Этот вопрос хотелось бы адресовать руководителям от спорта как Шымкента, так и Туркестанской области.
«Спортивный журналист — это мостик, соединяющий спортсменов и болельщиков. Он должен уметь передать дух состязания и зажечь зрителей. Спортивный журналист должен быть «спортивнее», чем сам спортсмен.
Это человек, который всегда должен находиться в центре событий, — считает С. Алдабергенова.
— Он пропускает через себя и победы, и поражения спортсменов и, наверное, больше всех болеет за ту или иную команду или спортсмена».
Казалось бы, спортивная тематика — одна из самых благодатных. Наши атлеты успешно выступают на соревнованиях различного ранга, завоевывают призовые места, чем прославляют родной край. Пиши не хочу. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
Во всем мире позиция спортивного журналиста считается крайне важной в любом виде спорта. У нас же, говорю исходя из собственного опыта, спортивный журналист не имеет столь высокой позиции. Почему?
На эту тему мы поговорили с С. Алдабергеновой, которую хорошо знают все спортсмены. Сарбиназ уже пятнадцать лет занимается именно спортивной журналистикой и знает все о проблемах, с которыми сталкиваются спортивные журналисты юга.
Спортивный журналист должен быть или спортсменом в прошлом, или фанатом какого-то вида спорта. Это должен быть человек, который знает все особенности спорта, его правила, специфику. Это человек, страстно влюбленный в спорт, и только такой человек поможет зрителям проникнуться спортивным духом.
» У нас на юге спортивных журналистов, можно сказать, нет. Есть те, кто остался в этом виде журналистики еще с Советского Союза, но они тоже уже в силу разных причин отошли от понятия «спортивный журналист». Кто-то стал пресс-секретарем, кто-то лоббирует чьи-то интересы в спорте. И получается, что они уже и не спортивные журналисты в прямом смысле этого слова, и не пиарщики, потому что образование не позволяет.
Я считаю, что квалифицированных спортивных журналистов у нас уже не осталось. В том числе и меня, по определенным причинам, сложно назвать спортивным журналистом, — говорит Сарбиназ. — Журналистов надо воспитывать, а у нас для этого никаких условий не создается. В той же Алматы или Астане условия есть. Поэтому есть люди, которых можно назвать спортивными журналистами.
Элементарный пример: приезжаешь снимать матч «Ордабасы» на центральный стадион. Как бы ни хвалили, как бы ни говорили, что здесь есть все условия для журналистов, на самом деле это не так. Во-первых, на стадионе не только wi-fi нет, но даже телефонный интернет не ловит. А без интернета современному спортивному журналисту на матче делать нечего, так как все происходит в режиме онлайн. Во-вторых, нет специально оборудованных мест для журналистов. Те, что предоставляются для работы, не пригодны. Место журналиста должно быть оборудовано хотя бы специальными столиками для ноутбука и розетками. Более того, даже та ложа, которую выделили для журналистов, обычно занята посторонними людьми. Кто угодно там размещается, только не журналисты.
Операторы вообще на свой страх и риск стоят на крыше. И не только наши, но и из других стран. Этот вопрос уже поднимали десятки раз, но так ничего с мертвой точки и не сдвинулось. То же самое происходит на любых соревнованиях. Нет условий для нормальной работы. И что делает спортивный журналист? Он приезжает на соревнования, как гость непрошенный, и стоит жмется в уголочке где-нибудь. Начинает снимать, поднимают ор: «Не мешай! Отойди, из-за тебя не видно!». Тогда, простите, создайте нормальные условия для работы журналистов. Оттого, что нет условий, нет и профессиональной спортивной журналистики».
С получением информации о спортивных событиях тоже все не так просто, как должно быть.
Казалось бы, столько видов спорта развивается, столько спортсменов и соревнований, а информацию собираешь по крупицам самостоятельно.
«Информация — это большая проблема. Во всех управлениях спорта Казахстана есть штатная единица пресс-секретаря. У нас же ни в Шымкенте, ни в Туркестанской области этой штатной единицы нет.
Приходится выкручиваться. Начинаешь звонить «приближенным» спортивным журналистам, которые лоббируют чьи-то интересы. Есть другой путь: звонишь заместителю руководителя или руководителю и у них берешь информацию. А вот централизованно информацию ты получить нигде не можешь. А такой центр, куда стекается вся информация, должен быть. Вот и приходится львиную долю своего времени тратить на звонки. И другой работы за всю мою практику в спортивной журналистике не было».
Возникает вполне логичный вопрос: нужна ли нам спортивная журналистика, если те, кто в первую очередь должен быть в ней заинтересован, имею в виду руководство управления спорта, практически ничего для ее развития не делают?
«Убеждена, что спортивная журналистика необходима. Если не спортивный журналист, то кто сможет рассказать профессионально о спорте. Нет хорошего журналиста — нет и информации.
Сегодня у нас нет даже одной полноценной местной спортивной программы. Для продвижения спорта и здорового образа жизни нужна совместная работа. Руководители от спорта должны быть заинтересованы в росте спортивных журналистов. Но у нас в СМИ к спорту отношение несерьезное. А как тогда собираемся привлекать молодежь к спорту? И получается, что на юге спортивным журналистом быть невыгодно по финансам. А куда писать? Где зарабатывать? Поэтому спортивные журналисты уходят в «социалку» и только иногда пишут о спорте.
Получается, кто угодно может приехать на соревнования и сделать информацию. И потом наши журналисты позорятся перед иностранными спортсменами.
Вот, например, была предматчевая конференция международного матча по женскому футболу. Приезжает к нам заграничная команда со своими журналистами, операторами, делают прямые трансляции с матча для своих болельщиков. Все очень серьезно и профессионально. И смешно, когда на пресс-конференцию с нашей стороны приходит максимум три-четыре журналиста, да и те не могут задать профессионального вопроса. Чушь какую-то несут. Я в такие моменты стесняюсь, честное слово. А заграничные спортивные журналисты думают, что пришли их коллеги… Мы позорим всю спортивную журналистику!».
Но, видимо, руководству спорта не стыдно или все равно, раз не считают нужным не то, что вырастить хорошие кадры, а хотя бы немного поднять уровень уже имеющихся.
«Если спортивная журналистика не нужна, закройте ее, но тогда и спорт закройте. Не освещайте и не позорьтесь! А есть Послание Президента, где говорится о том, что у нас 30 процентов населения должны быть охвачены спортом. Каким образом они увлекутся спортом, если его не пропагандировать? Надо активно пропагандировать спорт, как пропагандируют программу «Рухани жаңғыру». А это все зависит от руководства на местах», — считает С. Алдабергенова.
Спортивный журналист — бесценен! Именно он помогает воспринимать происходящее, особенно, когда зритель или читатель не владеют полной информацией о правилах и особенностях того или иного вида спорта. Но обо всем они могут узнать только от журналиста, комментирующего, пишущего о том или ином событии. Спортивные журналисты оказывают колоссальную помощь, донося необходимые знания.
И хочется, чтобы руководство управления спорта это наконец-то поняло. Может случится так, что уже завтра кто-то из журналистов назовет кимоно халатиком, а татами ковриком. И тогда перед всей спортивной элитой будет очень стыдно!
P.S. Пока верстался номер, стало известно, что в Казахстане открылось радио «Radio sport Qazaqstan», которое будет информировать болельщиков о всех спортивных событиях в Казахстане и мире.
Татьяна Бурдель