Медицинские сестры в школах вместе со своими кабинетами уже год с лишним как в ведении Минздрава.
К слову, это одно из самых здравых решений в числе бесчисленных и не всегда оправданных школьных реформ.
Переход начался еще в 2017 году и был продиктован исключительно заботой о здоровье школьников, укреплением которого никто толком не занимался.
Сегодня процесс уже завершен, теперь школьные медсестры напрямую подчиняются руководству поликлиники, к которой прикреплено учебное заведение. Изменился и круг их обязанностей, и должностные требования, только вот родители учеников по-прежнему мало осведомлены об этом.
Между тем школьная медсестра — первая, кто несет ответственность за здоровье учеников. Вместе с и. о. заместителя руководителя управления общественного здоровья Туркестанской области Н. Нарымбетовой разбираемся, чего ждать и требовать от хозяйки школьного медпункта.
— Нурхан Мадалиевна, как изменились школьные медпункты после того, как перешли в сферу здравоохранения области?
— В области насчитывается 808 школьных медпунктов — нет их лишь в 143-ех малокомплектных сельских школах. По нормативам у одной медсестры в подопечных должно быть не больше 500 детей. Это полная восьмичасовая ставка. Если учеников меньше, то и ставка ниже. Но только не ответственность! К слову, к моменту передачи от Минобразования к Мин-здраву школьные медсестры порядком утратили квалификацию. Заниматься ее повышением было некому. Поэтому в первую очередь занялись их профессиональной переподготовкой. Сегодня все они аттестованы и работают по утвержденным протоколам оказания первой медицинской помощи. Обязаны строго следовать им. Кроме того, медпункты требовали положенного оснащения оборудованием и инвентарем: во многих из них не было даже необходимого минимума. 70 процентов медкабинетов в школах мы уже оснастили, в этом году планируем завершить начатое. Но главное: круг обязанностей школьных медсестер значительно расширился.
— А что в него входит?
— В первую очередь — оказание скорой медицинской помощи учащимся и педагогам при травмах, острых состояниях и обострении хронических заболеваний. При необходимости медсестра вызывает скорую или сообщает в поликлинику по месту прикрепления. Теперь медработники в школах обязаны не только следить за самочувствием учеников, но и активно проводить информационную работу: устраивать обучающие семинары, лекции и беседовать с родителями. На особом счету остается вопрос вакцинации. Многие родители отказываются от прививок по религиозным и другим соображениям. Нужно встречаться, работать, разъяснять. Совместно с врачами поликлиники медсестра проводит профилактический осмотр школьников с согласия родителей, разумеется. О результатах профосмотра она должна сообщить родителям, при необходимости дать рекомендации по оздоровлению ребенка при неукоснительном соблюдении врачебной тайны. В идеале – рабочий компьютер медсестры в каждой школе должен содержать базу данных о здоровье каждого ученика: кто и чем болен, какие прививки, состоит ли на диспансерном учете, есть ли медотвод. Постараемся достичь этого уже в ближайшее время. Кроме того, медсестра контролирует сроки прохождения медосмотров сотрудниками школы и работниками пищеблока. Следит, чтобы в школе не продавали вредный фастфуд, сладости, газировку. И главное — ежедневно должна проверять качество готовых блюд в школьной столовой.
— Если на то будет согласен арендатор школьной столовой, ведь он может запросто проигнорировать ее требования. Частный предприниматель все-таки. Как быть в этом случае?
— Принципиально требовать соблюдения качества питания детей. К слову, в прошлом году в Туркестанской области побывали члены республиканского совета по соблюдению прав детей партии «Nur Otan», объездили сразу несколько районов и школ. Качество питания и медпомощи в школах оценивали в первую очередь. И экспертов оно удовлетворило.
— Это радует. Но, допустим, оно не удовлетворяет родителей. Куда обращаться с жалобами по работе школьного медпункта?
— В первую очередь к руководству закрепленной за школой поликлиники. Главврач обязан рассмотреть обращение, разобраться в ситуации. При необходимости принять меры.
— А что должно быть в сегодняшней аптечке медсестры? Надеюсь, не парацетамолом единым?
— Безусловно. Состав лекарственных и медицинских средств формируется согласно приказу Минздрава. Там есть и жаропонижающие, и противошоковые, и прочие лекарственные препараты для оказания первой помощи. А также шприцы, системы для капельниц, физрастворы, бинты и средства для обработки, к примеру, ран. Главное — грамотно всем этим пользоваться.
— Школьные профосмотры — одна из эффективных мер охраны здоровья детей. Сколько раз в учебном году их положено проводить и по каким видам заболеваний? Чем чаще всего болеют школьники Туркестанской области?
— Раз в год в школе обязателен профосмотр с приглашением узких специалистов: хирурга, невропатолога, стоматолога, окулиста, ЛОРа и врача общей практики. Обязателен и анализ крови. Каждый по своему профилю выясняет, есть ли у ребенка отклонения. При необходимости приглашает на прием с родителями и ставит на учет. Каждый год список частых диагнозов включает в себя анемию, кариес зубов, плоскостопие, близорукость и миопию, а также сколиоз. Печально, когда заболевание переходит уже в хроническую форму. Сейчас все больше лечим, а надо бы делать все, чтобы до этого не доводить. Родители должны быть начеку: узнали, что в школе провели профосмотр, поинтересуйтесь у медработника его результатами, все ли хорошо у вашего ребенка со здоровьем.
— Кстати, о лечении. Какие нововведения в медуслугах для детей появились в этом году благодаря внедрению обязательного медстрахования (лекарства, стоматологическое лечение и т. д.)?
— Лечение бесплатно: от приема специалистов и анализов до проведения операций. Главное, чтобы ребенок был прикреплен к поликлинике и имел направление участкового врача. Стоматологическая помощь тоже бесплатная: оказывается или в поликлинике, или в стоматологии, с которой заключается договор, если в поликлиническом штате нет стоматолога. Услуги ортодонта в перечень бесплатных не входят. Что касается бесплатных лекарств, то в этом году их перечень расширился — с 68 до 192. Список включает и препараты для лечения редких заболеваний (приказ Минздрава РК с перечнем препаратов доступен на сайте www.yujanka.kz). Разумеется, на каждый из них требуется рецепт врача.
Безусловно, школьной медицине пока далеко до идеальной. И многое зависит даже не от Минздрава и областного управления, а от самого медработника. Будет медсестра профессионально и на совесть относиться к своим обязанностям — и ее подопечные будут здоровее. В противном случае все приказы бессильны. Тогда родителям нужно отстаивать интересы детей. Понятно, что школа в первую очередь думает об образовательной составляющей, а уж потом о здоровье учеников. И вот тут уж все зависит от «тетеньки в белом халате» и ее принципиальности.
Алиса Масалева
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!