Если кто-то скажет, что сегодня библиотеки изжили свой век, то будет не прав. Шымкентская городская универсальная библиотека им. А. Пушкина, несмотря на солидный возраст, идет в ногу со временем. Здесь царит не только книжный дух, но и атмосфера творчества, которая проявляется в интеллектуальных играх, конкурсах, художественных выставках, литературных и музыкальных вечерах.
Практически каждый день в библиотеке проходят мероприятия, посвященные юбилеям писателей и поэтов, благо в этом году их в календаре очень много. Но главным событием стало 225-летие Александра Сергеевича Пушкина, чье имя не первое десятилетие с достоинством носит старейшее учреждение культуры Шымкента.
При поддержке управления культуры, развития языков и архивов Шымкента в рамках Международного литературно-поэтического фестиваля «СӨЗ» прошел первый отборочный тур городского литературно-поэтического конкурса «Әдебиет әлемді біріктіреді» по прочтению вслух поэтических произведений и отрывков из прозы А. Пушкина, а также А. Кунанбаева и других казахстанских писателей, поэтов.
«Мы поставили перед собой задачу максимально привлечь жителей Шымкента к чтению книг, повысить общественный интерес к учебе и способствовать формированию творческой, интеллектуально развитой личности, создать в библиотеке творческую среду с более широким взаимодействием людей, их саморазвитием, интересным отношением и эффективным использованием свободного времени», — рассказала заведующая сектором библиографии городской универсальной библиотеки имени А. Пушкина З. Джунусбекова.
В конкурсе приняли участие учащиеся школ, студенты высших учебных заведений и колледжей, а также представители различных сфер деятельности и люди разных возрастов, интересующиеся литературой.
Три дня в стенах библиотеки звучали стихи и отрывки из произведений на казахском, русском, узбекском, английском, немецком языках.
Основная часть конкурсантов — школьники. Перед выступлением кто поодиночке, кто группками они разбрелись по фойе библиотеки. Даже тщательно скрываемое волнение все равно выдавало серьезный настрой учащихся. Повторение стихотворений и отрывков пусть и шепотом, но в совокупности создало в воздухе огромный конгломерат фраз и предложений. Складывалось ощущение, что совсем молодые поэты и поэтессы через мучения и повторы рождают свои произведения. Но это были в основном строки Абая и Пушкина.
Что же по поводу взрослых, особенно учителей, то они волновались не меньше своих младших товарищей по конкурсу.
И вот готовность номер один. Библиотекарь приглашает по очереди конкурсантов. В этот момент все замерло в тишине, которая продлилась даже в фойе до завершения первого тура.
462 конкурсанта (на казахском языке — 256, на русском — 162, на английском языке — 39, трое — на узбекском и двое — на немецком) демонстрировали не только знание творчества классиков, но и красивую дикцию и интонацию. Некоторые участники добавили визуальное сопровождение своим выступлениям, надев костюмы и платья XIX века.
Самому маленькому участнику первого этапа конкурса было 6 лет, а самому возрастному — 70.
Выступления учащихся городских государственных и частных школ, колледжей, студентов вузов и просто любителей литературы оценивало компетентное и авторитетное жюри, в состав которого вошли как школьные учителя литературы, так и профессора филологических факультетов шымкентских вузов. Их строгие лица заставляли многих участников, особенно малышей, сильно поволноваться. Но волнение сразу же проходило, как только звучали первые строчки из произведений, подготовленных к конкурсу. Жюри моментально заполняло паузу, возникшую в момент волнения, продолжая строчки стиха или отрывка из произведения. А забытые строчки стихов Пушкина вообще звучали хором.
Выступления были разные. Кто-то пытался выпалить, как из автомата, стихотворные строчки, кто-то разыгрывал целый спектакль, кому-то для достижения цели хватило красивой декламации, дополненной костюмом.
Но как бы ни были прочитаны конкурсные произведения, в глазах конкурсантов была видна любовь к литературе и желание стать лучшими.
Те, кто уже отстрелялся, спокойно расхаживали среди остальных участников конкурса. И если до выступления абсолютно все участники сохраняли строгость на лице, то после были и слезы, и смех, и поддержка тех, кому еще предстояло выступить.
Независимо от того, на каком языке читались конкурсные произведения, отзывы учителей литературы сводились к одному — к благодарности. Благодарности за теплоту общения, за прекрасное чувство единения, которое дарит этот проект. По словам педагогов, конкурсы, которые проводит городская библиотека им. А. Пушкина, дают чувство сопричастности к Великому: Великой литературе, Великой нравственности, Великой дружбе!
«Благодарим весь коллектив библиотеки за этот труд и саму идею — достойнейшую и благороднейшую, и за то, как была организована работа: безупречно, слаженно. Прекрасный результат!» — поделилась впечатлениями одна из родительниц участника конкурса.
Хотелось бы сказать и о заслугах учителей литературы. Не все дети любят стихотворения и необходимость их учить. Но по выступлениям было видно, что для конкурса участники старались и делали достаточно много по собственному желанию. Как отметили сами участники, все пожелания и замечания педагогов выполнялись точно (это касалось интонаций, акцентов, пауз).
Однако это только начало. Второй тур, в который из 462 участников прошли 126, назначен на 15 мая.
Не успели отзвучать стихи, как в выставочном зале библиотеки развернулась выставка-конкурс творческих работ «СТИХиЯ Пушкина».
В день награждения, несмотря на выходной, зал наполнился конкурсантами — юными художниками, их наставниками и родителями.
В графике, смешанной технике, коллажах, декоративно-прикладном искусстве пять возрастных групп (5-8 лет, 9-12 лет, 13-16 лет, 17-20 лет, 20-25 лет) представили свое творческое видение героев произведений А. Пушкина. А встречал конкурсантов и гостей «Кот ученый».
«В первую очередь мы, как библиотекари, ставим перед собой задачу повысить общественный интерес к чтению. Поэтому и создаем условия для развития творческих способностей детей и молодежи. Выявляем талантливых авторов не только в литературе, но и в изобразительном искусстве», — сказала руководитель проекта А. Рахимбердиева.
Без ложной скромности, Шымкентскую универсальную библиотеку им. А. Пушкина можно назвать одной из самых современных и продвинутых в стране. Создание в ее стенах интеллектуального творческого пространства, способствующего более широкому взаимодействию людей, их саморазвитию, интересному общению и досугу, привлекает сюда людей разных возрастов и занятий. А конкурс рисунков стал популяризацией визуального искусства как доступного способа творческой самореализации.
В творческом конкурсе приняли участие детская художественная школа, клуб «Юнеско», АРТ-центр, дворец школьников, ART SCHOOL MARLEN, колледж искусств и дизайна имени А. Кастеева, арт-студия «Солнышко», школа Academy of Geniuses, ZIYATKER.
Пока жюри подводило итоги и давало интервью журналистам, у входа в библиотеку собирались юные художники с преподавателями и родителями. Мало кто проходил мимо баннера, не сфотографировавшись.
К сожалению, сегодня редко встретишь большое скопление дарований в одном месте. Именно этот пробел и заполняют мероприятия, проводимые библиотекой им. А. Пушкина.
Юные художники не обошли вниманием и Красный трактор, который стал не только символом Шымкента, но и вдохновил их коллег в 90-х годах прошлого века на создание группы «Кызыл трактор». Художники развивали идеи интернационального течения трансавангард, привнося в международный язык искусства казахские особенности и темы.
Перед церемонией награждения у пришедших была возможность внимательно рассмотреть и изучить конкурсные работы. Высказать свое мнение и послушать других. В том числе именитых художников Казахстана и преподавателей изобразительного искусства.
Причем, как уже было отмечено ранее, в одном месте и в одно время в выставочном зале собрались воспитанники разных школ и направлений. И это давало почву не только для общения, но и для обсуждения и обмена опытом.
Среди тех, кто оценивал работы, был председатель Шымкентского городского филиала Союза художников Республики Казахстан А. Ахметов. А оценивать было что. Свои работы, посвященные произведениям А. Пушкина и изображающие персонажей, пейзажи, сцены и и самого поэта, представили 183 юных художника. Победителями стали 98 человек, номинантами — 30.
Работать в жюри было большой радостью и большой ответственностью. Мэтры знают, как оцениваются профессиональные работы – жестко, а порой очень жестко. Оценивать же детские работы необходимо было по-доброму и беспристрастно.
Как отметили члены жюри, в своем юном возрасте начинающие художники уже могут пробовать свои силы, как иллюстраторы, так как многие детские работы – готовые книжные иллюстрация. Прекрасная композиция, шикарная работа в цвете, интересный колорит. Вложено много труда и души в создание атмосферы рисунков. Образы, которые были созданы – уникальные. Ребята старались никого не копировать, а работать самостоятельно.
И это удалось.
«Приятно, что в этом конкурсе принимают участие воспитанники моих учеников, у которых уже свои студии и которые сами стали наставниками. Праздник состоялся. Мы увидели плоды трудов детей. Причем давать им оценку не только радость, но и большая ответственность. Это надо было делать по-доброму и беспристрастно. Поэтому жюри не переворачивало работы, чтобы увидеть имена и фамилии. Смотрели работы по несколько раз. В результате, оказалось, призовых мест было много, и мы решили: пусть будет так, как есть. А Пушкина надо читать, надо любить его, надо прочувствовать», — рассказала о работе жюри шымкентский художник Н. Рафикова.
За его беспристрастную работу были высказаны слова благодарности от организаторов. А дети и гости перед награждением увидели фильм о том, как на самом деле было тяжело взрослым оценить работы своих младших коллег.
«В этом году мы празднуем 225-летие Александра Сергеевича Пушкина. А наша библиотека тоже именинница — 125 лет с момента открытия. Буквально через несколько месяцев мы пригласим вас всех на празднество, посвященное нашему дню рождения. Хочу сказать нашим детям самые лучшие слова. Вы — большие молодцы! Благодарю всех родителей, которые занимаются детьми, которые дарят детям настоящие счастье. Горжусь тем, что рядом со мной находятся замечательные педагоги, которые дарят знания нашим детям», — высказала слова благодарности всем участникам директор библиотеки им. А. Пушкина Н. Романова.
По ее словам, все сотрудники библиотеки делают благое, красивое дело. Ни на одной картине не было черноты. А это значит, что наши дети — счастливые!
А мы — здоровая нация.
И когда человек творит, у него за спиной вырастают крылья!
В. Привалов
Фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!