В Шымкенте два года назад была основана Ассоциация дизайнеров. Ее главной задачей было собрать и объединить дизайнеров одежды, обучать их, открыть площадку для продажи коллекций, проводить показы и выставки. Но сделать акцент лишь на дизайнерской одежде не получилось, так как наш город богат на талантливых людей в разных сферах. Это и ремесленники, и художники, и мастера hand made, и дизайнеры интерьера, и фотографы. Все они нуждались в общей площадке, где могли бы показать и предложить свое творчество.
Создать бренд Шымкента для туристов
Как часто вы видите горящие от воодушевления идеей глаза? Идея — это то, что движет человеком, мотивирует его на создание чего-то интересного и лучшего. И главное — процесс продвижения своей идеи, когда ничто не может отвлечь его от достижения цели.
Горящие глаза, как правило, чаще всего встречаются у людей, связанных с творчеством. Вся их жизнь направлена на генерацию все новых и новых идей.
Героиня моей сегодняшней статьи — Ж. Елтанова. Она сидит напротив меня — красивая молодая женщина с глазами лани — большими, черными — в обрамлении пышных и длинных ресниц. На протяжении всей нашей беседы они сияли, в хорошем смысле, лихорадочным блеском. Она говорила, а я внимательно слушала и заряжалась ее позитивными эмоциями и энергией.
Ж. Елтанова — председатель Ассоциации креативной индустрии Шымкента.
«В первый же год основания нашей ассоциации к нам присоединилось более 120 человек, занятых в разных направлениях. На сегодняшний день нас уже 150 человек, — рассказывает Ж. Елтанова. — И, чтобы дать возможность творческим людям реализовать себя, мы открыли специальную площадку, где можно совершенно бесплатно разместить свои изделия. Я сама дизайнер одежды, и в начале пути у меня тоже были проблемы с реализацией. То есть создавать-то мы создаем, но 50 процентов успеха зависит от правильного маркетинга. Мы помогаем так же в продвижении товара, от упаковки собственного бренда до страниц в социальных сетях. Мы даже открыли специальные курсы по обучению брендингу».
Действительно, творческие люди живут новыми идеями и их реализацией, и меньше всего они думают о том, как правильно продвинуть свое творчество, чтобы их разглядели, чтобы они стали узнаваемыми. Эту задачу и взяла на свои плечи ассоциация.
Шоу-рум привлекает покупателей не только оригинальными нарядами, но и эксклюзивными украшениями, полезными вещичками, глянцевыми журналами. Здесь вам предложат изделия в единственном экземпляре, больше ни у кого такого не будет. И, конечно же, атмосфера в магазине особенная — творческая. Хоть помещение и небольшое, но, поверьте, есть на что посмотреть и провести с удовольствием и пользой время. Ведь каждая вещь — это произведение искусства. И еще один приятный бонус — чашечка ароматного кофе.
Объединение творческих людей позволило шире увидеть сферу индустрии и понять, в какую сторону двигаться и как более плодотворно решать те или иные вопросы. Стала расти активность. Ассоциация уже выходит на международные проекты, где с гордостью представляет Шымкент. Наш город заявил о себе, и все чаще стали появляться совместные проекты. Подписаны меморандумы со многими ассоциациями по всему Казахстану. У творческих людей появилась возможность участия в выставках на взаимовыгодных условиях. За год ассоциацией получено более 20 грамот и дипломов, в копилке также призовые места на международных конкурсах.
То ли еще будет!
«Наш росток пробился, окреп и стал уже полноценным деревом. Мы гордимся успехами наших творческих людей. И нам есть что показать миру, — говорит Ж. Елтанова. — Недавно мы ездили в Париж, где прошли стажировку. И нашим дизайнерам предложили специальную площадку, где они могут пройти стажировку. В Париже мы посетили музеи La Galerie Dior и Lousi Vuitton. Узнали историю создания этих брендов. Dior в свое время обшивал королев. Мы посмотрели интересные коллаборации дизайнеров. Очень радует что теперь у наших дизайнеров есть возможность пройти курсы и повысить квалификацию во Франции».
Ж. Елтанова считает, что Шымкенту не хватает креативности. Несмотря на большое количество этники, мы еще не научились это правильно преподносить как готовый продукт. Создавать научились, а вот красиво предложить — нет.
«Здорово, что мы возвращаемся к истокам в творчестве и начинаем это продвигать, — продолжает разговор Ж. Елтанова. — Но мы должны сначала все скрупулезно изучить. Возьмем, например, национальные узоры. Каждый из них несет определенный смысл. У любой завитушки есть своя история и назначение. И нельзя использовать узоры, не думая о смысловом его подтексте. Есть узоры, которые категорически нельзя использовать на подоле платья, а только в головных уборах. И таких нюансов очень много. Далеко не все дизайнеры об этом знают, и порой бывает очень неловко за то, как они используют наш национальный орнамент. Дизайнеры — это носители и хранители культуры, и об этом надо всегда помнить».
Как мы ранее уже отметили, Ассоциация креативной индустрии не зацикливается только на дизайнерах одежды. В основе названия стоит слово «креатив». «Креативность» означает способность создавать нечто новое и обладающее ценностью. И в этой формулировке важны обе части. К слову, сегодня креативное мышление все чаще встречается в списке требований к кандидатам на разные, казалось бы, даже не на самые творческие вакансии.
«Что такое креативная экономика? Креативная экономика — это платье за 700 евро, себестоимость которого 70 евро, а все остальное, включая дизайн, раскрутку в соцсетях, профессиональный фото- и видеокаталог, рекламную кампанию, — креатив! Если раньше дизайнеры работали за копейки, то сегодня за огромные деньги. В крупных брендах, таких как Chanel или Dior, дизайнеры получают 5-10 миллионов долларов в год. Вспомните культового дизайнера Марка Ньюсона, создавшего «умные» часы Apple Watch, за что его Apple сделал вице-президентом по дизайну. В свое время он сделал стульчик, его себестоимость, наверное, составляла несколько тысяч фунтов стерлингов. На аукционе Christie’s он был продан за миллион сто тысяч фунтов стерлингов. То есть его ум оценили в один миллион 99 тысяч с хвостиком фунтов стерлингов. Пора и нам тоже работу ума выводить в экономическую категорию. Мы можем, как страна, на этом зарабатывать, у нас все есть для этого, просто нужно объединиться, прорубить канал, через который все дизайнеры будут выходить в мир. Иначе у нас так и будут разброд и шатания, дизайнеры свои права будут качать, ритейлеры и производственники — свои. А пока будем выяснять отношения, время будет работать против нас, — считает дизайнер. — Ведь рынок казахстанской моды не ограничивается только дизайнерами — это целая индустрия: выставки, онлайн-магазины, казахстанские недели моды и так далее. В основе креативной индустрии лежит деятельность личности, основанная на коммерциализации результатов интеллектуальной собственности. Имея талант, творческое начало и профессиональный навык, человек создает не только продукт своего труда, но и, как правило, стоит перед проблемой продолжения деятельности в выбранной сфере с ориентацией на тот или иной сегмент рынка. Это, в свою очередь, ведет к созданию компаний нового типа, оказывающих влияние на все сопряженные секторы экономики в целом».
С мнением председатели Ассоциации креативной индустрии сложно не согласиться. Да, Казахстан богат на полезные ископаемые, но нельзя развивать экономику с расчетом только на эту сферу. Каждый год вузы страны выпускают огромное количество специалистов. И только небольшая часть их их может работать в крупных компаниях. Многие стремятся развить свой старт-ап и работать на себя.
«Миссия нашей ассоциации — со студенческой скамьи помогать молодежи строить свой бизнес. Тема креативной индустрии сегодня самая актуальная, и важность реализовать свой творческий потенциал возросла, — рассказывает Ж. Елтанова. — Наша ассоциация подписала меморандум с кыргызстанским кративным хабом Оlolo. Это уникальная сеть креативных хабов в Центральной Азии. Это шикарное арт-пространство, где оказывают поддержку и помогают расширить возможности креативному сообществу страны. Наша страна пока отстает в этом плане, и у меня мечта открыть такой креативный хаб в Шымкенте.
Недавно мы подписали также меморандум о сотрудничестве с коллегами из итальянской компании Italy4East Internetionflizetion. Его суть в том, чтобы возобновить Великий Шелковый путь.
Уже есть проект, в который входит и Шымкент. У нас есть и необходимая площадка, и очень много творческих людей. Благодаря меморандуму наши студенты смогут проходить обучение в Италии. И мы очень рады этому, потому как пока мы не станем делиться опытом и перенимать передовые технологии, мы будем топтаться на одном месте».
Кроме опыта, творческому человеку как воздух необходимо вдохновение. И если опыт приходит со временем, то где брать вдохновение? Конечно же, в общении с людьми, посещая другие страны, узнавая что-то новое и пока еще неизвестное тебе. Мир открывает сегодня границы, надо не упустить момент, правильно этим воспользоваться.
«Когда мы были на выставке дизайнеров в Милане, нас возили на производство обуви известного бренда. Была возможность сравнить, как этот процесс проходит у нас и у них. Хочу сказать: разница огромная! И я не имею в виду именно производство обуви. Я говорю о самом процессе, о том, как построена работа. Практически все делает автоматика. Все экологично, чисто и светло. И даже музыка играет. Созданы очень комфортные условия для рабочих. И, конечно, этот опыт мы будем перенимать на нашем производстве», — говорит Ж. Елтанова.
Ассоциация активно занимается благотворительной деятельностью, привлекая к творчеству подрастающее поколение.
«Мы взяли шефство над детским домом в Сайраме. Наши мастерицы часто выезжают туда с мастер-классами и проводят там весь день с детьми в творчестве, — рассказывает Ж. Елтанова. — Проект называется «Подари детям знания». Мы приезжаем со всей необходимой фурнитурой, и дети могут самостоятельно что-то создать своими руками: сумочки, браслетики, игрушки, картины и так далее. А в завершение получают сертификаты и небольшие подарочки. И, знаете, на самом деле детям интересны не сами сертификаты и подарки, а прикосновение к волшебному миру творчества. Когда из какого-то пустяка получается красивая вещь. Им все интересно, они впитывают в себя все как губки. Вы бы видели, как у них в процессе горят глаза и сколько радости на лице, когда получается сделать что-то своими руками. Это дорогого стоит. Я уверена, что кто-то из этих деток непременно свяжет свою жизнь с творчеством и, возможно, прославится. Много мастер-классов мы проводим и для шымкентских школьников. Мы учим детей созидать — и это важно».
По словам Ж. Елтановой, сегодня перед вузами творческой направленности, а также перед образовательными организациями, реализующими программы в области менеджмента, стоит задача разработки новых методологических подходов к обучению, средств и технологий, позволяющих готовить специалистов нового типа, сочетающих в себе навыки управления креативными творческими коллективами с профессиональными умениями в области дизайна, художественного творчества и знания основ функционирования рыночной экономики, правовых и организационных основ построения конкурентоспособного бизнеса.
Татьяна Бурдель
В нашем Telegram-канале много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!