ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» делится опытом

10 Янв 2025 12:30
Количество просмотров: 181

В 2024 году ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» посетило много гостей. Среди них два посла из стран Европейского союза, казахстанские и зарубежные коллеги.

Специалисты шымкентского предприятия щедро делились своим опытом и наработками в применении новых технологий.

ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» — первое в Казахстане предприятие, где активно внедряются биотехнологии в процессе очистки сточных вод.

Бережное отношение к водным ресурсам

В апреле прошлого года ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» посетила посол Федеративной Республики Германии М. Иверсен. Она привезла с собой делегацию, состоящую из представителей разных компаний, сотрудничающих с Германией.

Заместитель генерального директора предприятия Ж. Турдалиев рассказал о деятельности ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг». Он подробно остановился на строгом учете питьевой воды, внедрении приборов учета, благодаря которым в разы удалось снизить водопотребление населением. Рассказал о применении новых технологий как в добыче и распределении воды, так и в обработке сточных вод. Все это позволяет использовать драгоценный ресурс рационально. К слову, многие новшества были внедрены благодаря Европейскому банку реконструкции и развития.

Посол Германии отметила, что создание в Казахстане Министерства водных ресурсов и ирригации очень своевременный шаг. Питьевой и поливной воде требуется особое внимание. А для этого нужен опыт.

«Органы, связанные с управлением и организацией водных ресурсов, должны становится в очередь, чтобы перенять ваш опыт и улучшить ситуацию.

Надеемся, что у вас существует практика обмена опытом с коллегами из других водохозяйственных организаций», — сказала М. Иверсен.

Тренинг по обмену опытом

Сегодня эффективное управление водными ресурсами становится одной из главных государственных задач. Для ее выполнения необходимо обладать технологиями, инфраструктурой и оборудованием, иметь опытных квалифицированных специалистов.

В Туркестанской области на сегодня питьевой водой обеспечены свыше 97% жителей, в течение двух лет этот показатель планируется довести до 100%.

Подача воды должна быть бесперебойной и качественной. Одним из этапов решения этой задачи является обучение специалистов.

20 апреля прошлого года в ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» состоялся семинар по обмену опытом. Его участниками стали заместители акимов 17 районов и представители водоканалов.

«В настоящее время у нас 97,3 процента жителей области обеспечены чистой питьевой водой. По итогам 2025 года планируется довести этот показатель до 100 процентов. Между тем есть ряд проблем, которые нужно решить. Благодаря обмену опытом мы надеемся найти пути решения этих вопросов», — сказал начальник управления энергетики и инфраструктурного развития Туркестанской области Р. Муздыбеков.

Вклад в экологию

ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» посетили также национальные эксперты Министерства образования РК.

Менеджер по работе КОС и испытательной лаборатории ТОО «Водные ресурсы- Маркетинг» И. Казаринова знакомит гостей с новыми технологиями.

Предприятие давно и прочно сотрудничает с Южно-Казахстанским университетом им. М. Ауэзова. Студенты, обучающиеся на кафедре «Водные ресурсы и водопользование», проходят практику в ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг», где есть необходимая производственная база и где применяют передовые технологии в сфере водоснабжения и водоотведения.

Национальные эксперты задавали много вопросов, один из них касался использования очищенной сточной воды из Буржарского накопителя.

Стоит отметить, что шымкентское предприятие — первое в Казахстане, где активно внедряются биотехнологии в процессе очистки сточных вод. Опытом ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» заинтересовались коллеги из России — публичная компания «Российский экологический оператор», которая отвечает за переработку отходов в стране. Коллеги побывали на комплексе очистных сооружений Шымкента.

На встрече с генеральным директором ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» А. Орманом обсуждались вопросы применения биотехнологий. Анарбек Онгарович подчеркнул, что главные задачи предприятия, связанные с биотехнологиями, — это улучшение экологической ситуации вокруг комплекса очистных сооружений, устранение неприятного запаха и создание комфортной среды для населения.

В тесном сотрудничестве

ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» посетили и представители ташкентского водоканала. Между двумя предприятиями давние дружеские отношения.

Ежегодно специалисты водной отрасли двух стран делятся наработанным опытом, внедряемыми в производственные процессы технологиями и результатами инноваций.

На этот раз узбекистанских коллег интересовала работа шымкентского комплекса канализационно-очистных сооружений (КОС). Менеджер по работе КОС и испытательной лаборатории ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» И. Казаринова ознакомила гостей с новыми технологиями, которые уже дали положительный результат.

«В первую очередь нас интересовала новая биотехнология, которая внедряется в Шымкенте. Так называемый английский метод, когда с помощью сообщества бактерий уменьшается количество осадка в сточных водах и исчезает неприятный запах. В Шымкенте первыми в СНГ стали применять этот опыт, сегодня мы ознакомились с его практическими результатами. После пяти месяцев опытно-промышленных испытаний можно утверждать: неприятного запаха на очистных сооружениях практически нет. Для нашего города эта проблема очень актуальна: наши КОС находятся на территории города. Поэтому изучить ваш опыт очень интересно», — поделился впечатлениями главный технолог Д. Козыбеков.

Предприятие посетила посол Великобритании в Казахстане К. Лич.

Безопасность прежде всего

Представителей актюбинского водоканала АО «Aqtobe su-energy group» заинтересовала установка по обеззараживанию питьевой воды.

В ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» уже давно используют автоматическую установку Grundfos. Это устройство — продукт совместной разработки датских и немецких инженеров. Отличается высокой надежностью, производительностью и безопасностью.

«В нашем городе питьевая вода обеззараживается с помощью жидкого хлора. Это вещество опасно для населения, для хранения, поэтому мы ищем альтернативный вариант обеззараживания питьевой воды. Один из эффективных вариантов — применение гипохлорита натрия. Этот метод в Казахстане применяется в Шымкенте, мы хотим ознакомиться с процедурой обеззараживания, узнать, как работает установка, как она себя показала», — сказал представитель АО «Aqtobe su-energy group» А. Смагулов.

Услугами АО «Aqtobe su-energy group» пользуются около 150 тыс. абонентов, из которых 137 тыс. — физические лица и более 5 тыс. — юридические. На балансе предприятия находятся 55 канализационных насосных станций, 35 водозаборов и более 30 тыс. колодцев.

Британское партнерство

По инициативе Казахстанской водной ассоциации состоялся обмен опытом между специалистами ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» и представителями водоканалов Казахстана. В Шымкент приехали специалисты из Астаны, Костаная, Щучинска, Шу, Кызылорды и Туркестана. Их интересовали многие аспекты работы шымкентского предприятия. Особое внимание было уделено комплексу очистных сооружений и применению биотехнологии Ydro Process — этот продукт впервые был применен в СНГ.

В ходе обмена опытом технологи компании, представляющей продукт Ydro Process, детально проконсультировали казахстанских специалистов по применению биотехнологии. Благодаря ее первому применению в Шымкенте она заинтересовала многие водоканалы нашей республики. С ее помощью можно избавиться от неприятного запаха и остаточного осадка, для утилизации которого требуются значительные земельные ресурсы.

В ноябре предприятие посетила посол Великобритании в Казахстане К. Лич. Стоит отметить, что ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» первое на постсоветском пространстве Центральной Азии коммунальное предприятие, наладившее партнерство с британским разработчиком биотехнологии Ydro Process.

«Рада, что британская биотехнология здесь востребована. Вопрос о водных ресурсах актуален для всех стран мира. Очень важно обмениваться опытом, понять, как можно помочь друг другу. Увиденное в Шымкенте лично для меня стало открытием. Рада, что британская компания включилась в процесс оздоровления экологии, применив уникальную технологию, способствующую очистке и повторному использованию гидроресурсов в сельском хозяйстве», — прокомментировала К. Лич.

Хлорелла вам в помощь!

Представители ГКП «Алматы су» приезжали для изучения опыта использования хлореллы в Буржарском накопителе. Специалисты ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» ознакомили коллег не только с доочисткой сточных вод, но и с основными производственными процессами на КОС.

Одна из основных проблем Алматы — доочистка сточных вод, которые хранятся в накопителе Сорбулак. Для обеспечения процесса доочистки большого объема воды требуются значительные средства. Поэтому применение хлореллы в условиях Шымкента заинтересовало специалистов ГКП «Алматы су». Тем более что очищенные сточные воды в Шымкенте идут на полив технических сельхозкультур.

Зарыбливание Буржарского накопителя.

Реформа ЖКХ

ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» посетили представители АО «Казахстанский центр по развитию ЖКХ», Министерства промышленности и строительства РК, национального управляющего холдинга «Байтерек», АО «Казахстанская жилищная компания» и Банка развития Казахстана. Цель визита — изучение эффективного менеджмента и финансовых инструментов, благодаря которым шымкентское предприятие может служить примером для остальных водоканалов страны.

Высокая изношенность инженерных сетей и неэффективное управление сектором ЖКХ вынуждают государство пересмотреть отношение к этой сфере.

Разработан национальный проект по модернизации ЖКХ, одно из ключевых направлений — это изменение методов работы организаций водоснабжения и водоотведения. Приоритетная задача — обеспечить самоокупаемость водоканалов и сделать их инвестиционно привлекательными, чтобы инфраструктурные проекты осуществлялись за счет тарифной сметы, а не бюджетных средств. Кроме того, необходимо наладить операционное управление. В случае неграмотного менеджмента модернизация ни к чему не приведет. В целом должны быть выработаны решения по типовому менеджменту с учетом региональных особенностей. В общей сложности на реализацию национального проекта по модернизации ЖКХ уйдет пять лет, будет затрачено около 7 трлн. тенге, но эти средства должны быть возвратными.

В Шымкенте представительной делегации была предоставлена информация о деятельности ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг». Благодаря стопроцентному внедрению приборов учета воды суточное водопотребление на человека снизилось с 450 до 125 литров, что позволило сэкономить 20-летний расход ценного ресурса. Внедрение энергоэффективного оборудования снизило себестоимость добычи воды и позволило сэкономить колоссальное количество электроэнергии. Проведенные модернизация и цифровизация сетей водоснабжения привели к трехкратному снижению аварийности, а значит, и к снижению расходов на эксплуатационные затраты. Модернизация и автоматизация комплекса очистных сооружений повысили степень очистки сточных вод и снизили энергетические затраты. Введение в эксплуатацию установки биогаза позволило на 100% закрыть потребности КОС в тепле и на 50-60% — в электроэнергии. Очищенные сточные воды уходят на полив технических сельскохозяйственных культур и способствуют развитию фермерских хозяйств и кооперативов. У предприятия есть надежный финансовый партнер — Европейский банк реконструкции и развития, который не боится инвестировать в ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг».

Председатель правления АО «Казахстанский центр по развитию ЖКХ» Н. Солтамбеков отметил высокую эффективность шымкентского предприятия.

Группа экспертов Всемирного банка готовит Дорожную карту по улучшению сферы водоснабжения и водоотведения в стране для Правительства Казахстана. Этот документ ляжет в основу национального плана по модернизации сектора ЖКХ.

Эксперты ознакомились с финансовыми показателями ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг», которые были достигнуты за счет строгого учета воды, модернизации и цифровизации сетей водоснабжения, применения современных энергоэффективных технологий, создания собственного программного обеспечения, использования «зеленой» энергетики и биотехнологий в очистке сточных вод.

Первичная подготовка Дорожной карты от Всемирного банка будет завершена в феврале 2025 года. После этого к ее обсуждению будут привлечены все заинтересованные стороны. А после дискуссий будет создана окончательная версия документа. Эксперты подчеркнули, что предложения руководства шымкентского предприятия по всему спектру проблем сферы водоснабжения и водоотведения в Казахстане очень важны.


Высокая оценка работы

ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» посетила депутат Мажилиса Парламента РК А. Сагандыкова, которая входит в состав Комитета по экологии и природопользованию.

ТОО не получает бюджетных дотаций, при этом тариф на услуги водоснабжения и водоотведения является средним по Казахстану.

А. Сагандыкова ознакомилась с деятельностью предприятия, экономическими показателями, результатами инвестиционных вложений. Ей рассказали о работе центральной диспетчерской службы, способах контроля воды в системе, программном обеспечении, которое используется при добыче и распределении воды.

Депутат посетила учебный центр «Smart маман», в котором специалисты сферы водоснабжения и водоотведения повышают квалификацию, а также комплекс очистных сооружений, который считается лучшим в Центральной Азии. Она ознакомилась с процессом очистки сточных вод и биотехнологиями. Благодаря применяемым технологиям практически исчез неприятный запах, а количество избыточного осадка уменьшилось на 95%.

А. Сагандыкова дала высокую оценку работе ТОО «Водные ресурсы Маркетинг» и качеству предоставляемых услуг.

 

 

 

Татьяна Бурдель

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *