Председатель правления Евразийского банка Валентин Морозов рассказал, как финансовый институт работает в условиях пандемии и как помогает клиентам.
— Валентин Валентинович, 2019 год с 2020-ым, конечно, не сравнить, но и он был непростым. Расскажите, пожалуйста, каковы результаты работы банка?
— Кто полностью доволен результатами, тот ставит слишком низкие цели. В целом результаты хорошие, мы завершили прошлый год с рекордными показателями. Операционный доход банка вырос на 25 % до 91,6 миллиарда тенге. Количество клиентов, сделавших выбор в пользу нашего банка, выросло на 20 % и приблизилось к четырем миллионам. Мы вошли в сложный для всего рынка 2020 год с впечатляющим запасом ликвидности: доля высоколиквидных активов составила 31 % и поддерживается выше этого уровня по сей день. Агентство Moody’s присвоило банку рейтинг B2.
Сегодня Евразийский банк продолжает быть лидером во многих сегментах, как в рознице, так и в корпоративном секторе, успешно справляясь с вызовами нового времени. Портфель банка в хорошем состоянии: в 2019 году он вырос на 30 % до 644,788 миллиарда тенге, а собственный капитал — на 6,012 миллиарда до 98,838 миллиарда.
В банке работает сильная сплоченная команда, способная противостоять даже очень сложным вызовам. Показатель NPS — то, что о нас думают наши клиенты, — улучшился. Мы запустили программу технического перевооружения. Поэтому в целом двигаемся хорошо. Но всегда можно лучше. И это одна из главных наших задач.
— А что могло быть лучше?
— Стабильность работы мобильного банка Smartbank, например. Радикальная цифровизация — это ключевой фактор сейчас, и не только для нас — всем над этим надо работать, потому что для многих клиентов дистанционные каналы становятся основными в работе с банком.
Да, к двум большим «черным лебедям» — нефти и коронавирусу — никто не был готов. Но мы продолжаем кредитовать наших заемщиков, все хорошие заявки в корпоративном кредитовании с огромной благодарностью к клиентам за их доверие одобряем. Розничный бизнес тоже начинает набирать обороты по мере того, как люди выходят на работу, и экономика оживает.
— Сегодня редкий бизнес не претерпел изменений из-за пандемии. На какие шаги пошел банк навстречу клиентам?
— Мы полностью исполнили все обязательства по поддержке населения и малого бизнеса в рамках поручений Президента.Отсрочки по платежам предоставлялись без взимания каких-либо комиссий. Все начисленные штрафы и пени, если клиент вышел на просрочку, отменялись.
В целом хочу сказать, что отработали мы неплохо: предоставили более 174 тысяч отсрочек, несмотря на то, что значительная, а в какие-то моменты подавляющая часть сотрудников банка была переведена на удаленную работу. Это совпало со шквалом обращений клиентов по рассрочке. В какой-то момент почти все сотрудники банка занимались этим вопросом. В один из дней апреля поступило 15 тысяч заявок. На таком пике пришлось непросто, но это пошло нам на пользу: мы вплотную приблизились к необходимости автоматизации и роботизации многих процессов в банке.
В это же время мы запустили для бизнеса удаленное подключение к системе дистанционного банковского обслуживания Client’s Bankи, бесплатное открытие текущего счета. Я почти три месяца управлял банком по Skype и не видел никого, иногда только помощницу, которая заносила документы, которые нужно подписывать вручную. И до сих пор мы стараемся по возможности работать удаленно. Думаю, этот опыт не будет потерян, и гибридная форма работы — частично в офисе, частично дома — с нами так или иначе сохранится.
— Как сильно пандемия изменила спрос на ваши основные продукты?
— Люди два месяца сидели дома, часть наших корпоративных клиентов простаивала, это привело к значительному снижению банковской активности, в какой-то момент бизнеса не было вообще.Банк сам по себе ничто, это наши клиенты, потребности которых мы обеспечиваем либо вкладами, либо кредитами. Сейчас мы видим восстановление, и очень этому рады. Надеемся, что вскорости мы справимся с эпидемией, и все начнет возвращаться на круги своя.
— Что в вашей работе останется в прошлом навсегда?
— Думаю, уйдет привычка большой группой собираться в переговорке и что-то обсуждать, это гораздо удобнее делать по Skype.Обнимания с дорогими клиентами и сотрудниками, думаю, тоже уйдут. Надеюсь, не навсегда. Несмотря на все дистанционные методы, личного общения, конечно, ничего не заменит. Этого не хватает, и это нельзя потерять.
— В обществе есть нарекания: казахстанские банки не ведут активную борьбу за каждого клиента, не предлагают им максимально удобные и выгодные условия.
— Как я уже говорил, количество клиентов, которые сделали выбор в пользу нашего банка, выросло. Мы прилагаем титанические усилия, чтобы их количество выросло еще больше. За каждого мы боремся. У меня очень талантливые коллеги-конкуренты, которые не дают расслабляться ни на секунду, за что им большое спасибо. Это делает нас сильнее.
Процентные ставки — это функция макроэкономики. Получатели кредитов не довольны ставками, зато вкладчики довольны. Выдать деньги — дело нехитрое, задача в том, чтобы кредиты вовремя погашались.
— Как Вы считаете, с какими результатами банк может завершить 2020 год?
— Покажите мне бизнес, который закончит нынешний год с показателями лучше, чем в прошлом году, — я лично инвестирую в это чудо. К сожалению, этот год почти все закончат хуже, чем предыдущий. Но мы всегда находимся в поиске новых точек роста, реорганизуемся, чтобы соответствовать потребностям клиентов, которые, кстати, тоже меняются. Банку — 25 лет, это не первый сложный период, в который ему пришлось работать. Ничто не ново под луной: да, непросто, да, боремся, да, есть неопределенность. Сейчас мы действуем, как в одной мудрой поговорке: «Переходим реку, тщательно ощупывая ногами камни под водой».
— В последнее время вокруг Евразийского банка распространяются разные слухи о его возможной продаже.
— Знаете, какую первую фразу я одной из первых выучил по-казахски? Ит үреді, керуен көшеді — собака лает, караван идет. Любой бизнесмен готов продать свой бизнес за очень хорошие деньги, полагаю, акционеры Евразийского в этом плане не уникальны. Банки покупаются и продаются во всем мире — ничего странного в этом нет. Но когда слухи усиленно распространяются через странные телеграм-каналы с абсурдными заявлениями, мы воспринимаем это как попытку дестабилизации работы банка. Могу сказать одно: у инициаторов этих слухов ничего не получится, работаем как работали. Никакой продажи банка не планируется: у нас хорошая стратегия развития, в которую акционеры верят и которая приносит свои плоды.
— А еще недавно банк предупредил клиентов о мошеннической атаке…
— Мы не можем спокойно относиться к тому, что у наших клиентов, а также клиентов других банков Казахстана жулики воруют деньги. Во всем мире это уже целая индустрия: для обмана клиентов банков используется социальная инженерия, когда злоумышленники входят в доверие к человеку. Бороться с этим можно, повышая финансовую грамотность клиентов. И решить эту проблему мы можем только вместе.
— Вы ровно год возглавляете Евразийский банк. Как изменилось ваше представление о казахстанском банковском рынке и уровне конкуренции?
— Я впечатлен уровнем конкуренции на рынке — она выше, чем на российском. Там есть несколько гиперсильных игроков, остальным очень сложно. Здесь же рынок более открытый для конкуренции, пространства хватает всем — это было для меня хорошим сюрпризом.
А вот права залоговых кредиторов здесь не такие прочные, как хотелось бы. С момента, когда клиент перестает платить, это становится больше проблемой банка, чем клиента. И, к сожалению, некоторые этим пользуются. Знаю, что этот вопрос поднимался неоднократно на уровне национального законодательства.
— Какие тренды, на Ваш взгляд, будут определять развитие банковского рынка в ближайшие годы?
— Уберизация. У банкиров сейчас ключевой вопрос: будут ли люди в будущем, через 5-10 лет, делать выбор в пользу покупки физических активов (машин, квартир, телефонов) или будут брать их в аренду. А зачем клиенту машина, которая 80 % времени стоит во дворе, требует обслуживания и страхования. Думаю, совместное потребление — неизбежная тенденция. Это значит, что автокредитование, ипотека будут расти медленнее, чем раньше. Изменение в поведении наших клиентов неизбежно приведет к изменению структуры наших портфелей. Мы же производная от клиентов. Как люди выбирают жить, где бизнес ищет возможности, туда банки и идут. Сами по себе мы никому не нужны, мы только обеспечиваем людям возможность воплотить их планы и мечты.
По материалам Forbes.kz
Лицензия №1.2.68/242/40 от 3 февраля 2020 года,
выданная Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!