Tulpan с годами расцветает все больше

16 Июн 2023 11:51
Количество просмотров: 3135

В Шымкенте с аншлагом прошел кинопоказ фильма «Тюльпан» режиссера Сергея Дворцевого.

Это первое игровое кино режиссера-документалиста.

Фильм снимался четыре года в пустыне Бетпак-Дала Южно-Казахстанской (ныне Туркестанской) области и вышел на экраны в 2008 году.

Это комедийная мелодрама совместного производства Казахстана, России, Германии, Польши, Швейцарии и Италии.

Тогда фильм не получил достойной оценки в Казахстане, зато с восторгом был принят в европейских странах. В том же 2008 году «Тюльпан» завоевал Гран-при Каннского кинофестиваля в конкурсе «Особый взгляд», а потом еще было много других наград на престижных международных кинофестивалях.

Но непринятый 15 лет назад в нашей стране фильм по прошествии времени раскрывается и становится все более понятным и вызывает еще больший интерес.

Можно смело провести аналогию с настоящим тюльпаном — гордостью Казахстана и символом Шымкента: в природе некоторые виды впервые зацветают только на 12-15 году жизни. Символично, не правда ли?

«Тюльпан» — фильм, который рассказывает о жизни чабанов в степи, без прикрас, без наносной эстетики в угоду зрителям. Все как в жизни. Это узнаваемый почерк С. Дворцевого. В своих картинах он искренен со зрителем, не любит показывать театр на экране и считает, что кино должно быть настоящим.

Этот небольшой 15-летний юбилей, а небольшой, потому что этот фильм на века, его создатели решили отметить на родине режиссера в теплой дружественной атмосфере со зрителями.

Кинопоказ и душевное общение стали возможны благодаря журналисту Л. Копжасаровой. Именно Лаура — идейный вдохновитель проекта. А также известному диктору, бренд-войсу радио- и телеэфиров Е. Мукашу, туристскому информационному центру Visit Shymkent и руководству CINEMAX.

В кинозале был аншлаг, и стало понятно, что Шымкенту именно таких культурных мероприятий не хватает, как глотка воды в пустыне. Жажда мучает, а напиться негде.

Нет, в городе развлекательных массовых мероприятий проводится достаточно, на них тратятся миллионы бюджетных средств. Только вот эта массовость забивает ростки индивидуальности. Но, как сказал на встрече С. Дворцевой, талант хоть в асфальт закатай, он все равно пробьется.

Кроме того, кинозал стал еще и местом встречи людей, которые живут в одном городе, а не видятся годами, и здесь им была предоставлена возможность не только увидеться, но и обменяться своими мыслями, идеями. В общем, культурно обогатиться.

Многие «Тюльпан» увидели впервые, кто-то — впервые на широком экране. Эмоции после просмотра зашкаливали, вопросов режиссеру и актерам задавали много.

На показе фильма в зале было немало молодых людей. И это приятно. Фильмы Дворцевого — это совсем не развлекательное кино. Каждое событие, слово, деталь и даже свет заставляют задуматься.

Очень хочется сказать, что «Тюльпан» — патриотическое кино. Но за последние годы это слово уж поистрепали, и оно начинает терять свое истинное значение. А

«Тюльпан» — о любви к Родине, традициях, мечте… Это самое что ни на есть родное кино про всех нас. «Тюльпан» — это неприкрытая правда жизни. «Тюльпан» — это мы.

После просмотра у шымкентцев была возможность пообщаться с актерами и режиссером.

С. Еслямова, А. Кучинчереков, Т. Байсакалов, О. Бесикбасов и сам режиссер С. Дворцевой раскрыли некоторые секреты съемок и ответили на вопросы зрителей. А их было немало. Впрочем, как и слов благодарности всем создателям фильма.

Около часа общение проходило в кинозале, а затем все плавно перешли в зал драматического театра. И продолжили, как говорится, «без галстуков». Зрителей интересовало все: от подбора актеров до жизни киногруппы в Бетпак-Дале, где проходили съемки. И овации, овации, овации…

«Для актеров это были первые роли в кино. Сегодня они уже знаменитости. Конечно, это такое счастье, что я сегодня на сцене вместе с друзьями и вижу своих земляков. Спасибо, что вы пришли», — сказал С. Дворцевой.

В фильме показана семья чабана и трое его детей. Зрителей интересовало, как проходил процесс съемок с участием детей. Самый младший ребенок покорил сердца зрителей, особенно женской половины.

Та самая коза.

«Младшему ребенку тогда было три с половиной года. Сегодня он уже взрослый парень. Мы ждали, что он сегодня приедет на показ, но у него не получилось. Конечно, этот малыш для фильма — огромный подарок. Работа с ним была непростая, она заключалась в том, чтобы ему не мешать жить в кадре. Он просто жил как хотел. Когда я работаю с детьми и животными, никогда не заставляю их делать что-то для кадра. Просто стараюсь создать атмосферу, в которой они живут. Фильм снимался долго, и ребенок думал, что это кино и есть жизнь. Соответственно, воспринимал все как реальность. И кинокамера стала частью его жизни, он на нее совершенно не реагировал. Этот мальчик из семьи, которая по сей день живет в Жуантобе за Сузаком. Все три ребенка в фильме были из одной семьи. По сценарию должно было быть два ребенка — два мальчика. Но на съемки с мамой всегда приезжала дочь и в перерывах между съемками постоянно пела. В какой-то момент меня это немножко даже достало. Причем они голосили по-сельскому громко. И я решил включить в фильм эту девочку, изменив немного сценарий. Все три ребенка для нашего фильма — огромная удача», — рассказывает С. Дворцевой.

Для съемок «Тюльпана» режиссер выбрал локацию с суровым климатом, в котором могут выжить только железные люди. И символом этой мужественности стал чабан Ондасын — глава семейства, которого сыграл великолепный актер О. Бесикбасов. Достаточно посмотреть только одну сцену, которая длится девять минут, где чабан пытается реанимировать мертвого, только что родившегося ягненка, и становится все понятно.

Чтобы придать лопоухости герою, гример установил за ушами пружинку.

Крупным планом крепкие мужские руки в песке, грязи и слизи, безжизненная голова ягненка, дыхание рот в рот… Ягненок не дышит, а зритель, затаив дыхание, ждет чуда. Все внимание приковано к действиям Ондасына. Полное вовлечение и сопереживание. Но чудо не происходит.

Еще эпизод, где уже Асхат помогает окотиться овце. И вновь зал с замиранием сердца следит за развитием событий. И все верят, что этот ягненок уж точно выживет.

«Божественное провидение было в этой картине. Как так могло сложиться, совпасть в этом эпизоде? Мы думали, что Ондасын спасет ягненка, а он его реально спасал, он не играл! Но ягненок умер, и мы все были в шоке. Мы не знали, что делать. Когда я посмотрел этот эпизод, то решил еще раз поменять сценарий, чтобы эту линию с ягнятами продолжать. Сцена, где овца не может родить, а она реально не могла, и если бы Асхат ей не помог, то животное умерло бы», — рассказывает
С. Дворцевой.

О спасении ягненка рассказал зрителям сам Ондасын: «Это было 27 апреля. Мы все ждали родов. В двенадцатом часу мне кричат, мол, надо бежать — началось. Белая овца родила. Я думал, что идет репетиция. Начинаю спасать ягненка, как по сценарию, и понимаю, что ему реально нужна помощь. Девять минут я старался, делал все возможное, чтобы он выжил».

Все манипуляции актер проводил очень грамотно, со знанием дела и, как выяснилось на встрече, прежде чем стать актером, О. Бесикбасов учился в ветеринарном институте. Об этом факте до сих пор не знал даже режиссер.

Фото на память с режиссером и актерами фильма.

«Мы не знали, когда овца будет рожать. У нас было примерно 50 беременных овец, и чабан все время следил за тем, когда какая овца будет рожать. Нам давали сигнал, мы выезжали к отаре, устанавливали аппаратуру, делали актеру грим и снимали в реальном режиме. Это было очень трудно. Надо было постоянно находиться в полной готовности», — рассказывает С. Дворцевой.

Жизнь вносила в процесс съемок свои коррективы. В итоге к завершению съемочного процесса сценарий был изменен практически полностью.

Зрители отметили прекрасную работу польского оператора И. Дылевской. Прежде чем Иоланта попала на съемочную площадку «Тюльпана», режиссер фильма считал, что женщина-оператор не может выдержать нескольких месяцев работы на 50-градусной жаре, среди скорпионов и ядовитых змей. Дылевскую змеи не испугали. После четырех лет работы в казахской степи вместе с Дворцевым она сняла выдающийся фильм о солдате, который после срочной воинской службы возвращается в казахскую степь, чтобы устроить свою жизнь и найти жену.

«Считаю, мне несказанно повезло. Эта была моя первая картина, и я сразу попала в такой международный проект, где каждый прежде всего художник и любит свою работу. Осенью Иоланта Дылевская приезжала в Казахстан. Она скучает по нашей степи. Очень любит Бетпак-Далу и при первой же возможности приехала к нам. Так удивительно, я с ней работала и в «Тюльпане», и в «Айке»… Когда она недавно приехала, первое что сказала: «Подойди ко мне». Я подошла, она подвела меня к окну и стала внимательно рассматривать мое лицо. Меня это еще больше в ней восхитило. Эта любовь к лицам людей не может не восхищать. Она смотрела на меня, чтобы увидеть изменения, которые произошли со времени съемок. Сейчас, когда в очередной раз посмотрела «Тюльпан», я вижу, насколько там красивый свет, как она все это органично смогла сделать. Знаете, раньше я никогда не обращала внимания на эпизод с козой и только сегодня его разглядела. Когда пыль потихоньку рассеивается и остается профиль Асхата, это очень красиво!» — рассказывает С. Еслямова.

С. Дворцевой добавил, что в картине очень тонкий свет, и это получилось благодаря тому, что оператор использовала минимум приборов и часто работала с естественным светом.

«Это тончайшая работа. Поставить много ламп и сделать голливудский свет нетрудно, а сделать живой свет, чтобы он, с одной стороны, не мешал актерам, а, с другой, улучшил изображение — очень сложная задача», — подчеркнул режиссер.

Каждый мечтает о своем.

Кстати, коза в фильме вызвала живой интерес у зрителей. Хотелось узнать у режиссера, отчего рогатая так полюбила Асхата и лизала его в лоб, когда тот сидел в сарае в расстроенных чувствах, потому что девушка, на которой он хотел жениться, уехала в город. Оказалось, чтобы коза «сыграла» свою роль правдоподобно, во время съемок ее разрешалось кормить только главному герою. Вот копытное и воспылало любовью к моряку.

Из зала прозвучал вопрос о золотых зубах Самал и Бони, и, конечно, о торчащих ушах главного героя. В жизни у актера А. Кучинчерекова уши вполне приличные.
«Про зубы все очень просто. Нас в Сузаке возил водитель, у которого были золотые зубы не только сверху, но и снизу. Вот отсюда и у нашего героя Бони такие зубы. А Самал мы сделали золотые зубы, потому что она была очень молоденькая, и нам надо было чуть-чуть добавить возраст. Что касается ушей Асхата, то мы их специально такими делали. За ушами были пружинки, и Асхату нелегко пришлось во время съемок», — рассказал С. Дворцевой.

Временами было еще и больно, потому что по сценарию герой, дабы уменьшить лопоухость, стягивал их на ночь веревочкой.

Зрителей также интересовало, почему фильм назван в честь девушки, на которой хотел жениться главный герой? Но девушку так ни разу и не показали. Конечно, многим хотелось, чтобы Асхат все-таки женился не на этой, так на другой, но в фильме этого не происходит.

«Думаю, в фильме важнее то, чего не показываешь. Потому что когда есть то, что ты оставляешь загадкой, это больше работает на воображение зрителей. Просто многие привыкли, что смотрят сериалы, где все объясняется до последних мелочей, подчеркивается. Мы уже разучились смотреть и думать, включать воображение. Мы привыкли, что нам все ложечкой в рот положат и объяснят: этот — хороший, тот — плохой, так — правильно, так — неправильно. Наш фильм про жизнь, а жизнь бывает разная. Еще наш фильм про мечту. Как говорил один из героев фильма, но эти слова, к сожалению, не вошли в картину: «Без мечты человек как овощ!» Фильм не должен быть про что-то одно. Хороший фильм всегда объемнее и масштабнее. Да, парень хочет построить свою жизнь — это про взросление человека, а в глубине, конечно, про любовь к жизни. И Тюльпан — эта мечта, которую парень хочет достичь. Думаю, он ее достигнет», — ответил С. Дворцевой.

На кинопоказе «Тюльпана» был аншлаг.

Зрители высказали свои эмоции после просмотра фильма и выразили огромную благодарность всем, кто участвовал в его съемках.

Известный казахстанский художник Е. Оспан сказал: «Когда вы сказали, что все артисты снимались первый раз, фильм от этого смотреть было намного интереснее. Кинорежиссеры всегда стараются брать профессионалов. А когда играют непрофессионалы, это черта именно режиссера-документалиста, который с этими людьми создает нечто новое».

Вечер пролетел очень быстро. Расставаться не хотелось. Было полное ощущение того, что собрались единомышленники, которым есть что обсудить и чем поделиться. Кинопоказ стал культурным всплеском! Очень хочется верить, что их будет все больше и больше.

А еще хотелось бы, чтобы фильм входил в образовательную программу Казахстана. Пока же его смотрят ученики других стран. А жаль…

В завершение добавлю: на днях Президент Казахстана принял заслуженного деятеля РК, актрису С. Еслямову.

В ходе встречи были обсуждены актуальные вопросы развития отечественного театрального искусства и кинематографии. К. Токаев выразил актрисе признательность за продвижение национальной культуры и пожелал ей творческих успехов.

 

 

Татьяна Бурдель

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *