Прекрасным подарком ко Дню Республики стали для шымкентцев и гостей города гастроли Узбекского государственного цирка. Ко встрече с нашим зрителем артисты из соседней страны тщательно готовились и привезли самые яркие номера.
В прошлые выходные в здании цирка было не протолкнуться.
Как рассказала художественный руководитель Узбекского государственного цирка, заслуженная артистка Таджикистана Н. Алиева, Ташкентский цирк, история которого начинается в 1914 году, носит имя Ташкенбая Игамбердиева — основателя династии канатоходцев (дорбозов), который первым перенес уличные представления на манеж. Потомки артиста, выступающие под фамилией Ташкенбаевы, в настоящее время занимают призовые места на международных конкурсах циркового искусства. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение. Не менее известна семья акробатов, жонглеров и наездников Зариповых. Представители династии приняты в труппу легендарного Cirque du Soleil («Дюссолей», или «Цирк Солнца») и имеют в копилке достижений престижный приз фестиваля в Монте-Карло, проходящего под патронажем принцессы Монако Стефании. Номер под названием «Узбекские амазонки» занесен в Книгу рекордов Гиннесса, и повторить подобные трюки женской группы, занимающейся конной джигитовкой, еще никому не удалось.
За свою богатую историю цирк в Ташкенте прошел путь от выступлений на ярмарках и базарных площадях до высокотехнологичных современных шоу. Европейские гастролеры, приезжавшие сюда в начале XX века, устраивали цирк-шапито. Традиции выступать в закрытом помещении до этого в Центральной и Средней Азии не было. Факиры, чревовещатели, шпагоглотатели, акробаты и силачи удивляли людей под открытым небом. Как правило, кульминацией было хождение по канату и проволоке под звуки ударных инструментов. Антрепренеры из царской России сформировали постоянный коллектив, и в городе впервые появился стационарный цирк, простоявший полвека.
После Октябрьской революции новая власть уделяла большое внимание культурному досугу трудящихся в союзных республиках. Цирк наряду с кино был основным видом развлечения народных масс. В 1920 году в составе Союзгосцирка был создан Ташкентский государственный цирк (Ташгосцирк). После развала СССР Министерство по делам культуры Республики Узбекистан опубликовало постановление о создании со 2 января 1992 г. республиканского объединения «Узбекгосцирк». Сегодня в нем более 200 артистов и 50 дрессированных животных.
— Ежегодно мы даем больше 200 представлений, которые посещает множество людей. Аншлаги собирает шоу нового формата «Повелитель четырех стихий». Выполняются акробатические и гимнастические упражнения на канате и трапециях, — говорит Н. Алиева. — Публику неизменно восхищают номера эквилибристов, иллюзионистов и асов верховой езды. Срывают бурю аплодисментов и дрессировщики со своими питомцами, особенно укротители хищников. Как и в глубокой древности, демонстрация эффектных сальто на высоте заставляет взрослых и детей невольно задерживать дыхание и с замиранием сердца следить за бесстрашными гимнастами и канатоходцами. Разработано более 100 уникальных авторских постановок, каждая из них отличается самобытной манерой с национальным антуражем. Костюмы, реквизит, музыкальное сопровождение напоминают о тех далеких временах, когда народ стремился на праздниках и гуляньях увидеть невероятные трюки и чудеса. Артисты выступают не только на родине, но и активно гастролируют по миру. Наш приезд в город организован в рамках меморандума, подписанного вместе с Шымкентским цирком. Благодарим коллег за теплый прием.
Н. Алиева в цирковом искусстве уже 55 лет, 28 лет из которых она работает в Узбекском государственном цирке. По ее словам, у каждого цирка есть своя изюминка. У узбекского — это канатоходцы, у казахского, туркменского и кыргызского — джигитовка, у российского — разножанровость. Вот и украшением программы, которую представили в Шымкенте, стало выступление канатоходцев. Братья Аброр и Мырзахит Баратовы постарались на славу. Зрители даже боялись аплодировать, когда один из братьев с закрытыми глазами прошелся по канату. А ведь этот трюк он выполнил без страховки на высоте пять метров. А какой зрелищной получились лезгинка на канате в исполнении Аброра и прыжки со скакалкой. А еще братья двигались по канату, идя спиной, это считается показателем мастерства канатоходца.
России впервые увидели узбекских канатоходцев в Ленинградском цирке в 1935 году, когда они под руководством известного дорбоза Ташкенбая Игамбердиева выступила там на симдоре — пружинящем канате.
Старинное искусство канатоходцев, как и многие традиционные ремесла и искусства Узбекистана, сегодня переживает второе рождение. В стране зарегистрировано более четырех десятков объединений артистов-канатоходцев. С 1997 года проводится республиканский фестиваль «Искусство площадных представлений», — говорит Аброр. — Наши артисты регулярно выступают за пределами республики, демонстрируя искусство дорбозлик в других странах. Сохранение и развитие мастерства узбекских канатоходцев поддержано Государственной программой по охране, сохранению, пропаганде и использованию объектов нематериального культурного наследия. Я этому искусству обучился в колледже. Выступаем в паре с братом. Конечно, бывает получаем травмы во время репетиций.
Но ни разу не пожалел, что стал канатоходцем. Жeлaниe paбoтaть в циpкe y мeня никoгдa нe пpoпaдaлo. Дa, бывaeт физичecки тяжeлo, нo вce paвнo циpк — этo мoe, этo eжeднeвнaя paбoтa нaд coбoй, и внe eгo я ceбя нигдe нe вижy. Реакция зрителей, а она всегда горячая, для нас лучшая награда. Мы выступали в Монголии, Китае, России, Саудовской Аравии, и везде нас очень хорошо встречают.
Шквал аплодисментов сорвал и акробат на катушке О. Рузикулов. Огабеку всего 21 год. В цирк пришел сразу после окончания Ташкентского эстрадно-циркового колледжа. Любовь к этому виду искусства ему привил родной брат-акробат, который выступает со своим номером «Подкидная доска» по всему Узбекистану.
— Эквилибр на катушке — это вид баланса, при котором нужно удерживать равновесие на доске, под которой стоят одна или более металлических катушек, — говорит Огабек. — Научиться балансировать на одной катушке достаточно просто. Но когда добавляется вторая и третья, задача определенно усложняется. Необходимо следить не только за той, что находится прямо под платформой, но и за нижними. Как и в любом жанре, особая сложность возникает тогда, когда нужно научиться «чувствовать реквизит» и, не глядя под ноги, уметь удерживать равновесие. В своем выступлении балансирую на пяти катушках, хотя максимальное количество катушек, задействованных мною, восемь. Самое сложное — прыгать через скакалку, одновременно балансируя на катушке. Нужно отметить, что на катушках артист всегда выступает соло. Моя мечта принять участие в международных конкурсах и фестивалях. Пока оттачиваю мастерство. Это мои первые гастроли в другую страну, поэтому немного волнуюсь.
А какой цирк без клоунов? Чуть не надорвали животики от смеха юные зрители, наблюдая за клоунами — призерами международных фестивалей циркового искусства Р. и О. Халикназаровыми, представившими репризы «Фильм», «Хулахуп». Ольга рассказала, что творческий тандем сложился не сразу. Выйдя замуж за Рустама, артиста цирка, она поначалу работала в балетной группе и только потом стала для супруга напарником. Дело в том, что во время гастролей в Арабских Эмиратах пришлось артистам разделиться на две группы, и Рустаму некому было помогать. Конечно же, на помощь пришла любимая жена. Да так хорошо справилась с поставленными задачами, что уже 20 лет выступает вместе с мужем. Дети, буквально выросшие на манеже, тоже пошли по стопам родителей и продолжили цирковую династию, они профессиональные жонглеры и тоже работают в Узбекском государственном цирке. Семью Халикназаровых знают многие в цирковом международном сообществе.
— Знаете, намного сложнее человека заставить смеяться, чем плакать, — говорит Ольга. — В разных странах реакция у детей одинаковая, им очень нравятся наши выступления. Но проявляют интерес они по-разному. К примеру, в странах постсоветского пространства дети смеются, активно проявляя восторг. А вот в Японии таких эмоций вы не дождетесь, до последнего непонятно, угодили ли мы им своим номером, но после выступления зрители будут к вам подходить и говорить, что им все понравилось. Клоунада, вообще, самый сложный жанр. Она сочетает в себе и лиризм, и драматизм, и комизм. Наша задача — уделить внимание каждому зрителю, нужно задействовать всех, причем сделать это без слов, только благодаря жестам, музыке. Со временем становимся настоящими психологами. Идеи для реприз черпаем в старых добрых советских мультфильмах.
Очень зрелищными получились выступления акробатов на першах серебряных и бронзовых призеров международных фестивалей в Китае воздушных гимнастов А. Пенкиной и В. Варнина, продемонстрировавших настоящую историю любви, М. Кушмаганбетова, который хлыстами гасил свечи, разрывал на части газету, ленточки. А каким красивым получился номер «Корд-де-парель» в исполнении воздушной гимнастки М. Шукурдановой, которая была отмечена серебром международного фестиваля циркового искусства в Астане. Симпатии зрителей завоевала и укротительница лассо Н. Ахметова.
Лoвкиe, cильныe тeлoм и дyxoм, кpacивыe, гpaциoзныe, вeceлыe, цeлeycтpeмлeнныe и нeвepoятнo xpaбpыe — вce эти эпитeты oб apтиcтax Узбекского гocyдapcтвeннoгo циpкa, кoтopыe пocвятили cвoю жизнь пpeкpacнoмy иcкyccтвy. Их мастерством шымкентцы и гости города смогут насладиться до 5 ноября в каждые выходные.
Салтанат Абдижаппарова
фото автора
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!