«Где нет комфортных и качественных дорог – нет ни развитой конкурентоспособной промышленной базы, ни перспективных научных технологий, ни высокого уровня жизни населения. Если не научимся строить хорошие дороги, то не достигнем ни одной из наших стратегических целей. Поэтому надо приступить к масштабному проекту развития автодорожной инфраструктуры».Из выступления Президента РК Н. Назарбаева на совещании, посвященном реализации «Стратегии-2050».
До блеска отмытые фуры, издав прощальный гудок, выезжают с вместительной парковочной площадки, освобождая место новым постояльцам. Жизнь в придорожном комплексе Samruk oil кипит днем и ночью. Дальнобойщики приезжают, останавливаются на отдых и техобслуживание, тепло прощаются с хозяевами и отправляются дальше, делясь с коллегами адресочком, где для них созданы все условия.
Баня, прачечная, теплый комфортный туалет, столовая, место ночлега — для водителя. Охраняемая стоянка, вулканизация, СТО, заправочная станция и мойка — для машины. Такие придорожные комплексы в нашей области пока можно по пальцам пересчитать. Поэтому у водителей, отправившихся в дальнюю дорогу, они пользуются особым спросом.
«Нам со сменщиком здесь очень нравится, — говорит дальнобойщик из Алматы Н. Мельников. — Когда путь лежит через Южный Казахстан, всегда здесь останавливаемся. Приятно заехать — стоянка хорошая, чистая. Есть все необходимое и для обслуживания автомобиля, и для водителя. Я по Казахстану давно езжу, есть с чем сравнить. В некоторых местах имеются подобные комплексы, но этот лучше всех. В России бывал, Европе — вот там таких много. Радует, что теперь и в Казахстане происходят позитивные изменения в придорожном сервисе».
Эти изменения стали происходить не вдруг. Несколько лет назад на государственном уровне были разработаны и приняты стандарты, согласно которым предприниматели, планирующие хорошо зарабатывать на придорожном сервисе, должны привести в соответствие свой бизнес.
«Наш комплекс уже соответствует категории В, — говорит хозяйка комплекса Samruk oil Т. Абдирахманова. — Теперь стремимся перейти в категорию А. Для этого строим гостиницу и медпункт, в планах — обустройство места для пикника, что также входит в госстандарт придорожного комплекса. Но и на этом останавливаться не собираемся. Земля есть, так что, если государство поддержит, построим теплицу и мини-ферму откроем, чтобы снабжать свою столовую собственными продуктами».
О том, что развитие сети придорожного сервиса является одним из условий, определяющих качество экономических, торговых и культурных связей как между областями Республики Казахстан, так и странами среднеазиатского региона, Глава государства отмечал еще в 2012 году. Ведь, как сказал Н. Назарбаев, развитие и повышение качества оказания услуг на всем протяжении автодорог является важным фактором, влияющим на устойчивое развитие региональной экономики. Именно поэтому проектирование и организацию точек кемпинга на республиканских трассах было решено строго регламентировать.
«Национальным стандартом, вступившим в силу в 2013 году, определены четыре категории объектов сервиса: А, В, С, D, — говорит заместитель директора «КазАвтоЖол» Н. Нуржасаров. — Категории А и В войдут в электронную интеллектуальную карту, то есть с помощью навигатора по GPS их можно будет найти из любой точки земного шара и выбрать для остановки, а значит, владельцы таких комплексов будут очень хорошо зарабатывать. По правилам расстояние между комплексами А — от 150 до 280 километров, у нас же комплексов типа А пока крайне мало, впрочем, как и В. В основном это совмещенные категории С и D, где есть заправочная станция, СТО, магазин и кафе. Что же касается теплых туалетов, то их вообще единицы. То есть пока еще возможностей для развития придорожного бизнеса у предпринимателей непочатый край, но со временем, уверен, будет жесткая конкуренция. Уже сейчас благодаря акиму ЮКО Жансеиту Туймебаеву, который дал поручение акимам районов заказывать проекты и плотнее работать с инвесторами, число желающих модернизировать свои АЗС значительно выросло. До 2018 года поставлена задача улучшить до категорий А и В 18 объектов. 11 из них уже работают. Семь построены, но ищут средства, чтобы модернизироваться, так что это задание планируем завершить в назначенный срок».
Всего, по замыслу областного руководства, из 526 имеющихся в Южном Казахстане АЗС 165 постепенно должны модернизироваться. Уведомления об этом владельцам разосланы. И некоторые из них уже принялись за работу, а это значит, что уютных, укомплектованных по всем правилам придорожных комплексов скоро будет гораздо больше.
И. Притула