Президент РК К. Токаев еще 24 января дал поручение навести порядок в сфере пассажирских перевозок
Южанам свойственно принимать свои проблемы ближе к сердцу. Но это не значит, что они такие уж уникальные.
Интересно, но в списке регионов страны с предсмертным состоянием общественного транспорта солнечный Шымкент не лидирует.
Проблема давно стала общенациональной.
«Поручение Президент страны Касым-Жомарт Токаев дал на расширенном заседании Правительства, — рассказал председатель АЮЛ «Южавтотранс» Д. Каюпов. — Главой государства было поручено в течение двух месяцев навести порядок в данной сфере, системно решать проблемы городских пассажирских перевозок и их субсидирования. Прошло полгода… За это время в рамках поручения был проведен ряд совещаний с участием госорганов, Национальной палаты предпринимателей и бизнеса.
Отраслевому министерству поручалось разработать новый комплекс мер по развитию автомобильных перевозок, который предусматривает системные меры поддержки бизнеса. Его утверждение планировалось на август.
Но ситуация складывается так, что меры нужно принимать незамедлительно. Иначе придется не реформировать, а строить заново. При сохранении текущего положения до конца года большинство транспортных компаний просто не доживет».
Мир вокруг нас
Пока мы живописали коматозное состояние общественного транспорта любимого города, а акимат Шымкента на нас гордо обижался и хранил величественное молчание, сфера пассажирских перевозок страны оказалась в безвыходном положении.
Перевозчики в едином порыве утверждают, что ограничения в период карантина и отсутствие должного объема субсидирования приведут к банкротству компаний. Явление приобретает очертания новой эпидемии. Глад и мор наступают на компании-перевозчики.
К делу спасения отрасли как таковой подключились ассоциация юридических лиц «Автомобильный конвент Казахстана», объединяющая автопредприятия центральных областей страны и даже лично уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Р. Журсунов.
«По информации отраслевого министерства, с 2017 года объем субсидий в отрасль увеличился, — рассказал бизнес-омбудсмен, — с 1,7 до 36,9 миллиарда тенге в 2019-ом. При этом акиматами Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Костанайской и Туркестанской областей субсидии с 2017 по 2019 год не были предусмотрены. Финансовые средства неравномерно распределяются по регионам, а в некоторых они вовсе не предусмотрены.
Существенные сдвиги в субсидировании городских пассажирских перевозок связаны с принятием в 2018 году Комплексной программы по развитию автобусных перевозок на 2018-2020 годы.
Вместе с тем раскрывается проблема, когда в основном поддерживают восемь автобусных парков с государственным участием, в том числе проекты ГЧП, для которых из местного бюджета приобретаются новые автобусы, выделяются субсидии, предоставляются выгодные маршруты и прочее, и прочее. Это приводит к недобросовестной конкуренции и вытеснению с рынка частных перевозчиков.
До сегодняшнего дня, в условиях постчрезвычайного положения и карантина, коренные проблемы оздоровления общественного транспорта не решены.
Есть большой риск потери рабочих мест, а именно водителей, кондукторов, ремонтников и других категорий, численность которых в отрасли составляет до 100 тысяч человек.
Учитывая, что государством принимаются меры по сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, для сферы городских автобусных перевозок необходимы целевые трансферты из республиканского бюджета на субсидирование убытков перевозчиков.
По предварительной оценке отраслевого министерства, к планируемым в 2020 году субсидиям из бюджета МИО (53,2 млрд. тенге) требуется порядка 70 миллиардов тенге, что позволит обновить подвижной состав и повысить качество перевозок.
Следует отметить, что в некоторых регионах из-за отсутствия необходимого объема субсидирования убытков перевозчиков наблюдается износ парка, что в конечном итоге приведет к остановке перевозок пассажиров и потере рабочих мест.
Вместе с тем акиматы в некоторых регионах продолжают поддерживать коммунальные предприятия под видом проектов ГЧП. Нужно признать, акиматы фактически финансируют и укрепляют субъекты квазигосударственного сектора. И это ограничивает конкуренцию в целом на указанных товарных рынках.
Указом Президента РК от 3 июля 2019 года введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора, что означает введение реальных правил «желтых страниц», ограничивающих создание компаний с участием государства.
Но акиматы обходят Указ Президента и создают в регионах автобусные предприятия с госучастием, хоть и с меньшей долей (49 %).
Есть отрицательный пример проекта ГЧП в Восточно-Казахстанской области. В 2019 году при поддержке акимата создан автобусный парк «Semey bus», который вытеснил других частных перевозчиков. Автопарк через лизинг АО «БРК-Лизинг» приобрел 170 новых автобусов и ввел электронное билетирование, а теперь перевозит пассажиров, однако субсидии со стороны акимата до сих пор не получил.
Сейчас нужно понять, как распоряжаться оставшимися коммунальными парками и в целом обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта. Нужно отработать вопросы на уровне комплексного плана. Это будет первый шаг для решения проблемы.
В целях снижения налоговой нагрузки с 1 января 2020 года пассажирские перевозки на социально значимых маршрутах будут освобождены от уплаты НДС. Законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента.
Национальная палата предпринимателей совместно с Министерством здравоохранения РК прорабатывает алгоритм по запуску работы организаций, осуществляющих регулярные городские, пригородные, междугородные, межобластные и международные пассажирские автомобильные перевозки, а также автостанций и автовокзалов с учетом соблюдения санэпидемиологических требований».
А в это время у нас
Грядет очередное, то ли третье, то ли пятое по счету за последние пять лет, электронное билетирование.
«Когда будет электронное билетирование, то многие проблемы общественного транспорта исчезнут сами по себе, — прокомментировал несколько подзатянувшийся приход этого чуда в наш город председатель АО «СПК «Shymkent» Б. Канкин. — Когда введут электронную систему, тогда и у водителей пропадет желание нарушать все правила. Уже нашелся инвестор, он за свои средства будет эту работу выстраивать».
Как электронная система оплаты отобьет у водителей желание нарушать правила — устраивать гонки с подрезанием конкурентов — нам не очень понятно. Откровенно радует, что проблемы наконец-то исчезнут сами по себе. А волшебное слово «инвестор» просто греет душу. Инвесторы у нас уже давно чудесами занимаются.
Игорь Лунин
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!