Трехсторонняя недоговоренность

22 Авг 2018 12:17
Количество просмотров: 2189

 Обязан ли потребитель выносить свой прибор учета воды (впрочем, любой) в подвал или подъезд? Должен ли он оплачивать потери? Как быть, если один сосед хочет модернизацию, а другой — нет? Эти вопросы терзают сердца и кошельки жителей Шымкента с тех самых пор, как в городе появились первые приборы учета. Недавно очередной скандал возник по поводу модернизации водопроводной сети в доме № 3 по улице Айбергенова.

 Конфликт локального значения

 Если в двух словах, то суть происходящего заключается в следующем. Жительница квартиры № 50 И. Голубева не согласилась выносить прибор учета воды в подвал. За этот опрометчивый шаг женщина очень быстро поплатилась: ей стали начислять суммы, в два и три раза превосходящие реально потребленные кубометры. За что? За утечку.
«Откуда у меня утечка, если я заменила стояк, счетчик у меня опломбирован, плачу вовремя и исправно, — возмущается Ирина. — Если в доме прошла модернизация и в подвале заменили все водопроводные трубы на новые, то почему они текут? Зачем нужен такой ремонт? Я не желаю платить 22 тысячи тенге только за то, чтобы монополисту было удобно снимать показания счетчиков».

Домком С. Найденова, Голубевы и представитель ВРМ: консенсуса нет.

Не найдя понимания и сочувствия у сотрудников водоканала, она обратилась с письменным заявлением в департамент Комитета по регулированию естественных монополий. В ответе департамента сказано, что из-за ее отказа выносить прибор учета «в настоящее время остальные потребители по подъезду не могут провести реконструкцию водопроводных сетей». Согласно этому ответу, потребитель обязан отвечать за техническое состояние, безопасность и сохранность общедомовых сетей, которые являются общей долевой собственностью участников кондоминиума, либо при отсутствии оного владельцами общей долевой собственности. Обязана также в случае утечки воды оплачивать потери.

 Официально

 Руководитель юридического отдела ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» (ВРМ) К. Алибаев провел краткий ликбез и популярно объяснил, что существует закон «О жилищных отношениях» от 1997 года, который регламентирует взаимоотношения между собственниками квартир и вводит понятие «общей солидарной собственности». Обязанность содержать дом в порядке возлагается солидарно на всех собственников, о чем, кстати, говорится в 215-ой статье Гражданского кодекса. Затраты и расходы по содержанию дома (подвалов, крыши, подъездов, придомовой территории) возлагаются солидарно на всех.

«Жители этого дома вышли к нам с просьбой провести у них модернизацию водопроводных внутридомовых сетей, так как они устали постоянно платить дополнительные суммы за утечку воды. И не хотят больше иметь постоянно мокрые и грязные подвалы, — рассказывает К. Алибаев. — Мы предлагаем реконструкцию, при которой в обязательном порядке приборы учета выносятся из квартир в такое место, где контролер может в любое время снять с них показания. Это нам удобно. Постоянный доступ к приборам учета автоматически исключает хищения. Но мы соблюдаем и интересы потребителей. При наличии технических и финансовых возможностей нашей организации стараемся брать на баланс всю водопроводную систему дома до приборов учета. Кстати, и сами счетчики, если есть возможность, тоже забираем на обслуживание. Благодаря этому прекращаются распри между соседями, которые возникали из-за того, что кто-то честно платил за воду, а кто-то нет. А платили за лишние потребленные кубы все одинаково. Кроме того, все зависели друг от друга. У кого-то авария, а отключают воду всем».

Отныне у жителей не болит голова из-за ремонта, поверок и замен счетчиков. Все это делают сотрудники ВРМ за счет организации. Средства на это находят за счет экономии воды и отсутствия утечек. А потребитель отвечает только за техническое состояние трубы, идущей от лежака в подвале до его квартиры.

«Но прежде жители должны собрать общее собрание, составить и подписать протокол. Этот документ является юридическим основанием для того, чтобы водопроводные сети дома (до счетчиков потребителей) отныне находились на нашем балансе, — объясняет К. Алибаев. — Жители дома № 3 выполнили наши требования, и модернизация в их доме была проведена».

 Не можешь — поможем, не хочешь — заставим

 Но почему тогда утечка воды не прекратилась и за нее платят теперь только владельцы тех нескольких квартир, которые отказались выносить счетчики?

«Если человек не выносит счетчик, мы оставляем ему старую трубу, по которой он продолжает получать воду, — говорит К. Алибаев. — Всем жильцам, заплатившим за модернизацию, подаем ее по новой. И получается, что утечка есть, но из старой трубы. Значит, должны отвечать те, по чьей прихоти эта труба осталась в подвале».

Утечка есть. Кто виноват и кому отвечать?

В подвалы дома № 3 я отправилась вместе с сотрудниками водоканала: начальником дилерского участка № 3 Н. Мырзалиевым, инспектором по работе с населением Г. Нурмахановым и домкомом С. Найденовой. Там проложены две водопроводные трубы. Одна — новая, беленькая и чистенькая из пластика. Вторая — ржавая и темная — металлическая. Из нее действительно сильно течет в подставленную большую емкость. Пройдя по всем подвалам, убеждаемся, что к этой трубе сверху идет несколько труб отказавшихся от модернизации жильцов, в том числе и новая пластиковая из квартиры И. Голубевой.

После модернизации потребителям выписали акт, согласно которому у водоканала нет к ним претензий по утечке воды. Если таковая произойдет на новой трубе, специалисты ВРМ сами ее устранят и не потребуют никакой оплаты. Все это — согласно договору о водоснабжении.

«Но если человек не участвовал в модернизации, то на него это условие не распространяется, — говорит С. Найденова. — Именно поэтому наши отказники продолжают получать квитанции с добавочной оплатой».

Однако Ирина и ее сын Александр не согласны с такой постановкой вопроса. Они уверены, что им попросту выкручивают руки, заставляя выносить счетчик из квартиры.

«Отключить воду не имеют права, поскольку у нас нет долгов, так они теперь утечками «душат», — возмущается Ирина.

Александр же добавил, что от модернизации не отказывается и готов оплатить полную сумму, чтобы стояк из их квартиры подключили к новой трубе. Но без выноса счетчика. А вот тут уже водоканал не соглашается. Кроме того, Голубевы категорически против, чтобы через их квартиру, расположенную на третьем этаже, проходили еще две трубы — на четвертый и пятый этажи.

«Квартира — моя частная собственность, — говорит Ирина. — Пусть ищут возможность протянуть трубы через подъезд».

На что сотрудники водоканала говорят, что возможности такой нет, так как там, во-первых, мало места, а во-вторых, не позволят это сделать бетонные ригели.

Жительница квартиры № 55 С. Муртазаева хочет сделать модернизацию, но жильцы нижней квартиры № 50 не дают провести трубу через свою территорию.

«У меня уже есть договор с водоканалом, мое принципиальное согласие, но не могу ничего сделать. Я вынуждена много платить за утечку, хотя потребляю всего три-четыре куба в месяц», — говорит женщина.

 Суд вас помирит

 Очень быстро экскурсия по подвалам переросла в горячую перепалку соседей, которые давно поделились на два лагеря. Одни хотят побыстрее закончить модернизацию, свалить всю ответственность на водоканал и платить строго за потребленную воду. Причем их абсолютное большинство. Вторые хотят того же, но с соблюдением своих прав. К примеру, Александр поинтересовался, почему им ни разу не принесли акт на утечку воды и насколько это законно?

Еще две жительницы этого дома Р. Джанзакова и Г. Момынова также против выноса счетчиков. Они беспокоятся за сохранность пломб на приборах учета и правильности начисления оплаты. Еще одна жительница (к сожалению, я не записала, как ее зовут) этого дома пожаловалась, что после проведения модернизации у нее в квартире упало давление воды. На мой вопрос, обращалась ли она в водоканал, чтобы напор отрегулировали, ответила отрицательно. Почему? Ну как-то так… А пусть сами приходят и делают как положено.

С каждой минутой страсти накалялись, а к месту боевых действий стали подтягиваться и другие соседки. Спор не приносил никаких результатов. И тогда я посоветовала обратиться в суд, который всех рассудит и помирит.

«А мы уже подали, — ответила домком. — Нам надо завершить модернизацию. Суд состоится в конце августа». И. Голубева подтвердила, что тоже подготовила бумаги в суд. Со своей стороны пообещала отслеживать конфликтную ситуацию, чтобы после окончательного решения, которое вынесет суд, рассказать, кто же в этой истории был прав.

Наталья Хайкина
Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *