С давних времен юрты казахских кочевников украшали самотканые ковры и войлочные покрытия, передающие всю живописную красоту степей Казахстана, ее горький аромат и расцветающие весенние краски — мир, созданный умелыми мастерицами. Радужные сочетания тонов, когда приглушенных, когда контрастных, рождали невероятные широкие и нежные поэтические тканые композиции.
Национальные традиции ковроткачества до сих пор хранят и продолжают народные мастерицы. Такие рукодельницы всегда пользовались у казахов почетом и уважением.
С этой удивительной мастерицей мне посчастливилось встретиться в Астане. Этноаул, возведенный в столице в период проведения международной выставки «ЭКСПО-2017», был одним из самых посещаемых объектов. А уж в августовские дни ЮКО в Астане и вовсе яблоку негде было упасть. Полюбоваться искусством южноказахстанских артистов, мастеров, ремесленников потоком шли и астанчане, и гости столицы. Удивляться было чему. Но царившая вокруг суета в этноауле словно не касалась этой миниатюрной женщины: ни на минуту не прекращалась ее неспешная работа за небольшим ткацким станком. Шерстяные нити в уверенных руках на глазах превращались в красивый цветастый баскур – широкую ленту для украшения юрты и скрепления ее частей. Бесплатный мастер-класс по ткачеству давала не просто умелая мастерица, а член Союза художников РК, преподаватель прикладного искусства, обладатель звания «Хас шебер» («Мастер своего дела») Б. Симова. Конечно, захотелось напроситься к ней в гости.
Понятия «свободное время» в жизни Бибажар Иманбековны практически не существует: преподавание в вузе (а преподает она уже 45 лет!) совмещает с творчеством, проведением мастер-классов, участием в выставках и фестивалях. Ткацкий станок в ее комнате без дела не стоит ни дня: ее ремесло, любимое дело, признается Бибажар-апа, лечит и душу, и тело лучше любой зарядки и лекарств. Всегда наготове и чемодан с рукоделием: в нем доставшиеся еще от бабушки веретено и ножницы, клубки ниток, цветные коржыны (переметные сумки), баскуры, ша-шак бау и много других удивительных изделий, составляющих богатое убранство юрты. Приглашения принять участие в выставках поступают часто, и на сборы не нужно тратить много времени.
Свое мастерство Бибажар Иманбековна переняла от бабушки-рукодельницы. Смотрела, училась, работала вместе с ней. Да так, что сам Гани Иляев похвалил ее мастерство. Знаменитый казахстанский художник приходился дальним родственником ее семье.
— В 1968 году Гани Иляев приехал к нам в аул в Кызылординскую область, — рассказывает Бибажар-апа. — Встречали его с большим почетом. Войдя в нашу гостевую юрту, он внимательно рассмотрел убранство. Затем спросил о мастерице, соткавшей все это. Меня, шестнадцатилетнюю, представили ему. «Как окончит школу, отправляйте ее ко мне! Ей учиться надо дальше». Так он и стал моим наставником.
Дипломной работой Бибажар по окончании Чимкентского института культуры стал большой ковер, который она соткала по собственным эскизам в маленькой комнате студенческого общежития. С другой своей работой – восточным ворсовым ковром – молодая мастерица стала дипломантом Всесоюзной выставки-конкурса произведений декоративно-прикладного искусства в Москве в 1973 году.
Сегодня Б. Симова – и теоретик, и практик казахского ковроткачества. До тонкостей изучила историю, традиции древнего искусства, освоила множество техник шитья и плетения, узоров и орнаментов, а уж сколько всего соткала и нашила – не сосчитать. И ни одна ее работа на другую не похожа. Ее баскуры, ковры, гобелены пользуются популярностью не только у казахов, их увозят с собой иностранцы, интересующиеся казахским ремеслом. Баскуры Симовой украшают и музей первого Президента в Астане – Бибажар-апа преподнесла их в дар.
— Сегодня нет проблем с сырьем: шерсти хватает, нитки какие угодно купить можно, — рассказывает Бибижар-апа, не отрываясь от станка. — Но я, бывает, по старинке и пряду, веретено мне бабушка подарила, и крашу нитки сама. Зато цвета, какие мне нужно, получаются. Эскизы заранее не придумываю. Как художник перед чистым листом бумаги сажусь за станок. Сам собой рисунок получается – сложно этот процесс объяснить.
Своим мастерством Бибажар Иманбековна с готовностью делится. Учит, передает опыт. Среди ее учеников — студентки, женщины, мечтающие зарабатывать с помощью этого ремесла, иностранцы, для которых несколько дней, проведенных у казахской мастерицы, словно погружение в древнее искусство казахов, была даже супруга одного из казахстанских министров. Женщина верила, что, научившись ткать и занявшись этим рукоделием, она избавится от головной боли и депрессии. Ожидания оказались не напрасны.
Но главные ученицы Бибажар Иманбековны – ее внучки. Старшая Мадина уже получила звание «шебер» («мастер»), продолжив дело бабушки. Младшенькая, шестилетняя Раяна, крутится рядом. Уже научилась плести ша-шак бау – украшение для стен юрты. И сияет от гордости, когда бабушка называет ее своей помощницей. Значит, творчество Бибажар Симовой получит свое продолжение.
Алиса Масалева