Праздник Наурыз в Казахстане имеет непростую судьбу.
Он был запрещен советской властью в ходе борьбы с пережитками прошлого в 1926 году. Официально же стал отмечаться с 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР
«О народном празднике весны — Наурыз мейрамы». Но старожилы помнят празднование Наурыза в двадцатых годах прошлого столетия.
99-летней жительнице микрорайона «Асар-2» города Шымкента К. Дуйсебековой было пять лет, когда она впервые увидела праздник Наурыз на джайляу Сайрамского района.
— Наш аул вместе со скотом перекочевывал по пастбищам, — вспоминает Кызтай Кайназаркызы Дуйсебекова. — Вещи и разобранные юрты перевозили на арбах. Помню, было очень много лошадей и овец, за которыми наблюдала, сидя на арбе рядом с матерью. Отец ездил верхом, погоняя скот, старики и женщины с детьми садились на арбу с вещами. Любила рассматривать красочные узорчатые украшения в юрте. У нас и мебель, и посуда были деревянными.
Однажды отец посадил меня к себе в седло и привез на празднование Наурыза. Запомнились зеленые луга, юрты, толпы людей, кокпар, наурыз коже, сладкие леденцы монпансье, бабушки и тетушки у очагов и борющиеся мужчины, лысые и голые по пояс. Дастархан расстилали прямо на земле и садились на траву. Бесбармак ставили в большом деревянном лягане. Стоял шум, я не понимала того, о чем говорили и чему радовались. В память врезался старик с густой белой бородой в чапане и с камчой, воткнутой в голенище сапога. Этот старик после бесбармака вытер ладони о сапог.
…Кызтай апа помнит и более поздние Наурызы. В аулах праздник люди неофициально отмечали и в тридцатых, и в сороковых годах. «Собирались на поляне, каждый из дома приносил наурыз коже, баурсаки, сладости, курт и айран. Старики вспоминали о былых годах, люди желали друг другу добра и благополучия, читали Коран, веселились. На праздничную поляну к нам не приходили учителя, председатель колхоза и бригадиры. Слава Всевышнему, сейчас народ широко празднует Наурыз», — говорит Кызтай апа.
У К. Дуйсебековой два класса образования. Она всю жизнь проработала в колхозе, выращивала хлопок и пшеницу. Ветеран тыла.
Вспоминает, как до и во время войны зарплату давали одним-двумя мешками зерна. Кызтай апа до сих пор шьет на машинке, а в молодости ткала ковры, делала кошмы. Грамотной стала благодаря книгам, которые очень любит. Прочла много эпических произведений о батырах и стихов. Любит советские фильмы.
Ее муж, Аширбек Дуйсебеков был железнодорожником-машинистом, участвовал в Великой Отечественной войне. Вместе они вырастили пятерых сыновей. Кызтай апа — бабушка 16 внуков и 24 правнуков.
Серик Алданов
фото автора