Впервые туркомпания Южного Казахстана удостоилась высокой награды «Лидер года-2017». В Астане во Дворце мира и согласия прошла 40-ая торжественная церемония награждения лидеров экономики. Туроператор «Жана-Талап» из ЮКО вошел в число предприятий-лидеров в Казахстане по общегосударственному финансово-экономическому ранжированию предприятий по показателю «Лидер отрасли», взяв «Золото рейтинга».
Туроператор «Жана-Талап» — молодое предприятие, которому в этом году исполнилось всего пять лет. Но за этот сравнительно небольшой срок сумело добиться впечатляющих результатов.
О развитии туризма, перспективах и проблемах в этой сфере мы поговорили с генеральным директором фирмы «Жана-Талап» Д. Жарменовым.
— Основным направлением деятельности Вы выбрали въездной и внутренний туризм. Почему? Ведь большинство компаний предпочитает выездной туризм.
— Мы хотим, чтобы наши люди полюбили свой край. Это важно. Ведь зачастую даже местные жители знают не все исторические наши места и бывали в них хотя бы один раз. В этом плане необходимо вести информационную работу, организовывать инфотуры для предприятий, школьников, чтобы они увидели все своими глазами, могли познакомиться с историей и традициями, полюбили свой край. И тогда, соответственно, эта сфера будет активней развиваться.
Приведу в пример Самарканд. Я там частенько бываю и заметил, что люди там совсем другие. Имею в виду отношение к своему краю и туристам. Они очень бережно относятся к культурному наследию и понимают, что Самарканд — это визитная карточка Узбекистана, исторический центр. И когда к ним приезжают туристы — отношение соответствующее. А в каком прекрасном состоянии архитектурные памятники! Везде идеальная чистота. То есть люди понимают, что чем больше туристов к ним приедет, тем больше они получат прибыли.
В этом отношении к своему краю мы и отличаемся. Южноказахстанцы должны знать и понимать, что наш регион является связующим звеном на Великом Шелковом пути. У нас есть Сайрам, Туркестан, Отрар, Арыстанбаб — уникальные исторические места.
— Но для того чтобы деньги приходили, надо сначала вложиться. Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать в первую очередь для развития внутреннего туризма?
— Нужны квалифицированные кадры. Как можно развивать туризм, если нет гидов, нет дипломированных специалистов в этой сфере. Лично для нас — это проблема номер один. Сертифицированные гиды как бы есть. Они проходят курсы, им выдают сертификаты, но на деле они ничего собой не представляют. Кадры — это ахиллесова пята в сфере въездного туризма. Но я не говорю, что работа не ведется. Она ведется, но пока эта брешь еще не заделана.
— Кто должен этим заниматься?
— У нас есть отделы туризма, информационный центр «Онтустик-туризм» — это их прерогатива. Они должны в этом направлении активнее работать.
— И как выходите из этого положения?
— Для своей компании мы нашли буквально пару-тройку человек, кто может вести грамотную работу гида-экскурсовода, и к этим людям обращаемся. Все. Вот так мы выходим из положения.
— У вашего туроператора есть два крупных проекта, которые позволят в будущем привлечь туристов в наш регион. Расскажите об этом подробнее.
— Да, я уже выходил и еще буду выходить с инициативой строительства у нас двух крупных объектов, которые, считаю, за собой подтянут не только туризм, но и другие отрасли, например, гостиничный бизнес и все, что касается общепита и транспорта. Первый проект, который мы подготовили с архитектором Бахытжаном Аширбаевым, — строительство гребного канала в районе свинцового завода в русле реки Бадам. Климатические условия региона позволяют это сделать. Русло канала планируется в длину около трех километров, в ширину — сто тридцать метров, есть обводной канал. Общая площадь — порядка 100 га.
— В чем привлекательность проекта?
— У нас в области довольно успешно развиваются гребные виды спорта. Этому способствуют климатические условия региона. Водоемы зимой практически не замерзают. Преимущества предлагаемого проекта в том, что это универсальный канал, соответствующий мировым стандартам. Здесь мы можем ежегодно, по примеру наших узбекских соседей, где есть единственный в Центральной Азии гребной канал, проводить крупные международные соревнования. Причем международные федерации спорта заинтересованы в том, чтобы в азиатском регионе развивались эти виды спорта. И если мы построим такой канал, то они с удовольствием будут сюда приезжать и проводить здесь международные соревнования. К примеру, один чемпионат мира по гребле на байдарках и каноэ приезжают команды из 80 стран. В каждой — по 40 человек, включая обслуживающий персонал. То есть 3250 человек только по этому виду спорта могут к нам приехать. А дальше по цепочке: размещение, питание, транспорт, развлечения и так далее. И это только один вид спорта, а у нас их четыре. Умножайте — и получится, что нашу область стабильно будут посещать 15 тысяч человек. При этом канал будет расположен в черте города, а это еще и зона отдыха для горожан. Причем в любое время года. Здесь можно развивать все виды активного отдыха, в том числе водный туризм. В общем, возможностей очень много.
Второй проект — строительство горнолыжной трассы в ущелье Каскасу. Зимой сюда также потянутся туристы, об этом уже много говорили и писали.
Такие крупные проекты с привлечением большого количества туристов надо воплощать в жизнь. И этим должно заниматься государство. А у нас, когда собирают круглые столы с участием крупных туроператоров, при обсуждении проблем, касающихся туризма, собравшиеся зачастую поднимают вопрос отсутствия туалетов.
Мое мнение: государство должно заниматься масштабными проектами для привлечения туристов, а такие мелочи — работа бизнеса, который должен обращать на это внимание. Каждый туроператор должен думать о своих туристах, о том, в каких условиях они будут жить. А на круглых столах надо прорабатывать проекты, которые позволят привлечь в наш регион как можно больше людей.
Южно-Казахстанская область является лидером по количеству культурно-исторических памятников, у нас можно и нужно развивать несколько направлений туризма: исторический, паломнический, экологический, экстремальный, пляжный. Надо активнее работать, вкладывать инвестиции, и все у нас получится.
СПРАВКА «ЮК»
Многопрофильный туроператор «Жана-Талап» основан председателем Ассоциации гребли и парусного спорта Южно-Казахстанской области, заслуженным тренером РК Денисом Жарменовым.
Основными направлениями деятельности компании являются въездной и внутренний туризм, разработка и продажа уникальных экскурсионных туров с посещением нескольких стран по маршруту Великого Шелкового пути. «Жана-Талап» непрерывно открывает новые направления отдыха, разрабатывает экскурсионные маршруты по Казахстану и ЮКО.
«Жана-Талап» активно продвигает бренд нового Шымкента, сотрудничает с ведущими авиаперевозчиками и отельерами по всему миру, обладает собственным автопарком, имеет штат сертифицированных экскурсоводов и гидов.
«Жана-Талап» является официальным тревел-провайдером Ассоциации гребли и парусного спорта ЮКО.
Туркомпания принимала самое активное участие и являлась официальным дистрибьютором на международной выставке ЭКСПО-2017 в Астане. Благодаря профессиональной работе менеджеров был организован и проведен четырехдневный тур для трех тысяч южноказахстанских школьников на ЭКСПО-2017.
Другим основным направлением компании является спортивный и экстремальный туризм: организация фитнестуров, соревнований по скайрайннингу, рафтингу, альпинизму. Отметим, что в 2016 году в этом сегменте компания стала лидером продаж и удостоена диплома акимата ЮКО в номинации «Лучший туроператор года».
Татьяна Бурдель