Дорога действительно сама жизнь. Если хорошая, то она не только сокращает расстояния, сближает людей, но еще и кормит. А вот плохая (в нашем понимании некачественная), помимо негатива, еще и забирает человеческие жизни. Такой, в частности, является автодорога республиканского значения А-15, точнее, ее небольшой отрезок, находящийся в Келесском районе: от села Кызыласкер до районного центра — села Абай.
Дорога, как можно видеть на фотографиях, разбита, местами ее с трудом проходят даже внедорожники. Основное полотно было проложено еще в советское время, поэтому для нынешнего потока автомашин оно еще и узкое. Ямочный ремонт, который обычно ведется на ней после зимы, в этом году не начинался. В результате у автомашины, проехавшей по рытвинам и ямам, выходит из строя подвеска. Но это не самое страшное. В жуткой аварии, которая случилась неподалеку от села Алгабас 23 мая, погибли четыре человека.
Осенью прошлого года автомобилист после аварии оставил без природного газа тысячу жителей многострадального Кызыласкера. Потому что водители, чтобы уберечь свои авто, вынуждены выезжать на встречную полосу движения.
Причина такого состояния трассы республиканского значения — это отсутствие должного и своевременного ежегодного ремонта устаревшей дороги. Но основной причиной, и на этом настаивают специалисты, является увеличившееся в последние годы количество большегрузов, которые разбивают ее в прах и пух за несколько недель даже после ежегодных ремонтов. Тем более при нашей жаре. Водители тяжелых автопоездов превышают разрешенную на таких дорогах нагрузку на ось, что приводит к печальному результату.
Районный и областной акиматы не раз обращались в АО «НК «Казавтожол», на чьем балансе находится республиканская трасса А-15. Как удалось выяснить у ответственных специалистов туркестанского филиала АО «НК «Казавтожол», ремонт всей дороги, а значит, и злополучного отрезка, начался на днях. Конкурс на определение подрядчика, который срывался три раза, прошел. Победитель — ТОО «ТММ-Береке» — проведет средний ремонт. Срок завершения всех работ — 1 сентября этого года.
И наконец, самая радостная новость: будет построена новая объездная дорога, соответствующая всем современным требованиям. Эта трасса обойдет населенные пункты и станет еще одним отрезком международной автотрассы Западная Европа — Западный Китай. Сейчас начат выкуп участков по пути ее прохождения. Когда новую магистраль введут в строй и избавят сельчан от «убитых» дорог, покажет время.
А вот в Туркестанской области вопрос качества дорог является приоритетным. В нынешнем году проводится капитальный ремонт четырех дорог и средний ремонт шести дорог в Мактааральском, Жетысайском, Шардаринском, Ордабасинском районах и Арыси. Приводят в порядок восемь дорог в восточном направлении – в Толебийском, Сайрамском, Тюлькубасском районах, а также 10 дорог — в Келесском, Сарыагашском и Казыгуртском районах. Столько же дорог (10) реконструируют в ближайших к Туркестану Байдибекском, Отрарском и Сузакском районах.
Всего же в 2019 году планируется сдать в эксплуатацию 24 дороги протяженностью 584,4 км и пять мостов.
Бейбит Бисенбаев