Новый Арбат, долгострой, дыры в бюджете, старые проблемы городского транспорта и инженерных сетей — незавидные стартовые позиции новой администрации Шымкента и головная боль его жителей.
Умеренный оптимизм внушает только личность нового акима.
Работа Е. Айтаханова в должностях заместителя акима области и акима Отрарского района оставила о нем впечатление как о человеке реальных дел и взвешенных решений.
К разочарованию коллег, любящих разговорчивых акимов, Ерлан Куанышевич в общении с прессой сдержан, немногословен, корректен и сначала думает, потом говорит. В любви к велосипедам и дорогим пиар-проектам за казенный счет замечен не был. Что, учитывая опыт последних лет, само по себе уже огромный плюс.
Проблемы роста
Уши устали и мозг уже плохо воспринимает настойчивое жужжание про «умные города», неизбежность скопления в мегаполисах большинства населения и прелести всеобщей цифровизации, под которые в неизвестность уходят бюджетные миллиарды. Некогда тихому, уютному провинциальному Шымкенту придали статус города республиканского значения. В присоединенных районах за эти годы не построено ни нормальной канализации, ни водопровода. Сайрамцы, законно гордящиеся званием горожан, получили вместо нормального городского транспорта переполненные маршрутки, которым по-хорошему давно пора бы на утилизацию. Городские улицы вокруг рынков по-прежнему забиты торговцами «с земли». Достаточно пройтись, если удастся, по ул. Толе би. А сколько раз здесь проводились рейды, зачистки, а городские власти гордо сообщали об окончательном решении проблемы стихийной торговли на городских тротуарах?
Когда намерения и декларации умных и ответственных людей настолько расходятся с реальной жизнью не самого плохого в прошлом города страны, стоит задуматься, может, что-то не так с целеполаганием? А если верной дорогой идем, то — с выполнением планов?
Городская среда во многом определяет массовую психологию. Люди в этих многоэтажках и бетонных колодцах становятся все более зависимыми, ждущими социальных подачек. Это люди развлечений, хлеба и зрелищ, но не инноваций. C огромной отрицательной энергией, если что-то в снабжении пойдет не так. Уплотнение, перенаселение — за этим огромные риски социальных взрывов будущего.
То, что происходит сегодня с нашими городами, — деформация. Нормальной экономике, обществу нужно другое. Равные условия для людей во всей стране. Это другая архитектура, другая экономика строительства и совсем другая среда обитания.
Генплан что дышло
Вопросы с генеральным планом Шымкента возникли еще в 2008 году на стадии разработки. Точнее, тогда это называлось скромно: «Корректировка генерального плана развития г. Шымкента». Претензии специалистов и общественников были серьезны и аргументированы. Многострадальный и супердорогой документ несколько лет кочевал по астанинским кабинетам, и его реальность вызывала у специалистов все большие сомнения. Тогда лоббировавший новый генплан стоимостью 50 миллионов тенге акимат города назвал его ориентированным в будущее. В этом будущем Шымкент должен был преобразиться до полной неузнаваемости и полной потери собственного лица. Понять, как же будет выглядеть наш город, если новый генплан вступит в силу, по тем цветным картинкам, которые презентовали тогда депутатам городского маслихата и широкой публике, было очень трудно. Никаких подробностей, кроме краткой пояснительной записки, авторы коллегам-градостроителям не выдали.
Вообще, такие низменные категории, как деньги, на которые мечты будут претворяться в жизнь, похоже, разработчиков нового генплана вообще не тревожили. Подзабытое сегодня транспортно-коммуникационное кольцо (ТКК), наброшенное недрогнувшей рукой разработчиков нового генплана прямо на прямоугольники городских кварталов, вызвало тогда резкую отповедь признанных корифеев казахстанского градостроительства. Проект поражал южным размахом, неочевидной необходимостью и очевидной фантастичностью: протяженность ТКК — 8 км, проектная высота опор — 14 метров, приблизительная стоимость одного погонного километра — больше 50 миллионов евро.
Члены Общественного градостроительного совета Союза градостроителей Казахстана тогда поставили под сомнение само наличие нового генерального плана как цельного проекта развития города. Это после года работы и миллионов потраченных бюджетных денег. Даже школьники знают: чтобы вписать прямоугольную фигуру в круг, надо изрядно ее обтесать. В случае с городской застройкой — срезать предлагалось уже существующие массивы. В свое время авторы убеждали меня, что под снос пойдет минимальное количество зданий. Но так и не смогли убедить. Круг, он и есть круг. И змейкой его не сделаешь! Эта фигура по определению не умеет обходить углы — только сносить.
«Представленный проект, это скорее видение будущего города художником, а не планировщиком. Прежде чем рисовать картинки, рельеф надо изучить и деньги считать научиться. Кто всю эту фантастику финансировать будет?!» — прозвучало тогда как приговор. Но генплан уже очень скоро был чудесным образом утвержден Правительством. Ну и что сейчас мы наблюдаем в реальности от того генплана? Марсианский ТКК, слава богу, строить не стали. Ограничились деньгами, освоенными на планирование. В этом его выгодное отличие от астанинского ЛРТ. Дальше и без того спорный проект, который, вроде бы, должен был после утверждения Правительством стать непререкаемым планом развития города на десятилетия, периодически дорабатывался на коленке, колебаясь вместе с генеральной линией. Город планировали расширять то на юг, то на запад, то на север. Присоединили к нему глубоко сельские населенные пункты и только после этого стали думать, как их интегрировать в городскую среду.
Прощай, любимый город?
Базар с элементами евродекора, который развивается на месте симпатичного и вполне процветающего городка, не похож ни на старый добрый колхозный рынок, ни на веселый и шумный азиатский базар.
«Грязно, дымно и как-то крайне бестолково и неудобно, — описывает свои ощущения руководитель группы общественного мониторинга Б. Исалиев. — То ли мы разучились жить так, чтобы не мешать ближнему, то ли времена действительно настолько изменились, что об этом уже мало кто задумывается. Раньше какие-то рамки устанавливала власть. И заставляла жителей города их придерживаться. Теперь это ей удается только в отдельных местах и на крайне короткое время. А потом снова хлещет через край дурная стихия. Без конца, без края, без смысла и разумного порядка. Дикая и неуправляемая.
Навязчивость шымкентского сервиса поражает всех, кто первый раз сталкивается с нашей сферой торговли и услуг. От коммунальных монополистов и доминантов до самого скромного продавца цветов или мяса на городском рынке — все настойчиво и не очень вежливо стараются «впарить» вам свой продукт. При этом качество продукта — категория давно и прочно забытая. О качестве «услуг» общественного транспорта уже как-то и говорить неприлично. Странная гримаса рынка по-шымкентски, с грязью, шумом, безответственностью и безнаказанностью продавцов-поставщиков и фактическим отсутствием выбора, исказила лицо города до неузнаваемости. Приезжие пугаются нашей повседневной реальности. А мы этот щербатый оскал нашего своеобразного капитализма уже не замечаем. Привыкли. И даже приспособились. Выживать-то как-то надо. На рынке просто «включаем дуру» и чешем мимо орущих со всех сторон продавцов молча, ища глазами какую-нибудь скромную тетю, тихонько стоящую у прилавка, и спокойно покупаем у нее то, что нужно. На остановках можно для подавления автобусного шума использовать плеер, а зимой теплые наушники. С работы после 20 часов можно добираться пешком или на такси. Шымкентцы изобретательны».
Город тонет в летнем зное, старожилы с ностальгией вспоминают о густой сети арыков и каналов, когда-то создававших в городе комфортный микроклимат даже в пик жары. Вспоминают длинную череду секретарей горкома и акимов, оставивших по себе разную память. И очень надеются, что затянувшийся период фантастических проектов и экстравагантных телодвижений городской власти остался в прошлом.
Игорь Лунин
Да, я с грустью вспоминаю прежний город Чимкент Вообще исчезло его лицо, его теннистые аллеи, журчания воды в арыках! Даже в жаркий летний полдень на них было прохладно Какому умнику пришло в голову срубить все дубы, платаны, вербы, огромные клены или укорачивать по самое небалуй Тень исчезла в городе, арыки тоже исчезли Парк пионеров такой был зелёный, тенистый, а что стало? Одели в бетон и вырубили пушистые ивы и оставили жару и бетон, нате вам дети, купайтесь в жаре Идёшь по городу и диву даешься, что это чужой, нэприветливый, палящий зноем, город! Очень скучаю по прежнему, без урбонизации, городу