Сеть автомобильных дорог республиканского значения на
территории Туркестанской области составляет 866 км. 166 километров проходят по населенным пунктам
За последние годы качественно изменился придорожный сервис. Все объекты приводятся в соответствие с национальным стандартом. Это непростое дело поручено АО «Национальная компания «КазАвтоЖол». Судя по состоянию объектов, компания с задачами справляется успешно,хотя наследство в виде неорганизованных торговых точек, кафе и полулегальных лотков вдоль республиканских автотрасс ей досталось сложное.
Дорога — это не только современное, соответствующее всем требованиям безопасности асфальтовое или бетонное полотно, — рассказывает директор Туркестанского филиала компании М. Дуйсембеков. — Это целый комплекс искусственных сооружений, в том числе сложная сервисная инфраструктура.
Из пятисот объектов сервиса вдоль автомобильных дорог 227 расположены в населенных пунктах. Нет возможности привести их в соответствие с национальным стандартом по причине малой площади и несоответствия оказываемых услуг новым требованиям. По рекомендуемым требованиям национального стандарта необходимо строительство еще двух объектов категории «А». Они нужны на границе Республики Узбекистан, вблизи пограничного поста «Б. Конысбаев» автодороги на Шыназ, на 794 км автодороги А-2 Шымкент-Ташкент у КПП «Казыгурт» и на 2064 км автодороги М-32 Самара-Шымкент на границе с Кызылординской областью.
В этом году начато строительство комплекса «Алмаз» площадью два гектара на автомобильной дороге Р-32 «Обход г. Шымкента». Работы ведет частный инвестор ТОО «Алмаз». Планируется завершить их к концу 2019 года».
Объект категории «А» предусматривает полный комплекс услуг — от столовой до медицинского пункта и станции техобслуживания. Ну и, разумеется, гостеприимный персонал. Последний, впрочем, не возбраняется на объектах любой категории. Предполагается строить их за счет государственно-частного партнерства. Местные акиматы выделяют землю и обеспечивают подключение к инженерным сетям. Инвесторы вкладываются в строительство и содержание объектов.
Пока инвесторы в очереди не стоят, — комментирует ситуацию М. Дуйсембеков. — Предприниматели проявляют к сфере придорожного сервиса осторожный интерес. Всего по национальному стандарту на дорогах области должно быть не менее сорока одного объекта четырех категорий. По категории «В» шесть из семи объектов сервиса соответствуют требованиям стандарта. В 2017 году ТОО «Курылыс» начато строительство еще двух: на 603 км автодороги А-2 Алматы-Шымкент (будет завершено до конца 2018 года) и ИП «Боранбаев» на автодороге Р-32 «Обход г. Шымкента» (плановый срок завершения — 2019 год).
Из шестнадцати объектов категории «С» одиннадцать соответствуют требованиям стандарта, построено четыре новых. По «D» (просто АЗС) — у нас даже большой перебор — 134 вместо 17 рекомендуемых. 56 соответствуют требованиям стандарта, построено еще 12. Итого: из имеющихся 158 объектов придорожного сервиса отвечают требованиям нацстандарта 75».
В 2017 году акиматом области разработан региональный план мероприятий по приведению объектов дорожного сервиса в соответствие с требованиями национального стандарта на 2017-2020 годы, создана межведомственная рабочая группа, проводится ежеквартальная инвентаризация объектов, на каждый разработаны паспорта. В работе принимают участие специалисты Комитета автомобильных дорог, акиматов, палаты предпринимателей «Атамекен», фонда развития «Даму», органов архитектуры, бизнесмены — владельцы объектов придорожного сервиса. Туркестанским областным филиалом АО «НК «КазАвтоЖол» разработана карта области на «Яндекс Карте» с нанесением всех объектов сервиса и площадок отдыха. В текущем году планируется завершить работы по нанесению объектов дорожного сервиса, соответствующих национальному стандарту, на карту «Транспарк» Международного союза автомобильного транспорта (IRU).
По оценкам специалистов, платными республиканские дороги станут где-то к середине 20-ых годов. Те, кто отвечает за их безопасную эксплуатацию, конечно, заинтересованы в том, чтобы это произошло как можно раньше. Водители и перевозчики — чтобы никогда. Противоречие будет разрешено в пользу первых, но и те, кто по дорогам ездит, уверяют в «КазАвтоЖол», в конечном счете от введения оплаты только выиграют.
Чем больше денег, тем лучше дороги, — говорит М. Дуйсембеков. — Государство не может бесконечно тянуть в одиночку груз финансирования строительства и обслуживания автомобильных дорог. Сейчас идет работа по созданию полноценной юридической базы и инженерно-техническому обеспечению введения платного проезда.
О том, сколько стоит эксплуатация дорог, говорят цифры. В 2018 году за счет бюджета республики в Туркестанской области установлено светодиодное освещение на 20 пешеходных переходах через дороги республиканского значения, два скоростемера, 35 километровых и 532 сигнальных столба, 12 панно, сделано 2226 километров разметки и многое другое, необходимое для безопасности движения по нашим дорогам, интенсивность которого с каждым годом возрастает.
Если, когда мы только проектировали строительство транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай, на участке Шымкент-Туркестан ежесуточно проходило 2,5 тысячи автомашин, то сегодня — 15 тысяч, по Сарыагашу сейчас проезжает до 25 тысяч автомашин в сутки. Пока единственная в стране платная дорога Астана-Боровое приносит 1,5 миллиарда тенге в год при интенсивности движения пять тысяч машин в сутки. Введение платы на дорогах нашей области позволит обеспечить финансирование их эксплуатации на необходимом уровне. Так что альтернативы этому, не очень популярному среди водителей, решению мы не видим.
В этом году мы провели средний ремонт 48 километров автодороги Кентау-Туркестан-Шаульдер-Торткол, важного туристического маршрута. Всего за три года на этом участке было восстановлено 132 км и завершен ремонт пяти мостов».
В рамках капитального строительства в области планируется отремонтировать девять мостов и построить шесть надземных пешеходных переходов на сумму 1641 млн. тенге.
Одной из приоритетных задач был ремонт моста через реку Келес на подъезде к Шыназу автодороги А-15, имеющего стратегическое значение. Все работы выполнены в срок.
Шесть надземных пешеходных переходов строятся для обеспечения безопасности движения в селах Абай, Жетысай, Сарыагаш, Ынтымак, Тортколь и городе Туркестане. На всех предусмотрены подъемные платформы для людей с ограниченными возможностями.
Ведется ремонт трех мостов на автодороге А-15 Жизак-Жетысай-Кызыласкер-Абай-Сарыагаш-Жибек-жолы. Один мост завершен, два будут сданы в эксплуатацию в ноябре.
По просьбе акимата Казыгуртского района планируется строительство надземных пешеходных переходов на автодороге Шымкент-Ташкент в селах Шарапхана, Женишке и Ашибулак.
Игорь Лунин
фото автора