В библиотеке им. А. Пушкина проходит выставка творческих работ выпускников Детской художественной школы клуба ЮНЕСКО «Нематериальное культурное наследие».
Для ребят это особенное, торжественное и вместе с тем волнительное событие. Их наставники волнуются не меньше. Ведь это определенное подведение итогов: чему научились их воспитанники?
В 2008 году школа вступила в клуб ЮНЕСКО. Ее воспитанники участвуют во всех республиканских и международных конкурсах. С 2003-го по линии ЮНЕСКО выходит альбом «Дети рисуют мир». А начиная с этого года во всех выпусках представлены работы юных художников школы, которые побеждали в конкурсах. Здесь и живопись, и скульптура, и прикладное искусство, и компьютерная графика.
Справка «ЮК»
История зарождения проекта уходит своими корнями в 1999 год. Именно тогда генеральный директор ЮНЕСКО инициировал выпуск альбомной серии «Дети рисуют мир», к которой присоединился и Казахстан. С момента выпуска в нашей стране первого альбома постепенно начало зарождаться и клубное движение ЮНЕСКО, объединяя всех, кому близки идеалы и принципы столь авторитетной международной организации в области укрепления общечеловеческих ценностей — мира, толерантности и добра.
Казахстанская национальная федерация клубов ЮНЕСКО поставила перед собой стратегическую цель — создать общественное объединение республиканского масштаба, которое сможет развивать клубное движение в регионах страны и содействовать продвижению программ ЮНЕСКО в Казахстане на высоком международном уровне.
Проекты в области творческого образования, культурного наследия и устойчивого развития ежегодно охватывают более 15 000 детей и молодежи не только нашей республики, но и разных стран мира. Казахстанские клубы ЮНЕСКО привлекают молодежь благодаря возможности развития личности через творческую неповторимость. Вовлечение в клубную деятельность не только раскрывает мир искусства и науки, но и способствует сохранению культурного наследия и продвижению устойчивого развития для будущих поколений Казахстана.
Детская художественная школа клуба ЮНЕСКО является региональным представителем Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО в Туркестанской области и Шымкенте. Она объединяет творческие коллективы юга, которые вступили в клуб.
На сегодня в Туркестанской области в клуб ЮНЕСКО входят 11 школ и две школы из Шымкента.
Ежегодно Детская художественная школа клуба ЮНЕСКО проводит международные творческие конкурсы в музыкальном и художественном направлениях. Победители принимают участие в республиканских конкурсах, представляя наш регион.
Пожалуй, не стоит говорить о том, что творчество играет важную роль в развитии детей. Через творчество ребенок раскрывает внутренний мир, находит новые способы самовыражения, улучшает свои навыки, а также развивает креативное мышление и аналитические способности.
И что немаловажно в век компьютеров, когда дети «приросли» к гаджетам и все больше времени проводят наедине с этой чудо-техникой, занятия творчеством в художественных школах расширяют круг друзей и единомышленников.
Обучение в Детской художественной школе клуба ЮНЕСКО проводится четыре года. После окончания учебы ребята выполняют дипломные работы под руководством своих наставников.
В этом году 31 выпускник принял участие в выставке дипломных работ, каждый презентовал свою работу перед комиссией.
Работы, выполненные учениками, действительно заслуживают достойного внимания, и те педагоги, которые обучают детей, сами тоже учатся. Ребята, занимаясь изобразительным искусством, дают и наставникам очень хорошие толчки. Их непосредственность, отношение к искусству и жизни иногда учат нас, взрослых.
Каждый выпускник в день открытия выставки презентовал свою работу.
«Свой пейзаж я назвала «Красота родного края». Мне очень хотелось рассказать о красивой природе края, в котором мы живем, о величии гор и прохладе рек. Мы должны ценить это и беречь», — рассказала выпускница школы Т. Шапран.
В своих работах, а в основном выпускники школы выбрали живопись, авторы постарались показать во всей красе национальный колорит и историю в орнаментах и красках.
Кокпар — любимая национальная народная игра. Сразу четыре выпускника — Н. Медетулы, Ж. Серикбай, А. Мурат и С. Тенизбек — показали всю мощь и динамику этого зрелища.
Казалось бы, все четыре работы выполнены на одну тему и в одном стиле, но каждая из них передает свое настроение.
Яркие краски и динамика движения, показанная на картине А. Фатеевой «Танец степи», наполняют радостью и желанием вдохнуть полной грудью воздух свободной степи и расправить плечи.
Или вместе с наездницей, которую изобразила Г. Аширбай на своей картине «Еркин жастық», унестись на коне к горным хребтам, туда, где высокое голубое небо, где облака цепляются за пики гор, а птицы кружат над головой.
Юные художники постарались в работах передать не только свой взгляд, но и определенную информацию, которую они вложили в картину.
Так, например, в работе У. Садвакасовой «В саду» есть зашифрованные символы, которые можно разглядеть при детальном изучении картины. Три яблока, изображенные на картине, несут свою смысловую нагрузку. Такие вот волшебные фрукты. Причем, как рассказала автор У. Садвакасова, это получилось совершенно спонтанно — задумки такой изначально не было. В одном яблоке спрятан тюльпан, второе скрывает в себе зерно граната и персик, а в третьем — верблюд и козленок.
К слову, работы У. Садвакасовой и Р. Табакова «История предков» выполнены в необычной технике — картины писали шариковыми ручками. Работали ребята под руководством педагога Г. Карабаевой.
«Наши ученики в своих работах постарались показать, чему они научились за годы учебы, — рассказывает преподаватель Детской художественной школы клуба ЮНЕСКО Г. Карабаева. — Мои ребята в данном случае применили особенную технику с использованием шариковых ручек. Всего пять цветов. В работе Руслан применил технику «штрих», а Улдана — «кудряшки». Эту технику я придумала сама, и мы с ребятами воплотили ее в выпускных работах. Подробности об этой технике рассказывать не буду, но работать очень интересно. Обратите внимание, что ребята использовали всего пять цветов, а какое получилось интересное цветовое решение, какие цветовые переходы! Конечно, было нелегко, но, считаю, что это того стоило».
Как рассказал Р. Табаков, работа над картиной его увлекла, было интересно узнать, что из этого выйдет.
«Работа выполнялась штрихами сверху вниз. Передо мной была поставлена задача сделать имитацию гобелена. По-моему, задуманное получилось. Спасибо моему руководителю за этот ценный опыт», — рассказывает Руслан.
«Вначале у меня ничего не получалось. Но я много тренировалась, прежде чем приступить к работе. «Кудряшки» были то очень большие, то маленькие. Но я, как говорится, набила руку, и все пошло как надо, — рассказывает Улдана. — Я выбрала тематику, и рука сама уже начала двигаться по листу, играючи. Вовлеклась в процесс, и мне хотелось побыстрее увидеть результат».
Стоит отметить, что Г. Карабаева уже тридцать лет преподает в Детской художественной школе клуба ЮНЕСКО, и работы ее учеников регулярно входят в альбом ЮНЕСКО «Дети рисуют мир».
Войлок — это самобытная часть национальной культуры, в жизни кочевников он всегда занимал почетное место. На нем проводили обряды, спали, короновали, рожали детей и умирали. Интересно, что и в наши дни войлок не теряет популярности и продолжает согревать души людей. Сегодня чаще всего его используют в качестве декора интерьера.
Процесс валяния шерсти трудоемкий, требует терпения. Но этот материал очень податливый: позволяет импровизировать и экспериментировать.
Интересно, что каждый мастер разрабатывает свои техники и имеет собственные секреты изготовления войлочных изделий.
Некоторыми секретами уже владеют выпускницы школы М. Адишер и А. Ермахан, которые представили на выставке картины, выполненные в технике валяния.
На картине Мерей «Кездесу» изображены юноша и девушка, стоящие под деревом. Молодые люди влюблены, о чем нам говорит тюльпан в руках девушки — символ чистой и страстной любви.
В работе Мерей использовала яркую цветовую палитру из шерсти. Прямые и изогнутые линии в сочетании с национальным орнаментом добавляют динамики и вселяют уверенности в светлое и счастливое будущее.
Адия на картине «Қызыл алма» изобразила девушку, собирающую в саду фрукты. Сразу обращаешь внимание на ее наряд в национальном стиле. Девушка держит в одной руке блюдо, заполненное яблоками, а в другой — яблоко. Ее расслабленная поза говорит о безмятежности. Она никуда не торопится и наслаждается жизнью, вкушая плоды. О чем она думает? Наверное, о любви!
С. Мырзалиева представляет утренний рассвет как красивую девушку в цветах. Ее работа так и называется «Таң шуақ». На картине Сагиды девушка-рассвет изображена с вплетенными в длинные косы цветами. Она манит и прекрасными глазами, и всей своей позой. Куда зовет нас рассвет? Какие перемены подарит новый день?
Работы выпускников выполнены в разных стилях и техниках. Так, М. Мондыч в своей работе «Величие Ходжа Ахмета Яссауи» использовала смешанную технику: масло и ручку. Милене удалось передать историческое значение мавзолея. Слегка вытянутые фигуры людей у входа в мавзолей как бы говорят, что им очень хотелось не только прикоснуться к историческому памятнику, но и духовно дотянуться до его величия.
Щедрость нашей природы показала на своей картине «Летние восхищения» Д. Потемкина. Спелый и сочный арбуз Даяны не может оставить равнодушным. Сразу захотелось взять один, а может, два ломтика и насладиться прекрасным вкусом.
А потом «нырнуть» в картину А. Ким «Ребячество на закате» и вместе с местной детворой беззаботно поиграть и порезвиться, забыв о проблемах. Скоро стемнеет, и мама уже зовет домой, а ты оттягиваешь время и думаешь: «Еще чуть-чуть поиграю».
К сожалению, рамки одной статьи тесноваты и не позволяют рассказать о всех работах выпускников. Хочется сказать огромное спасибо ребятам и их наставникам за то, что они дарят праздник и возможность окунуться в другой мир.
Конечно, не все выпускники школы свяжут дальнейшую жизнь напрямую с творчеством. Но, уверена, творчество плотно вошло в их жизнь и останется с ними навсегда. А тот, кто умеет творить, умеет видеть и думать.
Татьяна Бурдель
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!