Возвращенная реликвия

24 Ноя 2023 14:13
Количество просмотров: 709

В Туркестане в мавзолей Х. А. Ясави передали Коран, подаренный Кенесары хану Марал ишаном. Впервые об этом святом писании сообщил Глава государства на Национальном курултае, прошедшем летом в Туркестане.

Марал Курманулы родился в 1780 году в местечке на берегу реки Обаган на севере Костанайской области, которое позднее было названо «Маралья ива».

Марал ишан получил отменное образование и был не только религиозным, но и общественным деятелем, а также соратником Кенесары хана.

В одном из своих интервью имам мечети «Марал ишан» Б. Торгайбай-улы рассказал, что Марал баба стремился решать политические вопросы казахско-русских отношений путем переговоров. С этой целью он направил в Омск через аксакала Керейской волости Байсала два письма: одно — Оренбурскому военному губернатору Эссену, второе — командиру Сибирского отдельного корпуса Капцевичу.

Уже с первых слов этого письма видно, что Марал ишан был настоящим религиозным деятелем. Он отмечал, упоминая Всевышнего и пророка Мухаммеда, а также Адама, что между казахами и русскими никогда не было вражды, что они поклоняются одному Богу. Далее Марал ишан, почтительно обращаясь к генералу, просил разрешить ему предстать перед царским величеством.

Эту просьбу Марал ишана правители Сибири передали в Азиатский департамент. Таким образом, в 1822 году вопрос о приглашении Марала Курманулы в Санкт-Петербург был решен. Но письмо с сообщением об этом не дошло до Марала. Потому что в это время он руководил народным движением, направленным против грабительских действий Хивинского ханства в отношении казахских аулов на Сырдарье, а также караванов, приходящих из Оренбурга и Троицка. Были и другие причины, почему Марал не попал на прием к царю. Генерал-губернатор в Оренбурге поручил султану Жанторе Жихангерову найти Марала, а тот приказал султану Жуме Кудаймендиеву схватить Марала. И полковник русской армии Грамматин поручил султану Шотаю схватить Марала. Похоже, что и эти обстоятельства помешали Маралу попасть к царю.

Еще одно направление просветительской деятельности Марал ишана — приобщение казахов к оседлой жизни, к земледелию. Это оказывало влияние на жизнь народа в экономическом и духовном отношении, было полезно для улучшения быта, расширения мировоззрения народа, вело к процветанию. Поэтому деятельность Марал ишана в сфере исламского просвещения на казахской земле была прогрессивной.

Коран в течение двух веков переходил из рук в руки и в конце концов был вывезен из страны. Вернуть его в Казахстан помогли меценаты. На Коране есть печати Марал ишана и Кенесары хана. Коран полностью изучен отечественными и зарубежными специалистами, которые единодушно признали, что он принадлежал Кенесары хану.

В торжественном мероприятии приняли участие аким Туркестанской области Д. Сатыбалды, председатель Духовного управления мусульман Казахстана главный муфтий Наурызбай кажы Таганулы, потомки хана Кенесары.

«Мы должны сохранить политическую стабильность, доброту людей друг к другу, обеспечить будущее поколений. Выражаю благодарность неравнодушным гражданам, которые внесли свой вклад в возвращение этой книги в нашу страну», — сказал аким области.

Верховный муфтий отметил, что размещение ценного экспоната в мавзолее Х. А. Ясави способствует повышению статуса традиционной религии и изменению сознания народа на добродетель. Для всех, кто приезжает в Туркестан из разных уголков мира, — это настоящий исторический и культурный подарок.

Увидеть Коран можно в экспозиции Большого Аксарая мавзолея Х. А. Ясави.

 

Владимир Привалов

 

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *