Успешный сезон

7 Дек 2022 15:40
Количество просмотров: 1264

Археологическая экспедиция Центра археологии Южно-Казахстанского государственного педагогического университета завершила полевой сезон 2022 года

О результатах семи месяцев работы археологов рассказывает доктор исторических наук, профессор ЮКГПУ А. Подушкин.

А. Подушкин, А. Кесман и Е. Осадчева.

«Для нас создание центра стало значимым событием, — говорит Александр Николаевич. — Во-первых, это признание заслуг и значения работы археологического отряда на протяжении нескольких десятилетий. Во-вторых, наш небольшой, но сплоченный коллектив получил наконец официальный статус. Это дает возможность участвовать в профессиональных конференциях уже на правах научного коллектива, а не энтузиастов-индивидуалов. Что важно, прежде всего, для наших студентов, только начинающих работу в археологии и не обремененных научными степенями и известностью в профессиональной среде. Ну и, чего уж скрывать, это возможность привлечения средств на полевые работы и приобретение инвентаря для лаборатории. Что в археологии всегда было и остается большой проблемой. Хотя деньги в нашем деле не главное, но без них, к сожалению, мало что можно сделать. Южно-Казахстанский государственный педагогический институт оплачивает студенческую практику после первого курса. В остальном совершенно бескорыстно помогают мои ученики и друзья: Владимир Бысов поддержал угамскую экспедицию, Юрий Лукьянов — на озере Кызылколь. Выделяет деньги и алматинский фонд «Байтерек Келдебек». Благодаря опыту полевика во втором поколении мне удается проводить полноценные экспедиции без многомиллионных бюджетов с компактным коллективом. Каждый работает за троих как минимум. А в формате центра мы получили возможность активизировать работу, что дало хорошие результаты в полевом сезоне этого года».

Ценная находка.

В 2022 году полевая группа центра с апреля по октябрь провела пять экспедиций по Туркестанской области.

«В апреле-мае мы провели раскопки могильника Толебай тобе 3, — рассказывает А. Подушкин. — Эта группа захоронений на впадении реки Бадам в Арысь известна с 80-х годов прошлого века. У поселка Караспан, на левом берегу Бадама на надпойменной террасе, находятся порядка 60-70 курганов. Катакомбные погребения, связанные с историей и культурой государства Кангюй, или Канзюй в китайских источниках».

Экспедиция работает системно, — говорит профессор Подушкин. — По окончании раскопок обязательно восстанавливаем исторический ландшафт насыпи с большой точностью. Таким образом, раскопки никак не сказываются на топографии и экологии местности. Полученные в результате раскопок материалы обрабатываются и передаются в музеи нашей области и других регионов. Были открыты три катакомбы, обнаружено много керамики. Целые сосуды, изготовленные мастерами древности на быстром гончарном круге с традиционным набором декора — рифлением, предметы быта, пряжки. Отлично реконструирован обряд погребения. Обнаружены новации, ранее не встречавшиеся, например, пол погребальной камеры выложен фрагментами битой керамической посуды, на которых уложены костяки. В одном погребении пожилая женщина в деревянном катафалке. Плетеные камышовые маты использованы в качестве подстилки.

Найдены ритуальные сосуды, связанные с культом огня, ножи.

В лагере экспедиции.

В целом мы получили достаточно полное представление о том, как хоронили людей более двух тысяч лет назад. Материалы этих раскопок уже обработаны и подготовлены к публикации. Часть передана в Центральный музей РК, часть размещена в демонстрационном зале Центра археологии ЮКГПУ».

Вторая экспедиция сезона — учебная практика студентов исторического факультета ЮКГПУ — в этом году проходила на городище Культобе у села Сарыарык на реке Арысь. Городище исследуется археологами более 35 лет.

«Это уникальное место, — говорит А. Подушкин. — Каждый сезон мы находим фрагменты или целые тексты протосогдийской письменности на керамике. Арамейский алфавит с использованием неизвестных науке диаграмм — это один из диалектов древнеиранского языка. В этом году нашли еще два фрагмента с 90 знаками по семь и три строки. Тексты давно дешифрованы, но каждый сезон обнаруживаются новые варианты: с разным шрифтом, разного размера. Хотя это однозначно одно письмо — справа налево, сверху вниз. Знаки наносились на сырую глину, линовались пальцем, покрывались ангобом или формировались в символическую рамку. Назначение кирпичей с текстами пока неясно. Скорее всего, это лекальные кирпичи, формирующие верх арки, или закладные, укладываемые в основание зданий. В 2020 раскопали целый текст, расшифрованный как запись об основании города государства Кангюй на землях номадов. Эта версия наиболее правдоподобна. В тексте зафиксировано историческое событие: правители Самарканда, Бухары, Кеша (Карши), Чача прибыли в этот город с сокровищами — подарками владетелю.

Центр археологии ЮКГПУ создан в 2021 году на базе археологического отряда Чимкентского педагогического института, работающего более 60 лет. При центре действует демонстрационный зал, где можно ознакомиться с артефактами и получить научную информацию.
Первые результаты раскопок со дна водохранилища.

Возможно, это были визиты посольств с подарками».

Всего с начала раскопок на Культобе обнаружено 1080 знаков в 60 строк. Такой лингвистический материал — величайшая редкость. Аналогов ему на территории СНГ пока нет. Здесь же археологи работают на двух крупных могильниках.

«Каждый год, — рассказывает А. Подушкин, — студенты за время практики открывают одно-два захоронения. Узкотраншейные с дромосом т-образные. Подземные сооружения со ступенями или без, узкий лаз и полая подземная конструкция. Лёссовая почва за счет горизонтальных напластований не обрушивается. Изумительно простая конструкция, ее можно в любое время года легко сделать в этом грунте. Катакомбные захоронения стандартны для Кангюя. В этом году мы нашли единственное пока в Казахстане погребение женщины-воительницы с полным комплектом вооружения: лук — части рукояти, средние фронтальные и боковые костяные накладки, стрелы с тремя видами железных наконечников, некоторые в кожаном мешке. Великолепный кинжал в сложносоставных ножнах: ярко-красная кожа, дерево и тканевая внутренняя полость. Оружие лежало справа от женщины средних лет. Кинжал был вложен в руку.

Очень интересны украшения. На правой руке — два браслета. Пружинный бронзовый сейчас обрабатываем. Может быть, зооморфный: похож на голову змеи. Второй — наборный из очень дорогих и искусно изготовленных бус. Под несколькими слоями обожженного стекла нанесено золото. Это дает эффект увеличения — бусы горели. Такой же — на левой руке. Бусины разделены позолоченным гагатом — камнем черного цвета. Рядом с женским костяком останки, без сомнения, жертвенного мяса — часть туш барана и жеребенка. В ногах — 38 асыков горочкой, некоторые со следами обработки. Явно ритуальные. Судя по всему, женщина имела особый статус. Весь комплекс артефактов говорит об этом. Кангюйское общество было полиэтничным. По этноопределяющим артефактам были выделены четыре этнических пласта: раннесакский, сарматский, сюннуский и кангюйский. Из этой группы племен по античным источникам известно, что у сарматов был матриархат. Женщина-сарматка не только занимала высокое общественное положение, но и регламентировала семейные отношения. Предварительный вывод по нашей последней находке: в составе Кангюй была часть сарматских племен, которые мигрировали далеко на запад — в северное Причерноморье, Крым, Поволжье, Южный Урал, Западный Казахстан. Это редкая обратная миграция. Обычно она шла с востока на запад. Возможно, бассейн Арыси в Южном Казахстане — крайняя точка обратной миграции. Это серьезное научное и социальное открытие. Предки казахов имели такое великолепное качество, как социальная и этническая терпимость. Что хорошо просматривается в нашем современном многонациональном обществе, составляющем народ Казахстана».

Третья экспедиция работала на крайнем юге Казахстана. Небольшая, всего 45-50 квадратных километров, долина реки Угам насыщена археологическими памятниками. Исследовать ее начала археологическая экспедиция Чимкентского педагогического института под руководством А. Подушкина 20 лет назад. Раскопки ведутся на городище Ушбас тобе (Кангюй). За это время составлена карта объектов от эпохи среднего палеолита. Обнаружена единственная стоянка этого времени вне пещер.

«Каждый год, — говорит А. Подушкин, — мы вскрывали часть городища по границе цитадели. В этом году заложили раскоп в центре. Получили материалы, превзошедшие все ожидания.

Обнаружена мощная стена шириной в метр из необработанных крупных камней, уложенных в пять рядов. Она делит цитадель на две части, а стены радиально расходятся от нее. Развалы керамики, железа, инструментов. Несколько сотен серьезных артефактов сейчас находится в обработке. Керамика — от миниатюрных кувшинов до хумов высотой 1,2 метра. Все говорит о том, что укрепленное поселение пало в результате нападения. Все обгоревшее, масса угля, части костяка, ритуальные сосуды, изделия из кости, металла, железный наконечник скипетра, похожий на символ власти. Раскопки дали серьезную научную информацию о материальной и духовной культуре Кангюй.

Еще одним значимым результатом раскопок этого года считаю то, что удалось приостановить проект строительства каскада водохранилищ, это грозило бы уничтожением долины Угама со всеми ее уникальными историческими памятниками и природным комплексом. Это в нацпарке преступно! Наш энергичный протест был услышан. В Правительстве и областном акимате нашлись здравомыслящие люди».

Раскоп на водохранилище Боген.

Четвертая экспедиция работала в историко-культурной зоне озера Кызылколь. В ней расположены сотни курганов-погребений и крупное поселение. Впервые на территории Казахстана обнаружен каменный храм эпохи Кангюй. Он построен на великолепном по топографии правильном природном конусе. Нивелировав верхнюю часть, сделали платформу. Поставили мощные каменные стены 12 на 20 метров из двух рядов.

Справка «ЮК» Государство Кангюй (IV век до н.э. — IV век н.э.) контролировало регион между рекой Талас и низовьями реки Чу до низовий Сырдарьи и Хорезма. От кангюйцев остался ряд оседлых поселений. Раскопки городища Культобе на территории Туркестанской области в 2006 году, сделанные казахстанскими археологами во главе с доктором исторических наук, профессором А. Подушкиным, позволяют отождествить культуру кангюйцев со скифской. Кангюйцы, являвшиеся потомками ираноязычных саков, были в дальнейшем ассимилированы тюркскими племенами, пришедшими с востока Евразии, и составили ранний тюркоязычный пласт оседлого населения Средней Азии.

«Вскрыли западную часть храма, — рассказал А. Подушкин. — Обнаружили внутреннюю планировку радиального или солнечного типа. Склоны усыпаны тысячами фрагментов разбитой посуды. По одной из версий, это ритуал уничтожения земледельческой культурой предметов быта для воссоздания богатства в будущем. Много керамики, связанной с культом огня. Все указывает на то, что культ кангюйцев — один из вариантов зороастризма. Но это пока тоже версия.

Полноценная археологическая экспедиция должна работать комплексно: исследовать не только поселения, но и захоронения. Поэтому вскрыли рядом с городищем три кургана. В первом, каменном, получили немного, но достаточно информативных артефактов, чтобы связать их с сакской культурой. Два дали богатый материал: бусы, наконечники стрел, бронзовые изделия, накладки лука, керамику. Все захоронения были разграблены. Но то, что нам удалось обнаружить, дает достаточно информации для хронологической и культурной идентификации. Великолепные антропоморфные изображения на веревочке. Удивительно, что она сохранилась. Нож и остатки ножен с сохранившейся хлопковой тканью — редкость в нашем климате».

Завершающей точкой сезона традиционно стали раскопки в зоне затопления Богенского водохранилища. Экспедиция больше спасательная. За счет водной эрозии артефакты выходят здесь на поверхность. Находки самые разнообразные — от палеолита до средневековья.

«По сути, — говорит А. Подушкин, — мы ежегодно проводим здесь охранные работы, предусмотренные законом. В начале 60-х при строительстве водохранилища по неизвестным науке причинам они проведены не были. 70 квадратных километров зеркала водохранилища поглотили несколько могильников эпохи бронзы, эпохи камня, от верхнего палеолита до неолита. Это были погребения тюркско-кангюйского периода, средневековья и кладбище ХХ века с хорошо сохранившимися мазарами, мечетью. Отрадно, что наша работа встречает полное понимание и большой интерес местных жителей. Знание своей истории — исток патриотизма».

 

Игорь Лунин

фото автора

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *