Так что методы, примененные против председателя профкома 98-ой школы, для нас не новы. Это уже не на грани криминала, это криминал с использованием буллинга и психологическим травмированием детей.

К сожалению, ни тогда, ни сейчас уполномоченные правоохранительные органы не заинтересовались своеобразной финансовой деятельностью директоров наших школ.

Д. Кудратуллаева, урок истории.

Хотя по фактам в СШ № 124 горком профсоюза направлял соответствующие заявления в департамент Агентства РК по противодействию коррупции по г. Шымкенту и прокурору города с подтверждающими аудиозаписями и документами. О нездоровой ситуации вокруг профкома СШ №124 было проинформировано управление образования Шымкента. Так что для них все случившееся в школе №98 не было неожиданностью. Хочется верить, что эти безобразные разборки «педагогов» на глазах детей удастся прекратить и школа вернется к нормальной работе. Хотя сделать это будет теперь непросто, и времени, и нервов у всех отнимет еще немало».

Как нам стало известно, в СШ №98 отработала группа специалистов управления образования Шымкента с целью проведения фронтальной проверки. Наконец-то появилось почасовое расписание уроков. По факту в школе было введено внешнее управление.

Пока без комендантского часа и патрулей. Но как знать, что будет дальше?

Еще вопросы к управлению образования. Увы, вряд ли последние. При таком своеобразном распределении педагогической нагрузки с бухгалтерией в СШ №98 все в порядке? А то, знаете ли, были прецеденты. А отдельных представителей руководства школы № 98 точно можно допускать к детям? При таком качестве подбора педагогических кадров последствий не боитесь? А ведь они вполне предсказуемы. Родители старшеклассников уже объединяются для защиты своих детей. Их можно понять. И нужно услышать. Пока не поздно.

 

Игорь Лунин

фото автора

 

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *