Время подводить итоги

11 Июн 2020 10:47
Количество просмотров: 1193

Нынешний учебный год, особенно его последняя четверть, стал серьезным испытанием для педагогов.

Но вот отзвенел последний звонок, большинство выпускников готовится к ЕНТ, остальные школьники отправились на каникулы, а значит, пришло время подвести итоги. О том, что удалось, а что не очень, «ЮК» рассказал руководитель управления развития человеческого потенциала Туркестанской области Р. Жолаев.

— Рахимбек Куатбекович, довольны ли вы результатами?

— По итогам 2019-2020 учебного года процент качества знаний учащихся области составил 65,4. Это больше, чем в прошлом на 4,2 процента. Здесь можно отметить несколько причин, и прежде всего это связано с переходом на дистанционное обучение. Во-первых, учащиеся были под контролем родителей, во-вторых, педагоги работали с ребятами индивидуально. Весь материал, который выкладывался на интернет-ресурсах, соответствовал государственным стандартам и примерным образовательным программам. Готовили их лучшие специалисты области.

Хочется отметить и то, что до начала четвертой четверти, в самом начале объявления режима ЧП, мы начали подготовку онлайн-уроков.Всего за период карантина было отснято 182 урока по всем предметам. Был открыт YouTube-канал для учеников с узбекским и таджикским языками обучения, для родителей и учащихся подготовлены разъяснительные статьи на русском, казахском, узбекском языках, опубликованные в областных СМИ. Специалистами методического центра области были разработаны рекомендации обучения в дистанционном режиме.

Конечно, многое зависело от того, как организовано промежуточное оценивание. Наши учителя не просто давали задания и сообщали, на каком ресурсе их можно найти, они разработали целую систему, отслеживающую результат онлайн-обучения ребенка, включенность родителей в этот процесс.

Мы заметили, что некоторые дети дистанционно занимаются лучше. Они самостоятельно выбирали тот ресурс, где уроки более понятны, успешно работали, естественно, не без консультации классного руководителя и учителя-предметника. Проводить уроки дистанционно было очень интересно и в то же время непросто.

Педагогам пришлось освоить много новых технологий, разобраться в возможностях различных образовательных платформ и приложений, такик как Bilimland, Kundelik.kz, Zoom, WhatsАpp, YouTube. Благодаря заранее проведенным озакомительным беседам в школах учебный процесс удалось организовать на должном уровне, по четко разработанному плану, согласно составленному расписанию.

Во время режима ЧП проводились и воспитательные мероприятия. Наши ученики встретили Наурыз, мы поговорили с ними о Дне космонавтики, организовали онлайн-флешмоб ко Дню единства народа Казахстана, провели челлендж к 175-летию Абая и 1125-летию аль-Фараби.

Ко Дню Великой Победы «Бессмертный полк» прошел по экранам наших компьютеров и смартфонов. Мы провели конкурс патриотической песни, юноши области показали физическую подготовку во время онлайн-конкурсов.

Вместе с детьми мы вспомнили жертв политических репрессий, перед последним звонком обсудили планы на будущее, а Всемирный день защиты детей отметили конкурсом рисунков, пением песен. Девочки соревновались в кулинарных конкурсах, а мальчики мастерили поделки из доступных материалов. И все это в онлайн-режиме.

— В каких районах и какие школы отработали лучше других?

— Организации образования области и учителя, работающие в них, использовали в процессе обучения различные методики и подходы. Хочу отметить работу Кенжебека Жумашева из школы-лицея имени Алимкулова Сузакского района, Айны Аманкуловой из МКШ «Толеби» Толебийского, Гулшат Сарсенбаевой из ОСШ имени Сатпаева Мактааральского, Натальи Кан из школы-гимназии имени Ломоносова Тюлькубасского, Гулзиры Жаркынбаевой из ОСШ имени Жангельдина Жетысайского, коллектив школы гимназии № 4 имени Сейфуллина из Туркестана, которые доказали свой профессионализм, продемонстрировали оперативность при переходе на дистанционное обучение, творческий подход в подготовке уроков.

Если у кого-то сначала было не все гладко, позже все подтянулись, подучились на примере коллег и достойно завершили учебный год.

— Что планируется предпринять, чтобы в случае перехода на дистанционное обучение результаты были еще лучше?

— Период карантина показал нам всем, что система образования области должна быть готова ко всему, к любой ситуации. Каждый учитель должен задать себе три важных вопроса. Первый — чему хочу научить детей и каких результатов они добьются? Второй — как они этого достигнут? Третий — как я могу помочь им достичь желаемых результатов? Отталкиваясь от этих вопросов, мы можем представить себе, что нужно предпринять, чтобы в случае перехода на дистанционное обучение результаты были лучше.

Мне кажется, что учителю в первую очередь нужно взять в союзники детей. Они не только помогут организовать работу, но и заинтересуются учебой. Нужно понимать, что ученики, которые ничего не делали на уроке, могут не захотеть работать и дистанционно. Поэтому к каждому ребенку нужно искать индивидуальный подход, но карательных мер быть не должно.

Нужно организовать для учеников свободный, активный, творческий, не обремененный формальными процедурами процесс обучения и самообучения по месту жительства. Для этого мы создадим равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья и материальной обеспеченности.

Будем использовать новые информационные и телекоммуникационные технологии с привлечением местных СМИ. Будем учитывать скорость восприятия информации каждого ребенка и его предпочтения в форме подачи информации, склонности к групповой работе.

Над этими и другими мерами по улучшению качества образования сейчас работают наши специалисты. Дистанционное обучение порадовало нас одной приятной новостью — дети захотели в школу. Это радость, когда они говорят, что скучают по школьным стенам. Человек — существо социальное, ему необходимо живое общение.

Конечно, мы будем рады, если все нормализуется и ребята будут заниматься сидя за школьными партами. Но все же, как отметил Президент страны, нужно быть готовыми к последующим вызовам, когда возникнет необходимость обучать детей дистанционно. Поэтому нам необходимо подготовить систему онлайн-обучения и образовательных технологий, применяемых в условиях дистанционного обучения.

В Туркестанской области действуют ассоциация педагогов, творческие группы учителей-предметников, которые совместно с областным методическим центром ведут работу в этом направлении. Ими разработан ряд уроков, которые отправлены на экспертизу в НАО имени Алтынсарина. Готовится ряд обучающих семинаров для учителей и родителей области, создается копилка образовательных технологий для учащихся старших и выпускных классов при подготовке к экзаменам и ЕНТ, видеоролики для начальной школы. То есть работа в этом направлении уже идет и будет продолжаться.

— Запланированы ли на лето какие-то курсы для учителей?

— С июня по август свою квалификацию повысят учителя-предметники, учителя робототехники, педагоги-психологи и педагоги инклюзивного образования.

Запланированы обучающие курсы по обновленному содержанию образования и менеджмента.

На базе филиала АО «НЦПК «Өрлеу» по Туркестанской области обучение пройдут 917 педагогов, на базе филиала Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Шымкента — 2837, на базе филиала АО «НЦПК Өрлеу» Алматы — 254.

Итого по Туркестанской области в летнее время 4008 работников образования будут повышать квалификацию в онлайн и смешанном режиме.

— Спасибо за интервью!

Ирина Притула

В нашем Telegram-канале  много интересного, важные и новые события. Наш Instagram. Подписывайтесь!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 комментария в “Время подводить итоги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *