Кощей едва ли не самый загадочный персонаж народных сказок восточных славян. В его родословной такая путаница, что до сих пор в среде исследователей фольклора идут дискуссии: кто прав, а кто далек от истины. Попробуем обобщить сказанное в адрес Кощея Бессмертного и добавить собственного видения этого инфернала.
Его достаточно много в народных сочинениях у русских, белорусов, украинцев, западных славян. Народ потешно зовет их по-тамошнему: белорусы — Сдыхлик Безсмяротный, украинцы — Дохлик Невмирующий.
Но это шутки ради, конечно же, как лингвистическое зубоскальство.
Бытует Кощей и у народов Северной Европы, и даже на африканском континенте. Это свидетельствует о том, что персонаж древний, не автохтонный, то есть не принадлежит одной конкретной местности, а уходит корнями в некую доисторическую общность. Потому и нелегко проследить его генеалогию. Тем не менее она просматривается, хотя и без желаемой ясности.
Спорно уже само имя Кощея. От какого, собственно, слова оно образовано и что обозначает? И тут неразбериха полнейшая. Есть мнение, что всему причиной слово тюркского происхождения «кошьчи» — невольник, пленник. Может, оно и так, ведь есть сказка, где сам Кощей томится в заточении, посаженный Марьей Моревной на двенадцать цепей. Но чаще у него в плену находятся барышни, которых идут выручать из неволи мужественные царевичи-королевичи или простые Иваны.
Некоторые исследователи согласны, что в основу имени Кощея легло слово «кош», но в другом его значении: корзина, короб. В общем, какая-то емкость, не пустая, естественно, а с содержимым. Надо сказать, что логика здесь присутствует, ведь в сказках Кощей обладает несметными богатствами. Потому не на ровном месте Пушкин сказал в «Руслане и Людмиле»: «Там царь Кощей над златом чахнет».
Родственная ниточка от коша ведет к словам «кошелек» и «кошелка». И кто бы знал, что из этимологической глубины этих бытовых предметов сверкают жадные бессмертные глаза сказочного персонажа.
Есть также мнение, что имя Кощей произошло от слова «пакость». Бытовал такой глагол – кастить (пакостить). Что же, наш герой вполне «заслуживает» такого о себе мнения. Он именно тем и занимается, что чинит беспредел. Конченный пакостник. «На что Кощей ни взглянет – все вянет», – сообщает пословица. И это всего лишь от взгляда, а если дело доходит до кощеева рукоприкладства, то горы сдвигаются с насиженных мест, реки текут вспять, города превращаются в камни.
Да и слово «костерить» — ругать, бранить – из той же корзины, и добавляет минусов в нарратив Кощеевой натуры. Все одно к одному.
Но все же наиболее правильной представляется версия происхождения имени Кощея от слова «кость» (более древний вариант – «кощь») в его нынешнем значении. Уж больно худ наш товарищ, скелет скелетом. И даже в сказках говорится, что он гремит костьми. Таким он и изображается на всех картинках, таким предстает в кинематографе и анимации. И в литературе тоже. Например, у Леонида Филатова в «Сказе про Федота-стрельца», где тот просит Марусю:
Наливай ядреных щей
Пожирней да погущей:
Я Кощея стал тощее
От заморских овощей.
И правда, внешне Кощей — кожа да кости. Кроме того, и в глубинной исторической трактовке он именно кость, косточка. Сказки любого народа зарождались в язычестве, в них отобразились все его особенности — верования, ритуалы, обычаи, вся система мироздания. У славян, да и не только у них, умерших сжигали на кострах, а кости после кремации собирали и хранили в специально отведенных местах. Так что «кощь» обозначала ко всему прочему еще и мертвеца. Собственно, а что еще остается в земле от погребенного? Скелет. То есть, развивая мысль в этом направлении, можно утверждать, что Кощей связан с потусторонним миром, или навью. Именно там, за тридевять земель, в тридесятом царстве, куда нет хода живым, он и обитает. Не дойти туда, не доехать. Еще и поэтому, возможно, ему дали кличку Бессмертный – кто его там достанет, не уязвим по географической причине. И только Баба-яга, живущая на грани яви и нави, во всех сказках выступает его геополитическим врагом, всячески способствуя положительным героям достичь Кощеева логова.
А оно, по верованиям славян, находилось на территории вечной мерзлоты. Более того, Кощей связывался в народных представлениях с богом смерти и холода Карачуном. А некоторые мифы полагают его даже сыном самого Чернобога. Что тут истинно фольклорное, а что из сочинений неоязычников, сказать сложно, но последние отмечают 29 февраля День Чернобога и поминают каким-то словом Кощея.
В общем, вопрос с происхождением имени остается открытым. Как не все сошлись во мнении и по другому пункту – о смерти Кощея. Всем известно, где она находится: «На море, на океане есть остров, на том острове — дуб, на дубе — сундук, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце иголка а в ней — смерть Кощеева».
Впрочем, в этой матрешке игла не всегда присутствует. Что, в принципе, не так уж и важно. Важен сам набор, который призван надежно укрыть жизнь разбойника.
Чем определяется такой выбор? Ученые полагают, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью Вселенной. Она мыслилась именно такой: яйцо в окружении воды (море-океан), земли (остров), растений (дуб), животных (заяц), птиц (утка). Получается, чтобы порешить Кощея и в его лице все зло, надо перевернуть весь миропорядок. Дойти до ab ovo, докопаться до самых истоков зла и уничтожить его в зародыше.
В более ранних версиях сказки игла отсутствует. Хотя как предмет она весьма значима и явно добавляет мистического мрака. По восточнославянским представлениям, всякая зловредная нечисть способна обернуться иголкой. Р-р-раз – и ты не коварное страшилище, а безобидный предмет для шитья. Поэтому иглы всегда использовались в черной магии. После их надлежало выбросить, а случайно найденную настрого запрещалось подымать. И только в современном анекдоте Иван-дурак Кощееву иглу вставил в швейную машинку со словами «Пусть еще поколбасится».
Так что киллерам приходилось реально туго в исполнении приговора Кощею. Попробуй, доберись до острова в океане, к дубу с сундуком, куда дорога лежит через огненную реку и другие грозные препятствия. Сражаться с самим Кощеем бессмысленно: он же, по сути, уже мертвец – а как еще назвать существо, если жизнь не внутри него, а надежно упрятана на стороне. В этом смысле Кощей бессмертнее всех бессмертных.
В одной только сказке — «Марья Моревна» — у Кощея другая кончина: его насмерть залягал богатырский конь, а герой от души добавил палицей. Но это исключение из правил.
Расправившись с Кощеем, герой благополучно возвращается с зазнобой туда, откуда пошел ее выручать. И тут возникает главный вопрос: а чего, собственно, надо было Кощею от этих барышень? Зачем он их умыкал с завидным постоянством: одних из-под венца, других на медовом месяце, третьих, еще будучи в невестах?
Все как одна молоденькие да хорошенькие. Злодей на возрастных не зарился. Крал девиц и держал их взаперти вне зоны досягаемости для чужаков. Есть соблазн заподозрить его исключительно в плотских намерениях, но это свело бы на нет сакральный смысл сказки. А он, как уже было сказано, связан с Кощеем как божеством из мира холода и льда, мира, где нет жизни. И в этот зимний смертельный сон Кощей уводит писаных красавиц. А они, яркие, здоровые, молодые, были на Руси олицетворением Лады – богини весны и зарождающейся жизни, символом красоты, любви и свежести. Так что, по сути, Кощей всякий раз охотился за богиней, чтобы в мире никогда не наступила весна, не возрождалась природа, не расцветала красками. Он и пленниц превращал то в лягушку, то в змею ради того, чтобы уничтожить земную красоту.
Но дерзкие и бесстрашные Иваны лучиками солнца проникают в это холодное царство, и все оживает, земля пробуждается, холод отступает. И вся природа, всей своей флорой и фауной, помогает главному герою добраться до яйца и раздавить его, переломить иглу. Кстати, у финских народов принято разбивать яйцо при захоронении человека: они полагают его символом жизни, а раз она закончилась, то и яйцо надо кокнуть.
Таков придонный смысл сказок с участием Кощея. Глубинный, седой, утраченный. Для современных читателей сказки являются приключением с закрученным сюжетом. Ну и уроком для добрых молодцев и красных девиц, конечно. В сказках о Кощее он прост: если свершилось зло, надо добраться до его истоков и уничтожить в зародыше, чтобы не ожило, чтобы не повторилось.
Зинаида Савина
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!