Наступил долгожданный май. Для родителей — это отличная возможность устроить ребенка в детский сад и организовать ему веселые прогулки, друзей и выстроенный режим. Так как последний весенний месяц характеризуется устойчивой погодой и умеренными температурами, именно май привлекателен для адаптации детей в новой среде. Теплые дни могут облегчить процесс привыкания к дошкольному заведению для малышей, которые только-только начинают посещать детсад.
Сплошные «за»
Этап привыкания малыша к дошкольному учреждению — непростой период для всей семьи. Ребенок теперь не находится с мамой и папой 24/7, а проводит больше времени с воспитателями и ровесниками. Чтобы посещение детсада не было стрессовым для ребенка и родителей, нужно заранее найти все плюсы и подготовиться всей семьей.
Легкий подъем. Семь часов в мае — это не семь часов в декабре: за окном светит солнце, поют птицы поэтому дети легче просыпаются и встают навстречу новому дню.
Утреннее одевание тоже перестает быть получасовой эпопеей: на смену тяжелой теплой одежде пришли легкие штаны, футболки и платья. Даже маленькие дети смогут без проблем самостоятельно одеться не только дома, но и в детсаду, собираясь на прогулку.
Меньше болезней. Перед летом дети в саду болеют гораздо меньше. Во-первых, потому что на улице преимущественно тепло и сухо; во-вторых, малыши больше времени проводят на свежем воздухе.
Стимуляция развития. Один из ключевых аспектов развития в детсаду — это возможность взаимодействовать с другими ребятами. С поступлением в сад новых детей в мае ребенок сталкивается с многообразием личностей, возрастов и интересов, что стимулирует его умственное и эмоциональное развитие. В этом процессе дети не только учатся говорить, но и развивают навыки слушания, эмпатии и социальной адаптации.
Физическая активность. Летом дети гуляют дольше: на улице тепло и сухо — можно бегать, прыгать и играть в мяч. Физкультуру летом тоже чаще проводят не в душном зале, а на свежем воздухе. Такая активность положительно сказывается на развитии ребенка.
Губки бантиком, бровки домиком
Если вы хотите, чтобы дети вас не только слушали, но и слышали, то с мальчиками и девочками нужно общаться по-разному, уверена американский психолог Уэнди Могел.
Чтобы ребенок открылся для общения с другими малышами в детсаду, нужно учитывать его гендерные различия.
1. Говорить с мальчиком медленнее, с девочкой — быстрее.
У большинства мальчиков четкая и понятная речь появляется лишь к четырем с половиной годам. Мальчики в среднем произносят за день меньше слов, чем девочки, и темп их речи более медленный. Они медленнее воспринимают чужую речь. Чтобы сын хорошо понимал вас, старайтесь говорить с ним не слишком быстро, употребляя по возможности простые и ясные слова и выражения. А вот с девочкой не стоит говорить в медленном темпе, она может потерять интерес к тому, что вы ей рассказываете. В то же время темп речи взрослого все же должен быть медленнее, чем у дочери.
2. Оставлять дочкам возможность «сохранить лицо».
Если ваша трехлетняя дочь отлично говорит, употребляя сложноподчиненные предложения и слова с большим количеством слогов, то это вовсе не значит, что она способна управлять собственными чувствами, желаниями и поступками. Не стоит воспринимать дочкины истерики как попытку манипуляции родителями. Если вам не удается словами добиться нужного поведения, лучше отступить, дав ей возможность «сохранить лицо». Вернуться к причине, которая стала предметом раздоров лучше позже — в более спокойной обстановке.
3. Мальчикам повторять правила надо чаще.
Мозг мальчиков вырабатывает меньше гормона серотонина, чем мозг девочек, поэтому они более непоседливы и импульсивны. Воспитательные беседы с сыном должны напоминать игру в баскетбол: бросок по кольцу, еще бросок, еще, и вот наконец родитель прорвался к кольцу, и мяч попал в цель. Девочки легче контролируют свое настроение и эмоции. Но при решении с дочкой спорных вопросов — по поводу выполнения правил, питания или уборки комнаты — скорее всего, одной серьезной, логически выстроенной беседой дело тоже не обойдется.
4. Успокоиться перед разговором с дочкой.
Мозг мальчиков вырабатывает меньше гормонов окситоцина и вазопрессина. Из-за этого они менее восприимчивы к чужим чувствам, состояниям и настроениям. Вот почему сын часто не обращает внимания на тончайшие изменения в тоне вашего голоса, и ваш сарказм может пройти мимо него. Девочки, наоборот, чутко реагируют на чужую боль и душевное смятение. Не забывайте, что дочь очень чувствительна к ноткам пренебрежения, насмешкам или негодованию в голосе родителя. Если необходимо сказать девочке что-то важное, нужно отвлечь ее от тональности, с которой будет говорить взрослый, при этом успокоиться.
5. Говорить с сыном надо громче.
Мальчикам нужно, чтобы голос собеседника звучал на шесть-восемь децибелов громче, чем девочкам. Они легче переносят фоновый шум. Если мама или папа о чем-то уже дважды попросили сына, а реакции с его стороны не последовало, то он мог просто не услышать. Поэтому лучше использовать более короткие предложения и говорить громче, не повышая тон. А девочки не только хорошо различают менее громкую речь, но и лучше мальчиков чувствуют нюансы интонаций.
6. Смотреть сыну в глаза.
Мальчики в отличие от девочек не слишком любят смотреть собеседнику в глаза во время разговора. Если папе или маме нужно поговорить с сыном о чем-то серьезном, то сделать это лучше по дороге куда-то, в машине или во время прогулки, вечером перед сном, сидя на его кровати, когда свет в комнате будет приглушен. Если же нужно какое-то серьезное внушение, тогда стоит побеседовать с ним лицом к лицу.
7. Чаще спрашивать мальчиков об их чувствах.
Мальчики, особенно в возрасте до трех лет, тяжелее, чем девочки, расстаются с мамами и даже чаще плачут. Разговаривать с ними об их чувствах лучше не напрямую, а, например, читая на ночь книжку и обсуждая то, что случилось с ее персонажами. Можно расспросить, что им снилось.
Отставить панику!
Одной из самых ужасных страшилок для всех мам и пап перед первым посещением ребенка детского сада является информация, что их малыш будет часто болеть.
Однако ребенок может заразиться не только в детсаду, но и в любом другом людном месте: на детской площадке, в общественном транспорте или торговом центре. Единственный надежный способ защитить свое чадо от болезней — полностью его изолировать. Но это не самая лучшая тактика. Если не дать детской иммунной системе возможности набраться опыта в детсаду, ребенок будет чаще болеть в школе. Обучить иммунную систему защищаться от опасных болезней, чтобы ребенок при этом не болел, можно только одним способом — сделать все необходимые прививки.
► Ветряная оспа. Заболевание вызывает вирус ветряной оспы. Он передается вместе с попадающими в воздух при разговоре и кашле капельками слюны, или если здоровый ребенок прикоснется к жидкости из пузырьков на коже заболевшего человека, например, во время игры. Дети становятся заразными за 1-2 дня до появления сыпи.
► Грипп. Болезнь вызывают вирусы гриппа A или B, иногда вирусы гриппа C. Они передаются вместе с мелкими капельками слюны даже при обычном разговоре, или если ребенок возьмет в руки игрушку, коснется дверной ручки, на которые попали вирусные частицы, а затем коснется рта или потрет глаза. Дети младше пяти лет часто болеют с осложнениями, например, пневмонией и отитом, поэтому оставлять эту болезнь на самотек опасно.
► Гепатит А. Вирус гепатита А передается вместе с мельчайшими частицами фекалий, которые могут попасть на руки во время посещения туалета и остаться там, если ребенок их не вымоет. Дети заражаются, когда прикасаются к больным одногруппникам, или через игрушки, на которые тоже могли попасть вирусные частицы. Большинство ребят переносят эту болезнь без последствий и осложнений.
► Конъюнктивит. Конъюнктива — это тонкая прозрачная оболочка из соединительной ткани, которая покрывает поверхность глаза и внутреннюю поверхность века. В ней есть железы, которые отвечают за увлажнение и смазывание глаза, и мельчайшие кровеносные сосуды. Если конъюнктива воспаляется, сосуды становятся заметными, поэтому глаз розовеет или краснеет, то есть возникает конъюнктивит. Примерно 70-80% случаев конъюнктивита, которым дети заражаются в детсаду, связаны с аденовирусами. Вирусный конъюнктивит очень заразен и легко передается, например, через наволочки, полотенца или игрушки больного. В остальных случаях конъюнктивит связан с бактериями — чаще всего это стафилококки и стрептококки. Инфекционный конъюнктивит можно перепутать с неинфекционным, например, аллергическим. Лучше проконсультироваться с педиатром.
► Коклюш. Бактерия Bordetella pertussis передается вместе с попадающими в воздух при разговоре и кашле капельками слюны. Дети заражаются, если проводят много времени или играют рядом с кашляющим ребенком. Если симптомы простуды не прошли через неделю, а кашель у ребенка усилился, нужно обязательно проконсультироваться с врачом. Профилактикой от коклюша является вакцинация.
► Простуда. Заболевание вызывают респираторные вирусы. Они передаются от заболевшего человека здоровому вместе с капельками слюны даже при обычном разговоре. Дети становятся заразными примерно за три дня до появления симптомов. Частые детские простуды — это неизбежный этап обучения иммунной системы.
5 советов психолога
Случаи, когда ребенок с радостью идет в детсад, а через несколько дней наотрез отказывается его посещать, встречаются часто. Как облегчить адаптацию ребенка к новой жизни подсказывают детские психологи.
► СОВЕТ №1: ГОТОВНОСТЬ МАМЫ. В первую очередь именно мать должна быть готова отдать ребенка в детсад. Чтобы она смогла его от себя «оторвать» и дать возможность другим людям принимать участие в воспитании и развитии, родительница должна признать компетентность воспитателей.
► СОВЕТ №2: БЕЗОГОВОРОЧНОСТЬ РЕШЕНИЯ. Ни в коем случае, предупреждают психологи, нельзя даже на время забирать ребенка, чтобы он «две недели отдохнул от сада», а потом вести обратно. Если родители будут пользоваться таким приемом адаптации, то ребенок в саду не приживется.
► СОВЕТ №3: ПОДДЕРЖКА ПРАВИЛ. Правила детсада стоит соблюдать и дома. Например, придерживаться схожего распорядка дня с тихим часом. Это поможет сгладить ритмы жизни в будние и выходные дни.
► СОВЕТ №4: НАЙТИ ЗАМЕНУ. Если прощаясь с мамой, ребенок плачет и цепляется за нее, это травмирует обоих. Для всех будет лучше, если первый месяц ребенка в детсад станет отводить отец или другой близкий родственник.
► СОВЕТ №5: НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ. Важно, чтобы к началу посещения детсада ребенок освоил элементарные навыки самообслуживания. Он должен уметь есть ложкой, мыть руки, раздеваться и одеваться, пользоваться унитазом.
Маленькие ножки — в садик по дорожке
В мире существуют такие потрясающие дошкольные заведения, что некоторые взрослые невольно поймают себя на мысли о желании вернуться в детство и провести там хотя бы денек. И уж наверняка уговаривать детей идти в такой детсад не приходится.
Roar’S Nursery of the Future — высокотехнологичный детский сад (Дубай, ОАЭ)
В этом «детском саду будущего» интегрированы технологии для активных игр и знакомства детей с компьютерными инновациями. В рамках программы, поддерживаемой правительством страны, детсад призван стать прототипом учебной среды, которая избегает традиционных предметов и пытается решить современную проблему «подготовки детей к работе, которая пока еще не существует». Архитекторы попытались устранить барьеры и создали гибкие, адаптируемые пространства. Здание имеет «облачную» крышу из ступенчатых панелей, создающих мягкий объем. Волнистые стены и потолки разработаны с использованием компьютерного программного обеспечения .
Taka-Tuka-Land (Берлин, Германия)
Дети всегда невероятно подвижны. Поэтому авторы детсада в Германии решили сделать акцент на безопасности — здесь не найти твердых поверхностей (только пол) и острых углов. Детсад представляет собой огромный деревянный шалаш, в котором приютились шалаши поменьше, отделанные мягкой тканью и оборудованные батутами. Внутри — целый город из шведских стенок с арками, горками и качелями. Вероятно, так студенты Берлинского технологического института (авторы детсада) представляют себе волшебную страну Така-Тука из сказки Астрид Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок».
Aadharshila Vatika (Нью-Дели, Индия)
Этот детсад кажется настоящим детским раем. Внешний вид, представляющий собой настоящую головоломку и стимулирующий детскую любознательность, и внутреннее пространство в виде игровой территории тщательно продуманы до мелочей. На стенах и полу можно увидеть следы от железнодорожных рельсов, отпечатки рельефного шрифта Брайля и другие разнообразные графические изображения. Навигация, разработанная архитекторами совместно с детскими психологами, помогает малышам учиться ориентироваться в пространстве, а смелые цвета, необычные детали и формы, уникальная мебель создают потрясающую атмосферу и бесконечную мотивацию для подрастающего поколения учиться, играя.
Ecole Maternelle Pajol (Париж, Франция)
Удивительно гармоничный детсад, в котором собрано огромное количество вещей, столь любимых детьми. Любой шаг или поворот открывает новую грань удивительного мира, в котором никогда не бывает скучно. В оформлении использованы натуральные материалы, а обилие ярких цветов — это словно манифест против серого и скучного окружающего мира.
По материалам интернет-сайтов страницу подготовила М. Кутузова
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!