Археологическая экспедиция исследует историко-культурный комплекс Кызылколь
Пятый сезон раскопок на восточном берегу озера Кызыльколь в Сузакском районе с первых дней дал богатый археологический материал.
В этой зоне экспедиция археологического центра Южно-Казахстанского государственного педагогического института первооткрыватель. Ее участники впервые начали здесь комплексные исследования археологических памятников эпохи перехода от культуры Кангюй к тюркской цивилизации и зарождения казахской нации.
Справка «ЮК»
Государство Кангюй (IV век до н.э.-IV век н.э.) контролировало регион между рекой Талас и низовьями реки Чу до низовий Сырдарьи и Хорезма.
От кангюйцев остался ряд оседлых поселений.
Раскопки городища Культобе на территории Туркестанской области в 2006 году, сделанные казахстанскими археологами во главе с доктором исторических наук, профессором А. Подушкиным, позволяют отождествить культуру кангюйцев со скифской. Кангюйцы, являвшиеся потомками ираноязычных саков, были в дальнейшем ассимилированы тюркскими племенами, пришедшими с востока Евразии, и составили ранний тюркоязычный пласт оседлого населения Средней Азии.
В историко-культурной зоне озера Кызылколь расположены сотни курганов-погребений и крупное поселение. Впервые на территории Казахстана обнаружен каменный храм эпохи Кангюй.
«Исследования этой зоны, — рассказал доктор исторических наук, профессор ЮКГПУ А. Подушкин, — долгосрочные. Наши предыдущие экспедиции показали, что историко-культурная зона включает несколько масштабных памятников разных эпох — от камня до средневековья. В этом году мы продолжаем исследовать культовое сооружение, которое трактуем как храм периода I века до н.э.-I века н.э. Храм стоит на холме Шошактобе в непосредственной близости от озера Кызылколь. Он был построен наверху естественного правильного конусовидного холма, сложенного из так называемых неогенных глин красного цвета, на насыпной искусственной платформе. Впервые на территории Казахстана обнаружен каменный храм эпохи Кангюй. Это мощные каменные стены 12х20 метров из двух рядов. Редкое явление для нашего региона, где обычно стены складывали из кирпича-сырца или паксы.
Само это место, на берегу соленого озера, мало пригодно для жизни. Поселение, которому принадлежал храм, находится в четырех километрах к востоку и в научном обороте именуется Актобе кызылкольское».
Задача экспедиции на этот год — открыть одну треть общей территории храма и исследовать несколько курганов-захоронений, расположенных рядом с ним. В прошлом полевом сезоне исследовали три. В первом, каменном, получили немного, но достаточно информативных артефактов, чтобы связать их с сакской культурой.
«Два дали богатый материал, — рассказал А. Подушкин, — бусы, наконечники стрел, бронзовые изделия, накладки лука, керамика. Все захоронения были ограблены. Но то, что нам удалось обнаружить, дает достаточно информации для хронологической и культурной идентификации. Великолепные антропоморфные изображения, бусы на веревочке из хлопка. Удивительно, что она сохранилась. Нож и остатки ножен из хлопковой ткани. В 2022 году мы вскрыли западную часть храма. Обнаружили внутреннюю планировку радиального или солнечного типа. Склоны усыпаны тысячами фрагментов разбитой посуды.
По одной из версий, это ритуал уничтожения оседлой земледельческой культурой предметов быта для воссоздания и умножения богатства в будущем. Много керамики, связанной с культом огня. Все указывает на то, что культ кангюйцев — один из вариантов зороастризма.
Пока снимаем верхние слои. Есть новые находки керамики кангюйского периода. Керамика очень своеобразная, с зооморфными и антропоморфными элементами: изображениями на ручках и туловах сосудов.
Есть тамгаобразные знаки в разном исполнении — прочерченные, процарапанные, наложенные. Подобные знаки сопровождают общество кангюй на всем протяжении его истории. Их назначение различно: от фиксации рода, племени до обозначения профессиональных занятий владельца — гончар, земледелец, воин и т.д. Пока удалось выяснить, что внешние стены сложены из крупного камня. Внутренняя сторона стен, наподобие контрфорса, выложена из мелких камней под уклоном. Помещение храма благодаря такой конструкции сужается книзу. До основания мы еще не дошли, углубились только на 2,5 метра. Основные находки прошлого года сделаны на этой глубине».
По предварительной версии профессора А. Подушкина, впервые на территории Казахстана обнаружен храм одной из первых монотеистических религий — зороастризма.
«В Средней Азии поклонялись единому богу Ахурамазде, — рассказала научный сотрудник ЦА ЮКГПУ Г. Стамкулова. — Это религия маздаизм. Детали будем уточнять по мере изучения храмового сооружения и курганов. Наша задача — открыть его полностью, установить, как оно выглядело изнутри и снаружи, возможно, по артефактам восстановить какие-то обрядовые действия, которые в нем совершались. Место, где построен храм, почти идеально конусовидная возвышенность, дополненная рукотворной платформой-основанием. У зороастрийцев он символизировал Великую гору. Тысячи фрагментов разбитой керамики и каменных орудий — следы обряда уничтожения, подтверждают принадлежность храма к зороастрийской религии».
Справка «ЮК»
Центр археологии ЮКГПУ создан в 2021 году на базе археологического отряда Чимкентского педагогического института, работающего более 60 лет. При центре действует демонстрационный зал, где можно ознакомиться с артефактами и получить научную информацию. Посещение экспозиции, размещенной в фойе здания университета, бесплатное.
Вся экспедиция ЦА ЮКГПУ вместе с профессором А. Подушкиным состоит всего из пяти человек. Научные сотрудники центра Г. Стамкулова и А. Кесман, двое волонтеров — Д. Еликов и И. Андреенко за небольшое отведенное на раскопки время успевают сделать удивительно много. При очень скромном бюджете.
«Экспедиция в историко-культурной зоне Кызылколь, — говорит А. Подушкин, — изначально планировалась нами как комплексная, с максимально возможным охватом исторических памятников Кызылколя. Поэтому второй не менее важный для изучения объект — это погребальные сооружения этого же исторического периода, могильник Кызылколь-1 изучается нами одновременно с храмом. На поле от храмового холма до поселения под почти незаметными курганными насыпями обнаружены склепы. Погребальные камеры различных форм: неправильная полуокружность, прямоугольник, буква Р в зеркальном отражении. Обнаружены надземные, подземные склепы и склепы-катакомбы. Это единый культурный комплекс — храм, поселение, могильники. Мы идентифицировали их общую принадлежность по обнаруженной керамике, украшениям и орудиям труда. От поселения до храма шла дорога длиной примерно два километра. Она обозначена двумя параллельными насыпями из крупного щебня, идущими с востока на запад. Отлично видна на снимках с квадрокоптера. Мы сделали несколько разрезов насыпей. Внизу уложены крупные камни, сверху — щебень. Сейчас на пятом сезоне работы здесь мы на нулевом цикле. Открыли два наземных склепа. В первом обнаружена разбитая чаша, часть кружки прясло. Во втором — фрагмент керамики с крестовидным знаком.
Могильники датируются III-V веками нашей эры. Это исторический период перехода от посткангюйской культуры к тюрко-согдийской. Задача экспедиции проследить по артефактам, как происходила эта культурная трансформация.
Впереди еще две недели работы, исходя из находок прошлых полевых сезонов, мы ожидаем хороших результатов».
Небольшая научная экспедиция не ограничивается только историко-культурной зоной Кызылколь. Поисковые работы активно ведутся на акватории озера. Археологи используют эрозию верхних слоев почвы водами Кызылколя.
«При понижении уровня воды, — говорит Г. Стамкулова, — на обнажившемся дне мы находим артефакты самого разного времени — от палеолита 80-60 тысяч лет до нашей эры до неолита и раннего железного века. Обнаружены и предварительно датированы каменные ножевидные пластины, нуклеусы, скребки, орудия из отщепов камня. Обследуем и площади, примыкающие к курганам. Там обнаружены изделия из металла раннего железного века, сакского периода, средних веков. Найдены наконечники стрел, ритуальный бронзовый топорик, изделия из железа. Отлично сохранилась декоративная бляха конской узды XIV-начала XV века с арабской надписью. Она относится ко времени Золотой орды, правления хана Тохтамыша. Текст — из сур Корана с назиданиями. Надпись позолочена».
Результаты работы экспедиции ЦА ЮКГПУ говорят, что территория вокруг озера Кызылколь была освоена человеком в глубокой древности. Кызылкольский историко-культурный комплекс чрезвычайно насыщен памятниками. До последнего времени практически неисследованными.
«Сложно представить, — говорит А. Подушкин, — как все это прошло мимо крупных исследований советских археологов. Да и позже эта зона была обделена вниманием ученых. В археологической карте Республики Казахстан зафиксированы только пара могильников и поселение Актобе. Нет даже храмовой горы Шошактобе. Паспортизация в РК в 90-х годах прошлого века дала более широкую информацию. Но и она далеко не полная. Только лет десять назад научная общественность осознала, насколько это важное, можно сказать, даже знаковое место в истории Казахстана. Сотни курганов, поселение, храм, средневековое городище Кумкент, упомянутое в арабских и других источниках. Памятники более ранних исторических эпох совершенно не исследованы. Это настоящий археологический клондайк, который ждет своих пионеров-исследователей. Экспедицией центра уже собраны тысячи артефактов, которые предстоит изучить. Получены материальные свидетельства присутствия здесь поселений эпох палеолита, раннего железного века, савромато-сарматской культуры. Пока рано говорить о полной картине, но масштаб и значение для изучения истории Южного Казахстана находок трудно переоценить. На фоне тысяч имеющихся здесь исторических памятников сделанное нашей экспедцией только малая капля. Изучение кызылкольской историко-культурной зоны особенно важно, поскольку речь идет о ранних этапах этногенеза современной казахской нации».
Игорь Лунин
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!