Туризм: работать с тем, что есть

3 Апр 2024 15:00
Количество просмотров: 668

В этом году по инициативе Главы государства К. Токаева Наурыз в стране встречали в новом формате. На все десять дней, каждый из которых имел свое название и направление, была расписана программа. Вернее, ее скелет. А мясо уже должны были наращивать сами города и области в зависимости от региональных особенностей и традиций.

Празднование Наурыза в Туркестане.

Кстати, в этом плане в Шымкенте некогда возродился, но, к сожалению, и вот уже несколько лет как утрачен, уникальный праздник Саиль Кошкарата — предвестник Наурыза. И повинна в этом точно не советская власть.

Нынешние праздничные действия были несколько омрачены погодой, но люди все же, хоть и под дождем, достойно встретили весну и в Туркестане, и в Шымкенте. А в это время на границе с Узбекистаном творилось невообразимое. Таких пробок из людей и машин, желающих отпраздновать Наурыз в Ташкенте и других городах соседней страны, не припомню. Их не было даже тогда, когда в городе хлебном открылся современный аквапарк, и в первую очередь шымкентцы проложили туда тропу как тур выходного дня.

Эмоции наших блогеров, вещающих из Узбекистана, зашкаливали в самых популярных социальных сетях. Как говорится, восторгу не было предела. И этому есть простое объяснение. Сегодня в Узбекистане туризм занимает второе место после сельского хозяйства и составляет 8 процентов ВВП. Что касается нашей страны, к этой цифре, по планам Правительства, мы должны прийти к 2025 году.

Почему же соседи смогли за короткий период времени сделать то, что мы пытаемся годами? Что нужно для того, чтобы и соседи, и туристы из дальнего зарубежья начали активно приезжать к нам? Эти и другие вопросы «ЮК» задал тем, кто непосредственно работает в сфере туризма.

Мавзолей Х. А. Ясави.

Туризм невозможен без господдержки

Д. Жарменов, общественный деятель, председатель Ассоциации гребли и парусного спорта города Шымкента и Туркестанской области, руководитель спортивного туристического агентства «Жана талап»:

— Мы посетили Узбекистан в составе делегации от управления культуры и туризма Туркестанской области. 22 марта было открыто авиасообщение Туркестан — Самарканд. Я был в числе тех, кто воспользовался новым маршрутом. Полагал, что этот рейс будет регулярным, но по прилету выяснилось, что пока это проба пера. Не до конца еще просчитана рентабельность. Поэтому до завершения Оразы рейс будет приостановлен. Что касается первого рейса, салон был не полный. Очень комфортно долетели за 50 минут. То, что такой рейс необходим, бесспорно. Не знаю, какой стороне это больше нужно. Мне кажется, что больше туристов все же будет от нас. По поводу того, что рейс назвали билетом в один конец, это не совсем так. Вылет в Самарканд состоялся 22 марта, а обратный рейс только 24 марта. И, скорее всего, это очень грамотный подход. За эти несколько дней можно не только посмотреть все достопримечательности Самарканда, но и отдохнуть. То же касается и Туркестана. Гостям потребуется несколько дней, чтобы посетить все наши достопримечательности. В Самарканде наша делегация сделала стандартную презентацию основных туристических локаций Туркестана и области. На форуме было много представителей узбекистанских туроператоров, и большинство из них проявили заинтересованность в совместной работе. Причем соседи предложили помощь в разработке совместных маршрутов. Пока договорились о том, что мы с нашим профильным управлением организуем инфотур для узбекистанских представителей. Чтобы уже в дальнейшем составить маршруты. Однозначно, по моему мнению, со стороны государства в Узбекистане уделяется больше внимания празднованию Наурыза, чем в Казахстане. Мы же сделали особый акцент на встрече весны, а фактически нового года, впервые. Об этом говорил и наш Президент. И с этого года у нас ситуация в теории тоже должна меняться в лучшую сторону. В принципе, у нас есть все то же самое, что и в Узбекистане. Но будем смотреть правде в глаза. В соседней стране уровень развития туризма во много раз выше. И сложилась такая ситуация не сегодня и не вчера, а со времен Советского Союза. Одна из причин — локализация культурно-исторических памятников там намного выше, чем у нас. Уровень наших гидов тоже оставляет желать лучшего. Не секрет, что отношение местного населения к туризму и к туристам в Узбекистане значительно лучше. Не скажу, что наши люди плохо относятся к гостям. Но у нас турист — это просто турист, и ничего особенного. А у соседей ты чувствуешь особое отношение к себе. С тобой при необходимости остановятся, пообщаются, подскажут-покажут, проводят до места назначения.

Что нам необходимо сделать, чтобы сдвинуться с мертвой точки? Почему произошел туристический бум в Туркестане? Потому что туда вложились. Город преобразовался в лучшую сторону, стал благоустроенным и приятным для пребывания. Мы на деле увидели: где есть деньги — там есть развитие. И вкладываться для общего блага может только государство. Без финансовых вложений не обойтись.

Наурыз в Шымкенте.

Приведу пример из собственного опыта. Многие знают, что я являюсь инициатором строительства гребного канала в Туркестане. На сегодняшний день мы уже несколько раз вынужденно отклонились от первоначального проекта. А идея была уникальная. Мы продумали все до мелочей, чтобы этот объект стал не только современным спортивным комплексом, но и украшением Туркестана. Предполагалось создание огромной парковой зоны с аттракционами, концертной площадкой, пляжем для отдыха и занятия активными видами спорта. Уверен, проект мог бы стать той самой фишкой, которая смогла бы привлекать туристов. Далеко ходить за примером не надо. Тот же самаркандский гребной канал. Кроме того, что это самый, на мой взгляд, лучший гребной канал в мире, здесь построен «Вечный город» с ремесленными мастерскими и лавками с сувенирной и этнографической продукцией. Государство вложилось, и сейчас там проводят международные форумы, в том числе ШОС, различные концерты. По факту именно гребной канал потянул за собой строительство туробъектов и придал импульс дальнейшему развитию туризма. У нас же за счет оптимизации, чтобы выстроился такой алгоритм, теперь необходимо искать спонсоров. Удалось сохранить спортивную часть, но идея создания многофункционального спортивно-туристического комплекса, к сожалению, если не убита, то подвисла в воздухе. Но в любом случае Туркестану сейчас просто необходим суперсовременный аквапарк. Летом в областном центре жарко и знойно, поток туристов резко сокращается. Но если в самом городе будет такое место отдыха, то для многих даже шилде не будет помехой, чтобы посетить Туркестан. В том числе с детьми, так как это пора летних школьных каникул. И в Туркестан приедут не только со всех районов области и из Шымкента, но и со всего Казахстана. Однако это должен быть не простой аквапарк, а именно суперсовременный. Но это, скорее, вопрос не государственных, а частных инвестиций. А просто проводить даже самые нужные и зрелищные мероприятия в надежде, что это даст какой-то импульс развитию туризма, нецелесообразно.

Нужно избавиться от потребительского отношения к государству

А. Калкабаев, руководитель отдела развития туризма управления туризма, креативной индустрии и внешних связей Шымкента:

— Программа празднования Наурыза в Ташкенте принципиально особо не отличалась от нашей. Более того, у нас празднование Наурыза проходило в течение 10 дней, а в Ташкенте — с 19 по 24 марта. Мы созванивались с коллегами из Ташкента. Узнали, что городская администрация не предпринимала действий (не выделялся бюджет на рекламу) по продвижению Наурыза в Ташкенте. То есть бизнес и ассоциации самостоятельно проработали маршруты и вложили средства в рекламирование туров, продавали нашим туркомпаниям. А нам, в первую очередь, нужно избавиться от потребительского отношения к государству. Нам нужно объединять силы и создавать общие проекты, которые притягивали бы туристов. Недавно Шымкенту присвоено звание гастрономического центра страны. Город включили в ТОП-20 приоритетных туристских территорий, нужно этим пользоваться и над этим работать.

Для развития туризма необходимо создавать местные привлекательные бренды

Р. Кутдусов, директор по развитию ТОО «КазНИПИ МК»:

— Если честно, я не совсем понял концепт событийного туризма, посвященного встрече Наурыза в Ташкенте. Я был на всех основных площадках. Да, люди были. Но большая часть туристов в основном предпочла экскурсии по городу и направления Самарканд — Бухара — Хива. Из Самарканда в Ташкент мы возвращались почти 12 часов, тогда как обычно этот путь занимал у нас 3-4 часа.

Узбекистан хоть и ближнее, но зарубежье. Его смело можно назвать среднеазиатской туристической Меккой. Помимо того что на протяжении более 50 лет в стране занимались восстановлением и сохранением историко-культурного наследия, здесь смогли создать условия и для гастротуризма. Разработан комплекс, включающий разнообразный турпродукт.

Если говорить о событийном туризме, то совместно с «КазахТуризмом» мы разрабатывали пять событийных мероприятий для Казахстана, которые должны были стать брендами.

Взять Шымкент. В свое время мы предложили развивать эстетический туризм на базе идеи фестиваля тюльпанов, проводить традиционные гастрофестивали. Но под это необходимо создать инфраструктуру. Однако бывшие власти Шымкента то ли испугались, то ли не захотели комплексно подойти к решению этого вопроса, и наши идеи были спущены на тормозах.

Между тем всем знаком ташкентский центр плова. Место не особо примечательное, ничего особенного там нет. Но оно притягивает туристов и стало брендом столицы Узбекистана. Если мы говорим про глобальный гастротуризм, то здесь необходимы площадка и триггеры. Есть масса окон у людей, в которые они могут путешествовать: сезон отпусков, школьные каникулы, Наурыз, майские праздники. Именно в эти периоды и надо создавать триггеры для привлечения туристов. Например, пригласить всех на гастрофестиваль, где будут приготовлены, говорю условно, десятки видов шашлыков, бешбармака, плова. И это должно быть традиционно, а не разово. И при предварительной рекламной раскрутке люди будут планировать поездку в тот же Шымкент.

Сегодня мы предлагаем развить эту тему. Тем более что площадка для этого есть — этноаул рядом со средневековой городской цитаделью. Наше предложение заключается в том, чтобы создать на базе этой площадки три зоны. Первая — амфитеатр. Вторая — еда. Для этого предлагаем создать уличный формат перекрестка: бешбармак-центр, центр плова, шашлык-центр. При этом бешбармак людям подавать в установленных больших юртах. А в центре шашлыка построить айваны со столиками и топчанами, конструкции которых можно было бы быстро адаптировать к погодным условиям и временам года. Аналогичный формат и для плова. И третья составляющая — создание настоящего этноаула, где туристы могли бы полностью погружаться в нашу культуру. Причем использовать для этой идеи можно не только имеющиеся площадки, но и тот же парк Независимости. На его территории можно создать квартал ремесленников, сувенирные лавки, открыть аллею национальных ресторанов и кафе. И обязательно необходим познавательный элемент, которым может стать полноценный музей истории Шымкента. В общем, если довести цитадель до ума, то этот комплексный блок начнет работать. Сейчас он мертвый.

Праздничные угощения.

Что нужно сделать, чтобы вытащить из стагнации Туркестан?Вопрос неоднозначный, потому что, как мне видится, в Туркестане поменялись цели. Абсолютно не посещаемый парк Первого Президента. В «Караван-сарае» — бутики с турецкой одеждой. И тяжело понять, ради чего, кроме мавзолея Ходжи Ахмета Ясави, в Туркестан должен ехать турист. Но, с другой стороны, чего бы мы ни делали в Туркестане, большинство людей ездили, ездят и будут ездить туда ради совершения сакрального паломнического тура. Однако даже для развития паломнического туризма необходимы полноценные современные условия. Например, мавзолей Арыстан баба, который находится не так далеко от Туркестана и является обязательным объектом посещения паломников. Но сама территория вокруг мавзолея — дикая. Нет исторического духа, отсутствует подача, при которой турист попадал бы в интересную историю средневекового периода. То же самое касается и мавзолея Укаш ата, хотя это место можно назвать «глыбой до небес». Даже фотографии не получаются такими, чтобы человек их увидел и ему захотелось самому приехать и посетить эти места, наполненные историей, духом предков и энергией. Поэтому Туркестан необходимо развивать по примеру Самарканда и Бухары. Не надо из города продолжать делать а-ля Дубай. Надо работать с тем, что есть. А на базе духовного туризма появится возможность развития и эстетического туризма, и других направлений.

 

 

Владимир Привалов

 

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *