С обретением республиканского статуса проблемы пассажирского транспорта, к сожалению, не исчезли. Наоборот, сейчас внимание к его работе более пристальное, ведь комфорт и удобство пассажиров в общественном транспорте — один из показателей цивилизованного мегаполиса. Как с ними справляется городское управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, корреспонденту «ЮК» рассказал его руководитель К. Жуматаев (на снимке).
— Что делается, чтобы шымкентцы с комфортом перемещались по городу на общественном транспорте?
— Городские власти хорошо осведомлены об имеющихся проблемах и делают все возможное для их решения. Хотелось бы остановиться на тарифе. У нас он составляет 70 тенге (50 — студентам, 35 — школьникам). Дешевле только в трех городах республики: Таразе — 65, Талдыкоргане — 60, Актау — 50. А чтобы шымкентцы могли представить количество транспорта, выезжающего на улицы города, скажу: 27 транспортными компаниями, имеющими более чем 1160 единиц транспорта, ежедневно перевозится свыше 550 тысяч пассажиров.
— Еще одна проблема — состояние автобусов. Шымкентцы часто жалуются на их изношенность.
— Машин, срок эксплуатации которых перевалил за 15 лет, в городе 80. В связи с чем мы ведем постоянную работу с перевозчиками, чтобы такой транспорт был как можно скорее заменен на новый. А вот основной парк в последние годы реально «помолодел». Более чем из тысячи машин 574 эксплуатируются от 3 до 8 лет, 260 — меньше трех. Жители и гости отмечают, что в автобусах «Грин Бас» комфортнее ездить. Обновление транспортного парка Шымкента будет продолжаться. Причем те компании, что проявят активность в этом направлении, получат не только всестороннюю поддержку городских властей, но и возможность заключения контракта на десять лет. С начала года уже 41 новенький автобус обслуживает городские маршруты. В планах на конец 2018-го-начало 2019-го — приобретение еще тысячи автобусов за счет бюджета.
По каждому факту нарушения режима и графика работы общественного транспорта горожане могут обращаться в управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог по адресу: микрорайон «Нурсат», акимат Шымкента, пятый этаж.
— Знакомая картина: возле торговых центров «Гиперхаус», «Атлант» в час пик — скопление людей, которые, не дождавшись автобуса, «голосуют» прямо на дороге. Жалуются шымкентцы и на отсутствие транспорта на многих маршрутах после восьми вечера. Что делается для исправления ситуации?
— Вы забыли упомянуть еще «Колос», «Катынкопр», улицу Толе би. Все эти стихийные остановки, которые и остановками назвать нельзя, — на бывшие пригородные направления. Люди, живущие в присоединенных к городу населенных пунктах, вечерами любыми способами пытаются добраться до дома. Конечно, автобусов не хватает, вот и тормозят жители любой транспорт — лишь бы уехать. Для решения этой проблемы запущено три из десяти планируемых социально значимых маршрутов в такие жилмассивы, как «Шапрашты», «Отемис», «Акжар». На семь остальных объявлен конкурс.
Что касается режима работы пассажирского транспорта, движение начинается с семи утра и должно заканчиваться в 21.00. Несмотря на все наши рейды, уследить за нарушителями невозможно. Поэтому по каждому факту нарушения режима и графика работы общественного транспорта горожане могут обращаться к нам по адресу: микрорайон «Нурсат», акимат Шымкента, пятый этаж. К сожалению, в связи с переездом в новое здание у нас пока не установлены телефоны для связи с населением.
С теми компаниями, которые нарушают условия договора, он расторгается. В этом году были расторгнуты контракты с перевозчиками, обслуживавшими маршруты №№ 38, 89, 121.
— Цифровизация сегодня — одно из требований времени. Как она внедряется в работу транспортников?
— В рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» разработана дорожная карта. Два первых проекта ее реализации — внедрение электронного билетирования и создание смарт-остановок общественного транспорта. По первому пилотному проекту совместно с южнокорейской компанией INNOB до конца 2019 года электронные билеты появятся в 30 автобусах. По второму, уже внедряемому, построят умные остановки. В общем, делается многое, чтобы пассажирский транспорт третьего мегаполиса страны был безопасным и комфортным.
Бейбит Бисенбаев
На Колосе люди стоят ехать в Ташкент-Сарыагач-Абай!
Этот маршрут очень востребованный, а автобусов нет, а ведь такая толпа людей стоит на половину ширины дороги, создавая аварийную обстановку. А городские власти вместо того чтобы пустить автобус «Колос-Черняевка-Сарыагаш-Абай» и получать приличную прибыль — разгоняет людей полицией. Смешно, разве их разгонишь.