Еще в первой половине 90-ых годов чимкентский Кайнар-булак был дачным поселком. Доехать туда и обратно дачникам не составляло труда. На месте нынешнего сквера им. Ш. Калдаякова была дачная остановка, откуда с интервалом в 20 минут по маршруту № 70 отъезжали комфортные по тем временам автобусы «Икарусы»-гармошки. И никакой давки. Даже в выходные, не говоря уже о буднях. С тех пор изменилось многое. Шымкент стал мегаполисом. А наши «Кайнары» — жилым массивом. Население его увеличилось. Пассажиропоток — тоже. На смену просторным «Икарусам» на маршрут № 70 пришли давно уже не новые китайские «ПАЗики». В лучшем случае — корейские «Хюндаи».
Если вы проедете в час пик по семидесятому маршруту, считайте, что вы — счастливчик. Не нужно никаких веселых забав, чтобы вам было не скучно. Утром, чтобы доехать из Кайнар-булака до основной транспортной развязки города — остановки «Гиперхаус» — и не опоздать на работу или в школу, вам нужно выехать не позже 7:45. А то и раньше.
Буквально через пару-тройку остановок от начала маршрута автобусы едут под завязку забитые пассажирами. Все остальное — дело техники кондукторов. Именно в такие моменты ощущается единство населения третьего мегаполиса. Люди едут в притирку друг к другу. И это — высший пилотаж кондукторов. Но, несмотря на положение килек в банке, многие умудряются еще и гаджетами пользоваться.
Пока вы доезжаете до остановки «Зоопарк», за те же 70 тенге получаете еще и банную процедуру. А ваша одежда пропитывается всеми ароматами мировых и отечественных парфюмерных брендов. При этом, если дачный автобус прошлого века ехал экспрессом, то сегодня на его маршруте более 40 остановок. И обслуживает он до выезда на Кайтпас-2 четыре крупных вновь присоединенных к Шымкенту микрорайона. А это ни много ни мало несколько десятков сотен людей. К тому же этот маршрут — единственный, курсирующий по верхней части улицы Казыбек би. В старых районах города по причине многочисленности маршрутов все же больше возможностей в час пик ехать по-человечески.
Но дело даже не в утренних и вечерних поездках. В качестве доказательства происходящего в делах автобусных на сайте «Казахстанская жалобная книга» за № 29434 зарегистрирована жалоба от А. Калдыбаева: «В Шымкенте я сел в автобус № 70 в районе Кайтпаса-2 около трех часов дня. Народу в автобусе мало, даже сидячие места были. Это стало основанием для «ралли» на шоссе. Автобус понесся, словно ракета, обгоняя маршрут 17 б, затем и «КамАЗ», создавая серьезную аварийную ситуацию. Я попросил кондуктора остановить на остановке «Заправка». Кондуктор стала утверждать, что надо было выйти напротив полиции. Все это в погоне за 70 тенге. Таких людей нужно гнать из общественного транспорта».
К сожалению, с нынешними переездами городских управлений и отделов на сайте акимата Шымкента не указаны многие контактные телефоны. В том числе управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Но, как заявил в одном из недавних интервью руководитель отдела общественного транспорта управления ПТ и АД Шымкента Н. Сугралиев, «в общей сложности акимат планирует закупить 1000 новых автобусов. Из них 300 — уже в первой половине 2019 года. Кроме этого, некоторые перевозчики планируют за свой счет обновить автопарк». Кое-что из сказанного уже сделано. С 1 февраля 2019 года запущен социально значимый маршрут № 149.
Обслуживают его автобусы большой вместительности. Маршрут проходит от центра города в микрорайон «Кайнар-булак». Но на бывших дачах 149-ый останавливается лишь на первой остановке, далее следуя в аул. Поэтому люди, пользующиеся маршрутом № 70, чтобы не ехать в толчее и успеть к девяти часам на работу, останавливали частников-таксистов.
И чиновники города, и транспортники стараются принять меры, чтобы успокоить праведные возмущения пассажиров. Но из этого пока мало что выходит.
Одной из самых значимых проблем частных перевозчиков Шымкента является сильная изношенность и, быть может, недостаточные темпы обновления общественного транспорта третьего мегаполиса страны. Как следствие износа – снижение уровня технической надежности и безопасности пассажирских перевозок. Кроме того, в значительной степени растут затраты на эксплуатацию подвижного состава и себестоимость перевозок пассажиров.
Увеличение транспортной подвижности населения в условиях сокращения провозных возможностей приводит к росту наполняемости салонов. В час пик она почти втрое превышает значения, рекомендованные Международным союзом общественного транспорта. Это не только приводит к несоблюдению необходимых условий безопасности при перевозках, но и нарушает минимальный уровень комфортности поездок пассажиров.
Проблемы пассажирских перевозок Шымкента касаются многих крупных городов Казахстана и постсоветского пространства. Ни один город в мире не сможет обойтись без развитой транспортной инфраструктуры. В жизнь современного города неотъемлемой частью вошел общественный транспорт, основной задачей которого является обеспечение потребности населения в перевозках. Транспортная подвижность жителей и средняя дальность их поездок растут по мере роста численности и городской территории. Но сколько бы и который год об этом ни говорили, в Шымкенте, как у Крылова, «воз и ныне там».
Редакция «ЮК» просит считать данную публикацию официальным запросом в управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Шымкента и просьбой прокомментировать решение проблемы.
Владимир Привалов